Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности. Поэтому часто применяется следующий принцип - самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
Введение 3
Система «директ-костинг» как элемент управленческого учета 5
Исторические предпосылки возникновения системы учета
«директ-костинг» 5
1.2.Сущность и назначение системы «директ–костинг» 10
1.3.Система «директ-костинг». Преимущества и недостатки 16
Практическое значение системы «директ – костинг» 19
Калькулирование себестоимости в отечественном учете по
системе «директ-костинг» и целесообразность её применения 19
2.2 Применение системы «директ-костинг» на примере
образовательного учреждения 23
Заключение 28
Список литературы 30
|Планируемая числен-| | | |
|ность контингента | 250 чел. | 100 чел. | 350 чел. |
|————————————————————————|————
|Фактическая стоимость| | | |
|(себестоимость) образо-| | | |
|вательной услуги | 8757 руб. | 2919 руб. | |
—————————————————————————————
Затем рассчитаем финансовый результат и рентабельность наших двух образовательных услуг (см. табл. 5). Для этого используем результат предыдущего расчета, а также будем исходить из того, что наши образовательные услуги будут стоить 10 000 и 4418 руб. соответственно.
Таблица 5.
—————————————————————————————
| Показатели | Программа А | Программа Б | Всего |
|——————————————————————————|——
|Цена одной услуги | 10 000 руб. | 4418 руб. | |
|——————————————————————————|——
|Число оказанных услуг | 250 | 100 | 350 |
|——————————————————————————|——
|Выручка от реализации| | | |
|услуг (стр.1 х стр.2) |2 500 000 руб.| 441 800 руб. |2 941 800 руб.|
|——————————————————————————|——
|Фактическая себестои-| | | |
|мость оказанных услуг |2 189 250 руб.| 291 900 руб. |2 481 150 руб.|
|——————————————————————————|——
|Прибыль | 310 750 руб.| 149 900 руб. | 460 650 руб.|
|——————————————————————————|——
|Рентабельность услуг | | | |
|((стр. 5 : стр. 4) х 100%)| 14,19 | 51,53 | 18,57 |
—————————————————————————————
А теперь решим эту задачу способом «директ-костинг». Напомним, что «директ-костинг» делит издержки организации на переменные и постоянные и что в нашем примере эти две группы затрат совпадают с прямыми и косвенными затратами.
В таблице 6 представлен отчет о деятельности образовательной организации за тот же анализируемый период, но составленный способом «директ-костинг».
Таблица 6.
—————————————————————————————
| Показатели | Программа А | Программа Б| Всего |
|——————————————————————————|——
|Выручка от реализации ус-| | | |
|луг |2 500 000 руб.| 441 800 руб.| 2 941 800 руб.|
|——————————————————————————|——
|Переменная часть себе-| | | |
|стоимости образовательных| | | |
|услуг |1 760 000 руб.| 215 960 руб.| 1 975 960 руб.|
|——————————————————————————|——
|Маржинальный доход (стр.1| | | |
|- стр.2) | 740 000 руб. | 225 840 руб.| 965 840 руб.|
|——————————————————————————|——
|Рентабельность образо-| | | |
|вательных услуг ((стр.3 :| | | |
|стр.2) х 100%) | 42,05 | 100,05 | 48,88 |
|——————————————————————————|——
|Постоянные затраты | | | 505 190 руб.|
|——————————————————————————|——
|Операционная прибыль | | | 460 650 руб.|
—————————————————————————————
Сравним рентабельность, рассчитанную двумя этими способами. Калькулирование полной себестоимости приводит нас к выводу, что рентабельность второй программы в 3,5 раза (51,53 : 14,19) выше первой. А по методу «директ-костинг» получается, что рентабельность образовательной программы В выше всего лишь в два раза (100,05 : 42,05). Заметим, что по последнему методу рентабельность рассчитывается исходя из величин, очищенных от постоянных издержек организации. Следовательно, она характеризует непосредственные расходы по оказанию конкретных образовательных услуг. Поэтому расчеты способом «директ-костинг» являются более предпочтительными при решении управленческих задач.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета «директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Идея «директ–костинга» сегодня нашла отражение и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся отражения затрат и формирования финансовых результатов. В России по мере обособления предприятий с различной формой собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики появится и постепенно будет возрастать потребность в «директ-костинге», от этого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета. Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «директ – костинга» на отечественных предприятиях.
Решая, какой метод учета и калькуляции себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Однако как показано в этой работе в некоторых ситуациях «директ-костинг» имеет ряд
28
преимуществ. Так как, он определяет себестоимость только по переменным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использовании не возникает несоответствий истинной прибыли предприятия и изложенных на бумаге расчетов. Поэтому, проанализировав все примеры можно посоветовать применять «директ-костинг» на производстве, где имеется много цехов или отделов, где производится широкий ассортимент продукции, который к тому же часто меняется, где нет постоянных объемов выпуска. Если же у этого предприятия к тому же не полностью загружены производственные мощности, и перед ним стоит дилемма, производить самому или же покупать какой-то из компонентов необходимых в дальнейшем производстве, а также оно сталкивается с рядом ограничивающих факторов, учитывая которые надо сформировать ассортимент, то в данном случае «директ-костинг» просто необходим.
Очевидно, что идеальных систем или методов не бывает. У каждой системы и у каждого метода – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача – понять эти особенности, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать их преимущества.
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
30
31