Ревизия и аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Труд во все времена являлся основой существования человека, но его содержание и принципы менялись с развитием общества и общественных отношений. В период рыночных отношений сохраняется принцип оплаты труда в зависимости от личного трудового вклада работника, качества и результатов затраченного труда. В условиях рыночных отношений правильная организация труда и заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности продукции, работ, услуг организации.

Файлы: 1 файл

Курсовая Ревизия и аудит расчетов с персоналом по оплате труда.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

В странах с рыночными  моделями экономики четко выделяются два уровня взаимодействия работников и работодателей.

Первый уровень —  их взаимодействие на рынке труда. В  результате этого взаимодействия устанавливаются  ставки заработной платы и заключаются договоры найма.

Второй уровень —  взаимодействие между работником и работодателем внутри предприятия по поводу использования работника в производственном процессе, оценки и оплаты выполненной им работы в соответствии с условиями найма.

Результатом второго  уровня взаимодействия являются установление систем оплаты труда, увязывающих ставку заработной платы (цену рабочей силы) с нормами труда работника на каждом рабочем месте, и начисление заработной платы в меру выполненной работником работы.

Проверка учета труда  и заработной платы проводится, как правило, при комплексной ревизии или как отдельный самостоятельный участок тематической проверки.

Проверки (ревизии) могут  проводить ревизоры, внутренние аудиторы, аудиторские компании (при внешнем  аудите), контролирующие органы.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка труда и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование и информационное  обеспечение проверки расчетных  операций с персоналом по оплате труда.

Целью проверки расчетов с персоналом по оплате труда является установление соблюдения требований трудового  законодательства, а также эффективности  и целесообразности совершенных  хозяйственных операций и их отражение  на счетах бухгалтерского учета. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими объекты проверки являются:

-Трудовой кодекс Республики  Беларусь;

-Закон Республики  Беларусь «О подоходном налоге  с физических лиц»;

-Закон Республики  Беларусь от 15.06.2006 №125-З «О занятости населения Республики Беларусь»;

-Инструкция о порядке  осуществления контроля за соблюдением  законодательства о занятости  населения, утвержденная постановлением  Министерства труда Республики  Беларусь от 26.01.2007 №9;

-Декрет Президента  Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» от 24.12.1998 №1972 (с учетом изменений и дополнений);

-Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  «О дополнительных мерах по  совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики» от 16.06.1998 №937 (с учетом изменений и дополнений);

-Инструкция  о порядке  применения Единой тарифной сетки  работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления  Национального банка Республики  Беларусь от 28.07.2005 № 112;

-Инструкция о порядке  исчисления среднего заработка,  сохраняемого в случаях, предусмотренных  законодательством, утвержденная  постановлением Министерства труда  республики Беларусь от 10.04.2000 №47;

-Методические рекомендации  по установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций, утвержденные постановлением Министерства  труда и социальной защиты Республики Беларусь  от 30.12.2004 №163;

- Инструкция о порядке  применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 20.09.2002 № 123 (с изменениями и дополнениями);[17]

-Типовой план счетов  бухгалтерского учета и Инструкция  по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета;

-Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств.

Предприятия и организации, имеющие ведомственную подчиненность, руководствуются дополнительно  инструкциями, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, например:

– Инструкцией о порядке  организации и проведения ревизий  и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденной приказом Минпрома РБ от 30.06.2000 № 235 ;[16]

– Инструкцией о порядке  организации и проведения ревизий  и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений агропромышленного комплекса Республики Беларусь, утвержденной Минсельхозпродом РБ от 21.05.1996 [15] и др.

Основными задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда  являются: проверка соблюдения действующего законодательства о труде; использования  рабочего времени; правильности начисления заработной платы; правильности, законности и своевременности удержаний из заработной платы; оценка полноты отражения хозяйственных операций, связанных с начислениями и удержаниями из заработной платы работников на счетах бухгалтерского учета; правильности, своевременности и полноты выдачи заработной платы.

В ходе проверки используются следующие источники информации:

-бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, форма №1, отчет о движении денежных  средств, приложение к бухгалтерскому  балансу, форма №4, приложение  к бухгалтерскому балансу, форма №5;

-статистическая отчетность: отчет о задолженности, форма  № 6-ф, отчет о средствах  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты республики Беларусь, форма  № 1-Фонд, декларации (расчеты) по  налогам, исчисляемым от фонда  оплаты труда и по подоходному налогу;

-регистры бухгалтерского  учета: главная книга, журналы-ордера, разработочные таблицы;

-документы: устав проверяемой  организации, протоколы собрания  учредителей (совета учредителей); учетная политика, структура организации, штатное расписание, должностные инструкции, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, положение об аттестации рабочих мест, приказы по личному составу, договоры с материально-ответственными лицами о материальной ответственности, контракты с работниками, договоры подряда с физическими лицами на выполнение разовых работ, акты выполненных работ, нормы выработки, табель учета рабочего времени, больничные листы, наряды, наряд-заказы, документы на выдачу специального питания, обеспечение средствами индивидуальной защиты, прохождения медицинских осмотров, лицевые счета по заработной плате, наряды, рапорты, маршрутные листы, расчетные или расчетно-платежные ведомости либо другие аналогичные регистры по начислению заработной платы, трудовые книжки, личные дела.[34, с.260 ]

1.3.Общая характеристика  системы внутреннего контроля  организации.

В условиях рыночной экономики, когда  каждая организация работает на принципах  самоокупаемости и самофинансирования, важно обеспечить полное использование внутренних резервов повышения эффективности деятельности организации в целом и ее внутрихозяйственных формирований. Успешному решению этой задачи способствует рационально организованный внутренний аудит.

Под внутренним аудитом  понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта предпринимательской деятельности система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Объектом внутреннего  аудита являются финансово-хозяйственная  и производственная деятельность организации, его целью – совершенствование  организации и управления предприятием, поиск резервов повышения эффективности  деятельности организации.

Внутренний аудит проводиться внутренними аудиторами, то есть сотрудниками организации – работниками внутреннего контроля, других отделов или служб. [30, с. 14- 15]

Рассмотрим общую организацию  внутреннего аудита на примере Открытого  Акционерного Общества «Торговый центр Надежда».

ОАО «Торговый центр  Надежда» создано на основании решения  Белоозерского городского исполнительного  комитета от 24.12.2004 года №420 путем преобразования коммунального унитарного  торгового  предприятия «Надежда» в соответствии с законодательством Республики Беларусь от приватизации государственного имущества и зарегистрированное Брестским исполнительным комитетом 18.10.2000 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.   ОАО «ТЦ Надежда» осуществляет свою деятельность на основании законодательства Республики Беларусь и Устава, согласно которого оно является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, открывать расчетный, валютный и другие счета, иметь печать и штампы со своим наименованием, и выполняет свои обязанности.

Место нахождения ОАО  «ТЦ Надежда»: Брестская область, Березовский район г. Белоозерск, ул. Ленина, 52.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.

ОАО «ТЦ Надежда» осуществляет следующие виды деятельности:

-Неспециализированная  оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями;

-Неспециализированная  оптовая торговля непродовольственными  товарами;

-Розничная торговля  в неспециализированных магазинах   преимущественно пищевыми продуктами. Включая напитки, и табачными  изделиями;

-Прочая розничная  торговля в неспециализированных  магазинах;

-Розничная торговля  ювелирными изделиями;

-Розничная торговля семенами и удобрениями;

-Розничная торговля  через палатки, ларьки и киоски;

- Розничная торговля  на рынках;

- Прочая розничная  торговля вне магазинов;

- Деятельность автомобильного  грузового транспорта;

- Организация перевозок  грузов;

- Сдача в наем собственного недвижимого имущества;

- Розничная торговля  (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и общественное  питание.

ОАО «ТЦ Надежда» отвечает по своим обязательствам всем своим  имуществом.

Акционеры общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество не имеет  филиалов и представительств.

Внутренний аудит выступает  по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы ОАО «ТЦ Надежда». Внешние аудиторские службы в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля. И при составлении программы проверки они оценивают эффективность внутреннего контроля.

Внутренний контроль на  ОАО «ТЦ Надежда» обеспечивается наличием компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями; разделением соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету); соблюдением необходимых процедур при совершении операции; осуществлением контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность); осуществлением  фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом); а также контроля  за сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов (достигается путем лимитирования их расходов, проведения инвентаризаций материальных запасов, анализа оборачиваемости текущих активов).

Что касается непосредственно внутреннего контроля на предприятии за эффективностью использования трудовых ресурсов и расходованием средств на оплату труда, то он обеспечивается систематическими проверками состояния трудовой дисциплины и нормирования труда, анализом использования рабочего времени, фонда оплаты труда и эффективности применяемых систем оплаты труда и премирования. Составляется примерный перечень вопросов для определения качества внутреннего контроля в организации: Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу? Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером? Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена? Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда? Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда? Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? 
Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих? Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением? Подаются ли  отделом кадров в бухгалтерию списки вновь нанятых работников? Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости? Подписывают ли ведомости лица, составившие их? Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры? Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой труда? Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг лиц? Жалобы работников по поводу оплаты труда рассматриваются периодически и по ним принимаются решения? На все жалобы имеются заявления?

Информация о работе Ревизия и аудит расчетов с персоналом по оплате труда