Система бюджетного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Оглавление

1. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и основные принципы финансового планирования
1.1.1 Стратегическое планирование
1.1.2 Бизнес-план
1.1.3 Бюджетное планирование
1.2 Технология бюджетирования
1.2.1 Формирование бюджетов
1.2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета
2. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «ВИЗ-СТАЛЬ»
2.1 Характеристика предприятия
2.1.1 Краткая историческая справка
2.1.2 Состав предприятия
2.1.3 Продукция предприятия
2.1.4 Краткое описание технологического процесса
2.1.5 Качество продукции
2.1.6 Анализ рынка
2.1.7 Перспективы развития
2.2 Бюджетирование
3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
3.1 Проблемы российских предприятий
3.2 Проблемы ООО «ВИЗ-СТАЛЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

система бюджетного планирования.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

      Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:

  • Объем продаж предшествующих периодов;
  • Производственные мощности;
  • Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;
  • Относительная прибыльность продукции;
  • Изучение рынка, рекламная компания;
  • Ценовая политика, качество продукции;
  • Конкуренция;
  • Сезонные колебания;
  • Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

      Руководитель  предприятия утверждает бюджет продаж после рассмотрения представленных двух основных документов (Бюджет продаж, см. Приложение 1, табл.1, график ожидаемых поступлений денежных средств от продаж, Приложение 1, табл. 2) руководителями других структурных подразделений (производственного, материально – технического, финансового отделов и др.).

      Бюджет  продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географию сбыта, категории покупателей, сезонных факторов и прочих аналогичных факторов23 .

      При прогнозировании продаж в терминах «Товар/Рынок» рассматриваются 4 вида прогнозов (см. рис. 5.). 

      

      Рис. 5 Прогнозы бюджета продаж24 

      Базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надежным, т.к. на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых  рынков и выпуском новых продуктов.

      Прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках.

      Прогноз В менее вероятен, чем А, из-за субъективности оценки потребностей в  новых продуктах (мнения торговых агентов, экспертов и т.д.)

      Прогноз С менее вероятен, чем В, что  связано с высокой степенью неопределенности объемов продаж новых продуктов на новых рынках; при этом очень высока степень риска получить доход значительно ниже планируемого.

      Бюджет  продаж должен отражать квартальный  или месячный объем продаж в натуральных  и стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться с учетом ожидаемой инфляции.

      Бюджет  продаж включает в себя ожидаемый  денежный поток от продаж, который  в дальнейшем будет включен в  доходную часть бюджета потока денежных средств. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц отгрузки, во второй и т.д.

      2. Расчет коммерческих расходов  должен соотносится с объемом  продаж. Он производится по группам расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, географию сбыта, вид торговли (реализации).

      Большую часть коммерческих расходов составляют затраты на продвижение товаров  на рынок, рекламу, транспортировку  и т.д., поэтому ответственный исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен четко определить где, когда, и как должна быть проведена рекламная компания и сколько потратить не нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах. Примерный бюджет коммерческих расходов представлен в Приложении 1, табл. 3. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, за исключением арендных платежей за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла товара.

  1. Бюджет производства – представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж. При его составлении необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок и др.

      Необходимый объем выпуска продукции определяется следующим образом: предполагаемый запас готовой продукции на конец  периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой  продукции на начало периода.

  1. Бюджет производственных запасов – включает информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: прогноза о прибылях и убытках – в частности подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции; прогноза балансового отчета – в части подготовки данных по оборотным средствам (сырье, материалы и др.) на конец планируемого периода.

      Все затраты подразделяются на прямые и  косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного  персонала, большая часть общецеховых расходов.

      Прямые  затраты на сырье и материалы  – это затраты на сырье и  материалы, из которых производится конечный продукт.

      Бюджет  прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета  и бюджета продаж.

      Бюджет  прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется  для изготовления и сколько сырья  и материалов должно быть закуплено.

  1. Бюджет прямых затрат на материалы – формируется исходя из объема закупок сырья и материалов, из ожидаемого объема их использования и предполагаемого уровня запасов.

      Алгоритм  расчета объема закупок таков:

      Объем закупок = объем использования + запасы на конец периода – запасы на начало периода

      Бюджет  прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы (Приложение 1, табл. 7).

  1. Бюджет прямых затрат на оплату труда – зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы. На предприятиях, где существуют разные формы оплаты труда, выделяют финансовую и сдельную части оплаты труда.

      Если  к моменту составления бюджета  накопилась кредиторская задолженность  по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных материалов (см. Приложение 1, табл. 8 и табл. 9).

  1. Бюджет общепроизводственных накладных расходов – включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда (Приложение 1, табл. 10).

      Общепроизводственные  цеховые расходы включают в себя постоянные и переменные части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

      Бюджет  общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

  1. Управленческие расходы – это все расходы не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия. Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты на содержание управленческих отделов ( отдел кадров, АСУ, юридический отдел, плановый отдел и т.д. ), освещение, отопление офисов, сооружений производственного назначения, услуг связи и т.п.

      Большинство управленческих расходов носит постоянный характер: переменная часть затрат, если она присутствует, планируется как процент (например, от объема продаж).

  1. Отчет (прогноз) о прибылях и убытках – первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход должно заработать предприятие и какие затраты понести.

      Отчет о прибылях и убытках может быть аналогом Формы № 2 российской бухгалтерской отчетности. Балансовый отчет (прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие обладает, как они используются, и характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

      Инвестиционные  проекты (программы) служат основой  для прогноза стоимости основных средств.

      Для прогноза баланса используется величина нормативных оборотных средств (сырье, материалы, незавершенное производство и запасы готовой продукции) и  величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

      Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости  кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

      В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.

      Расхождения в прогнозах активной и пассивной  частей баланса дает представление  о недостатке (избытке) финансирования.

      Изменение структуры баланса сказывается  на итоге денежных средств.

  1. Составление бюджета потока денежных средств – один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.

      Поступление средств от основной деятельности рассчитывается с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы (оттоки денежных средств) – с учетом изменений в кредиторской задолженности. 

      Прогноз отчета о движении денежных средств  рассчитывается отдельно по видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой). В расчетах может использоваться как прямой метод, так и косвенный метод.

      Прямой  метод расчета потока денежных средств  основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.

      Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Обычно бюджет потока денежных средств составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам. В реальной практике нередки случаи определения понедельных (на неделю вперед) бюджетов потока денежных средств.

      1.2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета

      Контроль  – продолжение планирования, сопровождающее процесс реализации планов. Контроль в экономическом смысле – это  наблюдение и управление, но поскольку  эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроль содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению25. Задачи контроля состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимых действий (принципиальная схема осуществления контроля в области бюджетирования представлена ниже на рис. 6.).

      Контроль – это инструмент для руководства предприятием, охватывающий всю деятельность и обеспечивающий достижение цели, намеченной перспективными планами. Контроль предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей.

      Контроль  за исполнения бюджета предприятия  осуществляется посредством сопоставления  плановых показателей с фактическими на протяжении всего финансового  года и после его завершения. Критерием  оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета. Для выявления отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете на предприятии осуществляется оперативный и периодический контроль финансово-хозяйственной деятельности.

      Оперативный контроль достигается посредством запроса необходимой информации от подразделений предприятия и направлен на скорейшее выявление изменений жизненно важных показателей деятельности предприятия (объем реализации, прибыль). 

 

      Рис. 6 Схема осуществления контроля в области бюджетирования26 

      Оперативный контроль осуществляется на основе ежемесячных  планов доходов и расходов, которые  разрабатываются на основе утвержденного  бюджета предприятия на год с  конкретизацией основных статей.

Информация о работе Система бюджетного планирования