Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для анализа и выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация. Такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость.

Оглавление

Введение………………………………………………………………. 3

1. Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования….4

2.История возникновения и развития «direct-costing»………………..………17

3.Система «direct-costing» как важнейшая характеристика

управленческого учета…………………………………………………….....….21

3.1. Сущность системы «direct-costing»………………………………………....21

3.2. Особенности системы……………………………………………….…….…22

3.3. Элементы учета себестоимости при «direct-costing»……………………..25

4. Преимущества и недостатки………………………………………………....29

5. Практическое применение системы………………………………………. 33

Заключение……………………………………………………………….............37

Список литературы……………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

За счет сокращения статей затрат упрощается их нормирование, учет и контроль. Немаловажно при этом, что улучшается учет и контроль также условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный период учитывается и определяется в отчетности отдельно и всегда можно видеть их влияние на величину прибыли предприятия.

Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную  политику цен, постоянно маневрируя ими. В условиях внедрения этой системы существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт продукции: он практически равен полной себестоимости продукции. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен неполной себестоимости по системе «директ-костинг» в части только прямых (переменных или производственных) затрат. Применение этих цен в определенный период важно в условиях жесткой конкуренции за сбыт продукции. Имея данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинального дохода) по видам продукции на предприятии, можно решать такие важные управленческие задачи, как оптимизация ассорти¬мента производимой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по более низким ценам, определение оптимального размера партии продукции для продажи и т.п.

В условиях применения системы «директ-костинг» меняются не только подходы к расчетам себестоимости, но и к финансовым результатам, поскольку помимо традиционного показателя финансовых результатов прибыли добавляется не менее важный показатель маржинального дохода. 
 
 

    2.История возникновения и развития «direct-costing». 

       Метод «direct-costing»основан на разделении затрат на постоянные и переменные, в его основе лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель — модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.

       Экономисты  затрудняются утверждать, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования такой классификации затрат. Еще в 1781 году Т.Е. Клинштейн в своей книге "Учение об альтернативах в учете" на примере металлургического производства показал, как прямые затраты нужно относить на отдельные фазы (переделы): добывающее производство; угольное; переработка шлаков; плавка; кузнечное производство. А накладные расходы, по его мнению, следовало списать прямо на счет результатов за период.

       Впервые в пользу граничных затрат высказался видный немецкий ученый О. Шмаленбах. В 1899 году в статье "Бухгалтерия  и калькуляция в фабричном  деле", опубликованной в газете "Немецкая металлургия", он провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами. Кроме того, в данной статье были упомянуты такие понятия, как "первичные накладные расходы", "вторичные накладные расходы", "постоянные затраты", "переменные затраты", "прогрессивные затраты" и "дегрессивные затраты". О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные — покрывать за счет валовой прибыли. Идея же организации учета сумм покрытия впервые им была обнародована в его работе "Основы учета себестоимости и политика цен", изданной в 1902 году.

       На  необходимость четкого разграничения  затрат между постоянными и переменными  их частями указывал также в 1903 году Г. Гесс. По этому поводу он писал: "К постоянным затратам я отношу все те статьи, которые предусматривают подготовку предприятия, к общим переменным затратам — все оставшиеся элементы".

       Приведенные примеры теоретического и практического приложения идеи разграничения затрат на постоянные и переменные не имели под собой еще основания — их зависимости от объема производства. Такую зависимость впервые обосновал Дж. Кларк. В 1923 году он предложил подразделять валовые издержки производства, в зависимости от объема производства, на постоянные и переменные. К постоянным, по его мнению, следовало отно-

сить: амортизацию  основного капитала; расходы на содержание административного и технического персонала; поддержание оборудования в надлежа-

щем состоянии; содержание сбытовой сети; сумму обычной  прибыли на задействованный капитал. К переменным же затратам, согласно Дж. Кларку, следовало относить стоимость сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы, эксплуатации оборудования и др., изменяющихся в зависимости от величины объема производства.

       В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение — " direct-costing ", согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем " direct-costing " стал преобладающим методом учета затрат.

       Следует иметь в виду, что появление " direct-costing " имело и чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники в то время пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода — завышенными.

       В 30-е годы ХХ века исследования в области  системы " direct-costing " также провели Вальтер Раутенштраух, Джон Х. Уильямс, Чарльз М. Кноппель. Ими были разработаны графики промежуточного бюджета и критического объема производства. С помощью этого графика можно было проследить связь между показателями объема, себестоимости и прибыли.

       Значительный вклад в развитие идеи " direct-costing " внес К. Румель, издав книгу "Единая система учета затрат на основе пропорциональности затрат и производственных величин". В ней содержится практическое руководство по использованию учета затрат как информационного инструмента, действующего по принципам " direct-costing ". Он же ввел понятие "учет затрат по блокам". По его мнению, если блок постоянных затрат противопоставить блоку пропорциональных затрат и отнести на изделия только пропорциональные затраты, а не эксплуатационные расходы, то такую систему следует называть "учетом затрат по блокам". Сущность идеи К. Румеля состоит в разделении затрат, пропорциональных объему, и затрат, пропорциональных длительности календарного периода. При этом затраты, пропорциональные объему, относятся прямо на носители затрат, в то время как затраты, пропор-циональные длительности периода, собираются как нераспределенные в одном блоке.

       Значительное  развитие система " direct-costing " получила после второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.

       Фактическое внедрение системы " direct-costing " в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 году ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему.

       В настоящее время " direct-costing " широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование "учет частичных затрат" или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции — "маржинальная бухгалтерия" или "маржинальный учет".

       При описании этой системы в отечественной  литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин "учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости". Но целесообразнее является термин: "маржинальный метод бухгалтерского учета". Это связано с тем, что основным показателем при системе " direct-costing» является маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин "маржинальный метод" для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем    " direct-costing ". Кроме того, как мы уже отмечали, в Великобритании и Франции для характеристики данной системы также основной упор делается именно на маржинальную направленность.

       Невзирая  на то, что бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему " direct-costing " для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснования для принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.  
 

    3.Система «direct-costing» как важнейшая характеристика управленческого учета.

    1. Сущность системы «direct-costing».

       Как уже было сказано выше «direct-costing» был разработан в целях совершенствования методики принятие управленческих решений, т.к. этот метод включает затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, это не калькуляция, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.

       Его суть состоит в том, что себестоимость  учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы — остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство. Оценка запасов таким образом позволяет избежать процесса капитализации постоянных расходов в запасах. Этот факт подчеркивает рыночную сущность «direct-costing».  

    1. Особенности системы
 

       Принципиальное  отличие системы «direct-costing» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются. К счету 25 создаются два субсчета:

       25-1 « Общепроизводственные переменные  расходы» и 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы». Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство»

       Д-т  сч.20 «Основное производство» К-т сч. 25-1 « Общепроизводственные переменные расходы»

         Счет 25-2 закрывается счетом 90 «Продажи»

       Д-т  сч. 90 «Продажи» К-т сч. 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы».

       Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции:

Д-т  сч. 90 «Продажи» К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

       Использование системы «direct-costing» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов, например схема построения отчета о доходах. При системе “ direct-costing ” схема построения отчетов о доходах многоступенчатая (табл. 1). В них содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. 

Информация о работе Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования