Система учета переменных затрат «директ – костинг», сущность, назначение, достоинства и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности. Поэтому часто применяется следующий принцип - самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.

Оглавление

Введение 3
Система «директ-костинг» как элемент управленческого учета 5
Исторические предпосылки возникновения системы учета
«директ-костинг» 5
1.2.Сущность и назначение системы «директ–костинг» 10
1.3.Система «директ-костинг». Преимущества и недостатки 16
Практическое значение системы «директ – костинг» 19
Калькулирование себестоимости в отечественном учете по
системе «директ-костинг» и целесообразность её применения 19
2.2 Применение системы «директ-костинг» на примере
образовательного учреждения 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая управленч. учет.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

|Планируемая      числен-|              |                |              |

|ность контингента       |  250 чел.    |    100 чел.    |    350 чел.  |

|————————————————————————|——————————————|————————————————|——————————————|

|Фактическая    стоимость|              |                |              |

|(себестоимость)  образо-|              |                |              |

|вательной услуги        |  8757 руб.   |    2919 руб.   |              |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Затем рассчитаем финансовый результат и рентабельность наших двух образовательных услуг (см. табл. 5). Для этого используем результат предыдущего расчета, а также будем исходить из того, что наши образовательные услуги будут стоить 10 000 и 4418 руб. соответственно.

Таблица 5.

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 

| Показатели               |  Программа А | Программа Б  |    Всего     |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Цена одной услуги         |  10 000 руб. |    4418 руб. |              |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Число  оказанных   услуг   |    250       |     100      |     350      |

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Выручка   от    реализации|              |              |              |

|услуг (стр.1 х стр.2)     |2 500 000 руб.| 441 800 руб. |2 941 800 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Фактическая      себестои-|              |              |              |

|мость оказанных услуг     |2 189 250 руб.| 291 900 руб. |2 481 150 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Прибыль                   | 310 750 руб.| 149 900 руб. |  460 650 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|——————————————|——————————————|

|Рентабельность  услуг      |              |              |              |

|((стр. 5 : стр. 4) х  100%)|  14,19       |   51,53      |    18,57     |

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 

 

А теперь решим  эту задачу способом «директ-костинг». Напомним, что «директ-костинг» делит издержки организации на переменные и постоянные и что в нашем примере эти две группы затрат совпадают с прямыми и косвенными затратами.

В таблице 6 представлен отчет о деятельности образовательной организации за тот же анализируемый период, но составленный способом «директ-костинг».

Таблица 6.

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|     Показатели           | Программа А  |  Программа Б|    Всего      |

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Выручка от  реализации  ус-|              |             |               |

|луг                       |2 500 000 руб.| 441 800 руб.| 2 941 800 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Переменная   часть   себе-|              |             |               |

|стоимости   образовательных|              |             |               |

|услуг                     |1 760 000 руб.| 215 960 руб.| 1 975 960 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Маржинальный  доход  (стр.1|              |             |               |

|- стр.2)                  | 740 000 руб. | 225 840 руб.|   965 840 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Рентабельность     образо-|              |             |               |

|вательных услуг  ((стр.3  :|              |             |               |

|стр.2) х 100%)            |    42,05     |    100,05     |     48,88     |

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Постоянные  затраты        |              |             |   505 190 руб.|

|——————————————————————————|——————————————|—————————————|———————————————|

|Операционная  прибыль      |              |             |   460 650 руб.|

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 

 

Сравним рентабельность, рассчитанную двумя этими способами. Калькулирование полной себестоимости приводит нас к выводу, что рентабельность второй программы в 3,5 раза (51,53 : 14,19) выше первой. А по методу «директ-костинг» получается, что рентабельность образовательной программы В выше всего лишь в два раза (100,05 : 42,05). Заметим, что по последнему методу рентабельность рассчитывается исходя из величин, очищенных от постоянных издержек организации. Следовательно, она характеризует непосредственные расходы по оказанию конкретных образовательных услуг. Поэтому расчеты способом «директ-костинг» являются более предпочтительными при решении управленческих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях развивающихся  рыночных отношений эффективное  управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Идея «директ–костинга» сегодня нашла отражение и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся отражения затрат и формирования финансовых результатов. В России по мере обособления предприятий с различной формой собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики появится и постепенно будет возрастать потребность в «директ-костинге», от этого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета. Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «директ – костинга» на отечественных предприятиях.

Решая, какой  метод учета и калькуляции  себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Однако как показано в этой работе в некоторых ситуациях «директ-костинг» имеет ряд

28

преимуществ. Так  как, он определяет себестоимость только по переменным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использовании не возникает несоответствий истинной прибыли предприятия и изложенных на бумаге расчетов. Поэтому, проанализировав все примеры можно посоветовать применять «директ-костинг» на производстве, где имеется много цехов или отделов, где производится широкий ассортимент продукции, который к тому же часто меняется, где нет постоянных объемов выпуска. Если же у этого предприятия к тому же не полностью загружены производственные мощности, и перед ним стоит дилемма, производить самому или же покупать какой-то из компонентов необходимых в дальнейшем производстве, а также оно сталкивается с рядом ограничивающих факторов, учитывая которые надо сформировать ассортимент, то в данном случае «директ-костинг» просто необходим.

Очевидно, что  идеальных систем или методов  не бывает. У каждой системы и  у каждого метода – свои достоинства  и свои недостатки. Главная задача – понять эти особенности, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать их преимущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2.  Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. (с изменениями от 30 марта 2001 г.) № 33 н.
  3. Ахмедов М.З. Оперативный учет и анализ использования материалов. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Безруких П.С. Учет и калькулирование себестоимости продукции. – М.: Финансы, 2003.
  5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
  6. Гарифуллин К.М. Учет и калькулирование в автоматизированной подсистеме управления себестоимостью продукции. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001.
  7. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003.
  8. Ивашкевич В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции. – Минск: Беларусь, 2004.
  9. Киселица Е.П. Маркетинг: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2011.
  10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  11. Мишин Ю.А. «Управленческий учет: Управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография. – М.: дело и сервис, 2002.
  12. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». – М.: Аналитика – Пресс, 2000.

30

  1. Рассказова-Николаева С. А., Директ-костинг. Правдивая себестоимость. Издательство: "Книжный мир" 2009.
  2. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б. и др. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. – М.: Дело, 2000.
  3. Шеремет А.Д. Управленческий учет. М.- издательство «ИД ФБК Пресс» 2000.
  4. Журнал «Финансовый менеджмент» № 5, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31


Информация о работе Система учета переменных затрат «директ – костинг», сущность, назначение, достоинства и недостатки