Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности. Поэтому часто применяется следующий принцип - самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
Введение 3
Система «директ-костинг» как элемент управленческого учета 5
Исторические предпосылки возникновения системы учета
«директ-костинг» 5
1.2.Сущность и назначение системы «директ–костинг» 10
1.3.Система «директ-костинг». Преимущества и недостатки 16
Практическое значение системы «директ – костинг» 19
Калькулирование себестоимости в отечественном учете по
системе «директ-костинг» и целесообразность её применения 19
2.2 Применение системы «директ-костинг» на примере
образовательного учреждения 23
Заключение 28
Список литературы 30
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
Состав переменных затрат, порядок их включения в себестоимость отдельных видов изделий и работ зависит от характера выпускаемой продукции (работ, услуг), особенностей технологии и организации производства, других специфических для отдельных видов экономической деятельности факторов. Часто переменные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции и, поэтому, они сначала собираются на соответствующих собирательно-распределительных счетах, а затем распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией методике (базе) их распределения (заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.п.).
Важной особенностью
директ-костинга является то, что благодаря
ему можно изучать взаимосвязи
и взаимозависимости между
11
Рис.1. График взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства.
Точка К называется точкой критического объема производства (точка рентабельности): объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости.
Этот график
и многочисленные его
К = Зпост / М изд,
где Зпост – величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;
Мизд – величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости,
исчисленной по условно-переменным расходам).
Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных (зависящих от объема продукции, работ, услуг
12
и меняющихся по мере его изменения) и постоянных (величина которых при росте или снижении объема произведенной продукции, выполненных работ (услуг) практически не меняется) расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.
Для принятия решений о товарном ассортименте часто используют учет затрат по методу «директ – костинг», представленному в табл.2[9, с. 70].
Таблица 2.
ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО СИСТЕМЕ
«ДИРЕКТ – КОСТИНГ»
1 вариант
Товар |
Перем. |
Постоянные |
Итого |
Реализация |
+ прибыль; - убытки |
Товар А |
200 |
120/300*200=80 |
280 |
310 |
+30 |
Товар В |
100 |
120/300*100=40 |
140 |
130 |
-10 |
Итого: |
300 |
120 |
420 |
440 |
+20 |
2 вариант
Товар А |
200 |
120 |
320 |
310 |
-10 |
Часто принимается решение об изъятии из ассортимента убыточного товара (В, 1 вариант). Исключение его из ассортимента (2 вариант) приводит к сокращению общей прибыли с 20 до 10 единиц. Это происходит за счет перенесения доли постоянных затрат, приходящихся на товар В, с товара В
на товар А. В таких случаях необходимо принимать важные управленческие решения, например, реанимировать товар В; заменить товар В на более рентабельный.
При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль (см. табл.3).
13
Таблица 3
СХЕМА ОТЧЕТА О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ
№ п/п |
Наименование показателей |
Значение |
1. |
Выручка от реализации продукции (В) |
В |
2. |
Переменные затраты (ПЗ) |
ПЗ |
3. |
Маржинальный доход (М) |
М = В – ПЗ |
4. |
Постоянные расходы (ПР) |
ПР |
5. |
Прибыль (П) |
П=М – ПР |
Выручка (нетто) от продажи продукции (работ, услуг)
–
Переменные затраты
=
Маржинальный доход
–
Постоянные затраты
=
Прибыль (убыток) от продаж
Отчет
о доходах не обязательно
этом случае
на первом этапе определяется производственный
маржинальный доход как разность
между объемом реализованной
продукции и переменными
14
маржинального дохода суммы постоянных расходов.
Можно выделить несколько разновидностей системы «директ-костинг»:
1) классический
«директ-костинг» –
2) система учета
переменных затрат –
3) система учета
затрат в зависимости от
Существует
и разновидность системы «
15
1.3. Система «директ-костинг». Преимущества и недостатки
«Директ-костинг» - это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Выделим присущие ему особенности, положительные и отрицательные моменты.
Большое значение имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно решать стратегические задачи управления предприятием. Например, определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема, рассчитывать критическую точку объема производства.
Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и маржинальном доходе по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или, наоборот, закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.
«Директ-костинг» позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям. Например, можно выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий.
Применение данной методики анализа вооружит управленческий
16
персонал организации знаниями глубинных механизмов формирования финансового результата, позволит оперативно отслеживать его динамику, своевременно вскрывать негативные тенденции и вырабатывать эффективные меры по их преодолению и достижению намеченной прибыльности бизнеса.
Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе «директ-костинга», видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.
Однако организация управленческого, производственного учета по системе «директ-костинга» связана и с рядом проблем, которые вытекают из его особенностей.
Прежде всего возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных затрат не так уж много. В основном затраты полупеременные, а в различных условиях одни и те же затраты могут вести себя по-разному.
Противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответы на вопросы: сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость? Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.
Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям нашего учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций.
Необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию организации
обеспечивать покрытие всех издержек организации.
17
Значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов.
Несоответствие (вследствие той же причины) размера действи-тельной себестоимости выпущенной продукции с показателем "сокращенной" себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета.
Несовпадение результатов финансового учета (и финансовых от-четов) с результатами управленческого учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов - финансового, налогового управления и других - к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям.
Нерешённость проблемы распределения постоянных (косвенных) расходов, которые также участвуют в процессе производства продукции, а значит, должны быть включены в себестоимость.
Очевидно, что идеальных систем или методов не бывает. У каждой системы и у каждого метода – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача – понять эти особенности, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать их преимущества.
18
системе «директ-костинг» и целесообразность её применения
История развития системы «директ-костинг» показывает, что важнейшим объективным условием ее применения является становление и развитие рыночных отношений, когда повышается самостоятельность и ответственность предприятий, в окружающей предприятие деловой среде появляются конкуренция и риск, менеджеры предприятия самостоятельно принимают многие решения, учитывая спрос, конкуренцию и другие факторы, при этом меняются требования к учету и прежде всего в направлении повышения его оперативности и аналитичности .
Аналогичные процессы происходят в последние 12 лет в экономике России, поэтому вопрос о необходимости освоения западного опыта и адаптации практики, накопленной в области управленческого учета, в том числе использования системы «директ-костинг», не подвергается сомнению. Более того, уже можно говорить о некотором опыте, накопленном российскими предприятиями в области использования этой системы.