Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности. Поэтому часто применяется следующий принцип - самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
Введение 3
Система «директ-костинг» как элемент управленческого учета 5
Исторические предпосылки возникновения системы учета
«директ-костинг» 5
1.2.Сущность и назначение системы «директ–костинг» 10
1.3.Система «директ-костинг». Преимущества и недостатки 16
Практическое значение системы «директ – костинг» 19
Калькулирование себестоимости в отечественном учете по
системе «директ-костинг» и целесообразность её применения 19
2.2 Применение системы «директ-костинг» на примере
образовательного учреждения 23
Заключение 28
Список литературы 30
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает по крайней мере два варианта организации учета затрат.
Первый из них – традиционный калькуляционный вариант, при котором калькулируется полная фактическая производственная себестоимость.
Второй вариант
предполагает деление затрат на производственные
(обусловленные ходом
19
производство» или 23 «Вспомогательные производства», косвенные производственные затраты – по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы». В конце отчетного периода косвенные производственные затраты подлежат распределению. Периодические затраты (условно – постоянные) собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», но не включаются в себестоимость произведенной продукции, а списываются в конце отчетного периода на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) записью «Дебет 90 – Кредит 26», что и является признаком использования элементов системы «директ-костинг» на отечественном предприятии. Выбранный предприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике.
Следует отметить,
что данный вариант использования
элементов системы «директ-
Впервые разрешение применять такой вариант учета затрат появилось в Письме Минфина СССР от 2 июля 1991 г. №40 «О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях», где говорилось: «Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.д.) и недлительный цикл производственного процесса, учитывающие общехозяйственные (накладные) расходы обособленно от прямых, могут списывать их ежемесячно полностью на затраты от реализации продукции (работ, услуг)», что и подразумевало запись «Дебет 46 – Кредит 26».
С 1996 г. возможность этого варианта подтверждена Указаниями по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году (Приложение 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 27 марта 1996 г.
20
№31), где сказано, что «начиная с 1 апреля 1996 г. суммы общехозяйственных расходов, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», могут списываться в полном объеме ежемесячно в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г., подтверждает возможность использования системы «директ-костинг», поскольку п. 9 его содержит следующую формулировку: «… коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видам деятельности» [5]. Данное правило находит отражение и в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. №60н.
Калькулирование
переменной себестоимости помогает
бухгалтеру-аналитику
Система «директ-костинг»
позволяет проводить
21
Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат — лучше контролируемыми. Система «директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике, в частности в образовательной деятельности.
22
образовательного учреждения
Допустим, что в 2012 году образовательное учреждение планирует вести платное обучение по двум новым образовательным программам. Программа А - получение второго высшего образования. Она рассчитана на 2000 академических часов в течение двух лет. Программа Б - профессиональная подготовка и повышение квалификации, рассчитана на 240 академических часов. По программе А планируется обучать 250 человек, по программе В - 100 человек.
А теперь нам нужно решить, какая из этих образовательных услуг окажется более рентабельной, а проще говоря, выгодной для образовательной организации.
Сначала воспользуемся способом калькулирования полной себестоимости этих услуг.
Планируемые затраты разделим на прямые (они совпадают с переменными расходами, которые зависят от численности учащихся) и косвенные (условно совпадают с постоянными расходами).
К прямым расходам относятся расходы на оплату труда педагогов. Рассчитаем эти расходы.
До конца текущего года по программе А в 10 группах по 25 человек предполагается провести всего 10 000 академических часов занятий (1000 ч х 10 групп). По программе Б - 960 академических часов (240 ч х 4 группы). Ставка оплаты преподавательского труда - 100 руб. в час. Поэтому расходы на оплату труда педагогов по программе А равны 1 000 000 руб. (100 руб. х 10 000 ч), по программе Б - 96 000 руб. (100 руб. х 960 ч).
Далее рассчитаем начисления на заработную плату педагогов (единый социальный налог по ставке 26% . Эти затраты по программе А составят 260
23
000 руб. (1 000 000 руб. х 26%), по программе Б – 24 960 руб. (96 000 руб. х
26%).
В группу прямых расходов входят и различные материалы, необходимые для проведения учебных занятий (мел, бумага, расходные материалы для ксерокса). Предположим, что в год на одного учащегося полагается расходных материалов не более чем на 800 руб. Тогда данные расходы по программе А - 200 000 руб. (800 руб. х 250 чел.), по программе Б - 80 000 руб. (800 руб. х 100 чел.).
Далее рассчитаем расходы на учебную литературу и пособия, которые также относятся к прямым (переменным) расходам.
Если каждому учащемуся по программе А в течение года необходимо 16 учебников (примерная стоимость одного учебника - 75 руб.), а по программе В - 2 учебника, то сумма этих расходов по первой программе составит 300 000 руб. (75 руб. х 16 шт. х 250 чел.), по второй программе - 15 000 руб. (75 руб. х 2 шт. х 100 чел.).
Косвенные (постоянные) расходы могут быть следующими.
Во-первых, это заработная плата администрации и обслуживающего персонала. В нашем примере расходы по данной статье равны 25 процентам от прямой преподавательской заработной платы. По программе А они составляют 250 000 руб. (1 000 000 руб. х 25%); по программе Б - 24 000 руб. (96 000 руб. х 25%). Всего 274 000 руб.
Начисления на заработную плату руководства и персонала по программе А будут равны 65 000 руб. (250 000 руб. х 26%), а по программе Б – 6 240 руб. х (24 000 руб. х 26%). Всего – 71 240 руб.
Предположим, что в нашем примере транспортные расходы составили 80 000 руб., стоимость услуг связи - 30 000 руб., коммунальные платежи - 50 000 руб. Распределив эти суммы между программами А и Б пропорционально численности обучающихся, получим, что на программу А приходится соответственно 57 143 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 21 429 руб.
24
((30 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), 35 714 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 250 чел.), а на программу Б - 22 857 руб. ((80 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 8571 руб. ((30 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.), 14 286 руб. ((50 000 руб. : 350 чел.) х 100 чел.) из общей стоимости транспортных услуг, услуг связи, и коммунальных услуг.
На основе этих данных составим калькуляцию платной образовательной деятельности на 2012 год (см. табл. 4).
Таблица 4.
—————————————————————————————
| Статьи расходов | Прямые (переменные) | Всего |
| | расходы | по группе |
|
|—————————————————————————————
| | программа А | программа Б | |
| |(10 групп по | (4 группы по | |
| | 1000 часов) | 240 часов) | |
|—————————————————————————————
| Прямые (переменные) расходы |
|—————————————————————————————
|Оплата труда педагоги-| | | |
|ческого персонала |1 000 000 руб.| 96 000 руб. |1 096 000 руб.|
|————————————————————————|————
|Начисления на оплату| | | |
|труда педагогического| | | |
|персонала | 260 000 руб. | 24 960 руб. | 392 368 руб.|
|————————————————————————|————
|Предметы снабжения и| | | |
|расходные материалы | 200 000 руб. | 80 000 руб. | 280 000 руб.|
|————————————————————————|————
|Прочие текущие расходы| | | |
|(обеспечение учебниками| | | |
|и учебными пособиями) | 300 000 руб. | 15 000 руб. | 315 000 руб.|
|————————————————————————|————
|Всего прямые расходы |1 760 000 руб.| 215 960 руб. |1 975 960 руб.|
|—————————————————————————————
| Косвенные (постоянные) расходы |
|—————————————————————————————
|Оплата труда персонала| | | |
|сопровождения | 250 000 руб. | 24 000 руб. | 274 000 руб.|
|————————————————————————|————
|Начисления на оплату| | | |
|труда персонала сопрово-| | | |
|ждения | 65 000 руб. | 6240 руб. | 98 092 руб.|
|————————————————————————|————
|Оплата транспортных ус-| | | |
|луг | 57 143 руб. | 22 857 руб. | 80 000 руб.|
|————————————————————————|————
|Оплата услуг связи | 21 429 руб. | 8571 руб. | 30 000 руб.|
|————————————————————————|————
|Оплата коммунальных ус-| | | |
|луг | 35 714 руб. | 14 286 руб. | 50 000 руб.|
|————————————————————————|————
|Всего косвенные расходы | 429 286 руб. | 75 954 руб. | 505 240 руб.|
|————————————————————————|————
|Итого расходы |2 189 286 руб.| 291 914 руб. |2 481 200 руб.|
|————————————————————————|————