Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для анализа и выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация. Такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость.

Оглавление

Введение………………………………………………………………. 3

1. Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования….4

2.История возникновения и развития «direct-costing»………………..………17

3.Система «direct-costing» как важнейшая характеристика

управленческого учета…………………………………………………….....….21

3.1. Сущность системы «direct-costing»………………………………………....21

3.2. Особенности системы……………………………………………….…….…22

3.3. Элементы учета себестоимости при «direct-costing»……………………..25

4. Преимущества и недостатки………………………………………………....29

5. Практическое применение системы………………………………………. 33

Заключение……………………………………………………………….............37

Список литературы……………………………………………………………....38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 255.50 Кб (Скачать)
 
 

Воронеж 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………. 3

1. Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования….4

2.История возникновения  и развития «direct-costing»………………..………17

3.Система «direct-costing» как важнейшая характеристика

 управленческого  учета…………………………………………………….....….21

3.1. Сущность системы «direct-costing»………………………………………....21

3.2. Особенности системы……………………………………………….…….…22

3.3. Элементы учета себестоимости при «direct-costing»……………………..25

4. Преимущества и недостатки………………………………………………....29

5. Практическое применение системы……………………………………….   33

Заключение……………………………………………………………….............37

Список литературы……………………………………………………………....38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            

ВВЕДЕНИЕ 

       В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для анализа и выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация. Такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость.

         Себестоимость продукции, товаров или услуг  это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы. Данный показатель показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на  предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно,  для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат. Но то, какие затраты и в какой мере включаются в себестоимость, зависит от метода ее учета и калькулирования. С учетом существующей законодательной базы в финансовом учете определяется свод затрат на производство в разрезе экономических элементов. В управленческом учете, в зависимости от задач, решаемых этой системой, возможны различные методы к исчислению себестоимости, одним из подобных методов является «директ-костинг» (далее «direct-costing»), который рассмотрен в данной работе. Как и любой метод, «direct-costing» имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе помимо истории появления данного метода, описания проведен анализ того, в каких случаях это происходит, а также когда наиболее выгодно применять именно данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования

     В производственном процессе создания продукта на предприятии для характеристики части издержек, непосредственно участвующих в этом используют категорию себестоимости. Содержание понятия издержек производства несколько шире, чем себестоимость продукции.

       Существует множество определений себестоимости. Наиболее полное определение себестоимости, которая характеризует ее сущность и формы проявления, дано И.С. Мацкевичюсом: «Себестоимость продукции – это часть стоимости, равная стоимости израсходованных средств производства, части стоимости необходимого продукта и части стоимости прибавочного продукта, выступающая в денежной форме и представляющая часть цены продукта, за счет которой возмещаются затраты на освоение, производство и реализацию и выражающая определенные производственные отношения».

     Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует  в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

     В  себестоимость продукции, как синтетическом показателе, находят отражение различные стороны производственно-финансовой деятельности предприятия. Уровень себестоимости определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные результаты финансово-экономической деятельности предприятия. Поэтому экономное использование материальны, трудовых и финансовых ресурсов при изготовлении продукции является условием повышения эффективности производственных процессов и увеличения прибыли.

     В нашей стране состав себестоимости  продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в главе 25 Налогового кодекса РФ. В этом нормативном акте четко определены издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг). Вместе с тем перечень затрат открытый. Это  значит, что предприятию дано право включать и другие затраты при условии что они экономически оправданы и документально подтверждены.

     В соответствии с главой 25 НК РФ затраты, образующие себестоимость продукции  группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: 
1) материальные расходы; 
2) расходы на оплату труда; 
3) суммы начисленной амортизации; 
4) прочие расходы. 
Материальные расходы включают в себя: 
– приобретение сырья и материалов; 
– приобретение запасных частей; 
– приобретение топлива, воды, энергии; 
– приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов; 
– приобретение  работ  и  услуг  производственного  характера, выполняемых сторонними организациями.

       Расходы на оплату труда включают в себя: 
– суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выработки в соответствии   с   принятыми   в   организации   формами   и системами оплаты труда; 
– начисления стимулирующего характера; 
– стоимость бесплатно предоставляемых услуг; 
– денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника; 
– единовременное вознаграждение за выслугу лет и другие.

     В третью группу относятся суммы начисленной  амортизации по используемым основным средствам. Сумму амортизации для целей налогообложения определяют ежемесячно, отдельно по каждому объекту, исходя из принятого метода начисления амортизации.

       К прочим расходам относят: 
– суммы налогов и сборов; 
– расходы на сертификацию продукции и услуг; 
– расходы на содержание служебного автотранспорта; 
– расходы на командировки; 
– расходы на оплату консультационных услуг и прочие.

     Заканчивая  характеристику сущности учета затрат на производство, еще раз следует  подчеркнуть его основное назначение – контроль за производственной деятельностью  и управление затратами на ее осуществление.

     Регламентирующая  роль государства по отношению к  себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов, отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, кроме этого некоторые виды расходов корректируются исходя из утвержденных лимитов, норм и нормативов.

     Существуют  следующие виды себестоимости: цеховая, производственная, полная.

     Цеховая себестоимость представляет собой  затраты цеха, связанные с производством продукции.

     Производственная  себестоимость помимо цеховых затрат включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

     Полная  себестоимость отражает все затраты  на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходов на тару, упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

     Также различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная – обуславливается конкретными  условиями, в которых действует то или другое предприятие. Среднеотраслевая определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отраслям.

     Затраты и себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Снижение и оптимизация затрат являются одним из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.

     Расчет  себестоимости единицы конкретного  вида продукции или работ осуществляется посредством калькулирования по установленным статьям затрат.

     Калькуляция – исчисление себестоимости единицы  продукции или выполненной работы. Она выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работы (ремонт, перевозки и др.).

     Калькуляции позволяют принимать более оптимальные  управленческие решения, сравнивать фактические затраты с плановыми, полнее использовать резервы экономии. Особенно возрастает роль калькуляций в условиях перехода к рыночным отношениям, когда каждому подразделению необходимо соизмерять свои затраты с доходами, а экономия производственных затрат становится основным источником увеличения доходов трудовых коллективов, фондов оплаты труда, а также повышения конкурентной способности предприятия.

     Различают плановую, нормативную, сметную и  фактическую калькуляции.

     Плановая  составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства.

     Нормативная включает затраты, исчисленные на базе установленных норм материальных и  трудовых затрат и смет по обслуживанию производства.

     Сметная разрабатывается на новый вид  продукции, впервые выпускаемый предприятием, который требует разработки соответствующей нормативной базы.

     Фактическая – это отчетная калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.

     Калькуляция составляется по видам продукции. В качестве объекта калькуляции выступают отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция подразделений основных и вспомогательных производств и вся товарная продукция предприятия. Аналитический учет затрат на производство ведется по объектам калькуляции.

     В калькуляции основные виды затрат исчисляются  в зависимости от их назначения (выделяются расходы, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления конкретного вида продукции): на сырье и материалы, топливо и энергию, на технологические цели; на заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальное страхование; на подготовку и освоение производства; на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе его амортизацию, текущий ремонт и т.д., общецеховые и другие расходы.

     Калькуляционные расходы ведутся на специальных  бланках, в которых отражены данные о плановых и фактических расходах по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск товарной продукции за отчетный период. Документ, в который заносятся все эти расходы, называется калькуляцией, а система расчетов для определения себестоимости продукции – калькулированием. Калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производством конкретного вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так и расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного вида продукции. На основе калькуляционных расчетов определяется ее цеховая, производственная и полная себестоимость.

     Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организации. Данный показатель особенно важен в условиях рыночных отношений, так как он оказывает огромное влияние на финансовое состояние предприятия.

     Бухгалтерский учет затрат на производство в системе АПК в целом основывается на системе действующих законодательных и нормативных актов. Вместе с тем, сельскохозяйственным организациям АПК предоставляется возможность использования различных подходов формирования, обобщения и контроля информации об издержках производства (текущих затратах), калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) исходя из следующих основных факторов: 
– специфики деятельности; 
– особенностей и объемов производимой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ; 
– хозяйственной структуры: технологической, производственной, управленческой; 
– степени достоверности, оперативности и аналитичности учета; 
– глубины и гибкости планирования, контроля и регулирования; 
– сохранности и конфиденциальности управленческих данных.    

     Содержание учета затрат на производство в теории учета определяется как отражение объема выпуска продукции, структуры, ассортимента, качества с одной стороны и отражение издержек производства, себестоимости продукции с другой стороны. Двойственность учета затрат на производство и объективная необходимость исследования сущности учета затрат на производство привело к выделению и самостоятельному рассмотрению методов учета затрат. В практическом применении метод учета затрат и методы калькулирования не разделяются.

     По  классификации методов продолжаются научные дискуссии, поэтому общепринятая их классификация еще не разработана. В отечественной практике применяются  следующие методы учета затрат на производство и калькуляции: 
1. Простой (прямой). 
2. Позаказный. 
3. Попередельный (полуфабрикатами и бесполуфабрикатный варианты). 
4. Попроцессный. 
5. Метод исключения затрат на побочную продукцию. 
6. Метод коэффициентов. 
7. Пропорциональный. 
8. Нормативный. 
9. Комбинированный.

Информация о работе Себестоимость, виды и значение в рыночных условиях хозяйствования