Развитие бухгалтерского учета в странах Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:45, лекция

Краткое описание

1. Развитие бухгалтерского учета в период раннего Средневековья в станах Западной Европы.
2. Развитие бухгалтерского учета в Италии.
3. Развитие бухгалтерского учета во Франции.
4. Развитие бухгалтерского учета в Германии.
5. Англо-американская школа бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Seminar.docx

— 40.02 Кб (Скачать)

  Последнее десятилетие стало  для итальянского учёта временем  серьезных перемен.

  Основной причиной итальянской  реформы 1990-х гг. стала необходимость  следовать требованиям Директив  Европейского Союза, в частности, касающихся форм и принципов  составления бухгалтерской отчётности  компаний и финансовых институтов, формирования консолидированных  отчётов и внедрения профессиональных  бухгалтерских и аудиторских  стандартов.

  Бухгалтерский учёт в Италии  отличается весьма характерными, хотя и противоречивыми особенностями. К ним можно отнести его  консервативный характер и тесную  связь с гражданским, прежде всего, налоговым законодательством. Причины  этого кроются в особенностях  бизнес-среды: среди коммерческих предприятий здесь преобладают малые и средние. Отрытых акционерных обществ в Италии крайне мало - лишь 213 компаний продают свои акции на Миланской фондовой бирже. Подавляющее большинство компаний закрыто для потенциальных внешних инвесторов, а тем более - для передачи контроля над их деятельностью. Именно поэтому биржи и биржевые индикаторы не играют в Италии такой большой роли, как в других странах.

  Поскольку большинство компаний  небольшого размера и управляются  самими собственниками, спрос на  независимый внешний аудит и  детальную бухгалтерскую информацию  в целом весьма ограничен. Он  исходит лишь от налоговых  органов и банков. Однако для  банков, что особенно важно подчеркнуть, бухгалтерская отчётность не  является серьёзным фактором  при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями  отчётных данных до сих пор  остаются фискальные органы.

  Глубина раскрытия информации  в отчётности итальянских компаний  довольно незначительна, даже по  сравнению с официальными требованиями. Несмотря на то, что с 1991 г. эти  требования существенно возросли, консерватизм и сохранение конфиденциальной информации до сих пор являются наиболее распространёнными подходами к ведению бухгалтерского учёта и бизнеса в Италии.

  Поскольку итальянские компании  составляют отчётность в основном исходя из налоговых требований, для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней минимальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя. Подавляющее большинство малых и средних компаний ведут бухгалтерский учёт и представляют отчётность (по крайней мере, в соответствии с официальными правилами) скорее для удовлетворения требований законодательства, чем для управления деятельностью фирмы. Профессиональное сообщество в Италии - второе по численности в Европе после британского. Однако низкое качество и информативность официальных отчётов, подаваемых в налоговые органы, и то небольшое значение, которое придаётся этим отчётам на самих предприятиях, не отражают истинного состояния бухгалтерского учёта в Италии, где многие предприятия используют множественные системы счетов, позволяющие достаточно эффективно собирать, обобщать и использовать бухгалтерскую информацию для принятия управленческих решений в интересах самих фирм, а не официальных органов.

  Два профессиональных звания  позволяют в Италии заниматься  бухгалтерским учётом - это звания  бухгалтера и доктора коммерции. Различия между ними носят  скорее исторический характер, нежели  содержательный. Чтобы получить  звание доктора коммерции, нужно дольше учиться и сдать более серьёзные экзамены, чем для получения звания бухгалтера. Но права и обязанности и тех, и других при ведении профессиональной бухгалтерской деятельности одинаковы. И те, и другие должны официально зарегистрироваться в государственных органах и получить право вести профессиональную практику. Однако бухгалтеры и доктора коммерции объединены в разные профессиональные организации.

  В Италии учётные работники  обычно не входят в штат  компаний, а осуществляют свою  деятельность как независимые  эксперты, несущие личную ответственность  за результаты своей работы. Кроме  того, практикующие бухгалтеры не  имеют права заниматься другими  видами деятельности, например, такими  как налоговое консультирование  и аудит. Аудиторы же, в свою  очередь, не могут заниматься  бухгалтерской практикой. Таким  образом, в стране существуют  две самостоятельные профессии, и итальянским профессионалам  приходится выбирать между деятельностью  независимого бухгалтера и работой  в крупных аудиторских фирмах, имеющих регистрацию в Национальной  комиссии по компаниям и биржам (НККБ).

  С введением в 1974 г. законодательного  требования внешнего аудита для  акционерных компаний, представленных  на бирже, в Италии появились  сначала аудиторские, а затем  и бухгалтерские стандарты, которые  разрабатывали несколько организаций  независимо друг от друга (Министерство  по делам государственных предприятий, Итальянская ассоциация акционерных  обществ и ряд других). Такой  разнобой осложнял работу бухгалтеров, и в 1982 г. НККБ сделала выбор  в пользу стандартов, предложенных  Национальным советом докторов  коммерции. С тех пор документы, подготовленные этой, наиболее авторитетной  в профессиональных кругах Италии  организацией, стали национальными  стандартами бухгалтерского учёта. При их создании были приняты  во внимание как теоретические разработки, так и лучшие образцы бухгалтерской практики (национальные и международные), а также Директивы ЕС. К настоящему моменту опубликовано 23 национальных учётных стандарта и 21 аудиторский стандарт. Многие из них сейчас пересматриваются в соответствии с действующим законодательством и международными стандартами.

  Нельзя не отметить достаточно  неопределённый статус профессиональных  бухгалтерских стандартов в правовой  системе Италии.

  Правовую систему итальянского  государства можно охарактеризовать  как систему римского права, с  главенством законодательных норм, обязательных для всех экономических  агентов. Законы и постановления  властей и сегодня играют доминирующую  роль в регулировании бухгалтерского  учёта в этой стране.

  Поэтому стандарты, разработанные  профессионалами, не имеют в этой  стране силы закона, как и в  России.

  Формы и содержание бухгалтерской  отчётности. Со вступлением в  Европейский Союз Италия ввела  в свое законодательство общеевропейские  требования к бухгалтерскому  учёту и отчётности. В соответствии  с 4 и 7 Директивами ЕС все итальянские  компании обязаны представлять  отчётность, соответствующую требованиям  международных стандартов. Годовая  отчётность итальянских компаний  может включать:

  • бухгалтерский баланс;

  • отчёт о прибылях и  убытках;

  • пояснительную записку;

  • операционный отчёт (отчёт  о текущей деятельности);

  • отчёт внутренних аудиторов;

  • отчёт о движении капитала;

  • отчёт о движении денежных  средств;

  • отчёт президента компании;

  • доклад совета директоров;

  • аудиторское заключение.

  Лишь первые 5 из этого списка  обязательны для представления  всеми без исключения открытыми  акционерными обществами. Аудиторское  заключение обязательно для некоторых  категорий компаний - финансовых, страховых, медиа- холдингов и т.д. Компании, акции которых котируются на биржах, должны представлять, помимо итогового годового, отчёты за полугодие.

  Все данные в итальянской  отчётности приводятся на начало  и конец периода. Малые предприятия  могут представлять бухгалтерский  баланс, отчёт о прибылях и  убытках и пояснительную записку  в сокращённом по сравнению  с обычным варианте. Отчётность составляют исходя из общепринятых бухгалтерских принципов - осмотрительности, сравнимости, начислений, постоянно действующего предприятия.

  Банки и финансовые компании  имеют собственные формы бухгалтерской  отчётности. Для всех прочих экономических  агентов итальянское законодательство  предусматривает формы, аналогичные  российским.

  Баланс представляется итальянскими  предприятиями в обычной горизонтальной  форме слева - «актив», справа - «пассив». Принцип группировки статей - по  их экономическому содержанию, как  и в Германии, а не по степени  ликвидности, как в Великобритании. В конце баланса указывают  все забалансовые обязательства компании - гарантии выданные и полученные, поручительства, договорные обязательства по будущим покупкам и продажам, предстоящие выплаты по лизингу и т. д. Безусловно, это весьма существенная информация, она даёт внешним пользователям бухгалтерской отчётности возможность получить более реальное представление о финансовом положении компании и оценить риски, с которыми компания может столкнуться в будущем.

  Отчёт о прибылях и убытках  строится по вертикальной форме, также хорошо знакомой российским  бухгалтерам. Такая модель отчёта  пришла в Италию из Германии. В основу классификации статей  отчёта положен принцип экономического  содержания, а не направления  расходования средств.

  В отличие от российской  отчётности, содержание пояснительной  записки к годовому отчёту  компаний строго регламентировано  итальянским законодательством. Минимальный  состав информации, который должен  содержаться в пояснительной  записке, таков:

  • способы оценки статей  отчётности и перевода стоимостей, выраженных в иностранной валюте, в лиры;

  • состав внеоборотных активов (материальных, нематериальных и финансовых) с указанием их исторических цен и данных о переоценках и амортизационных отчислениях, а также прочих существенных сведений;

  • состав и способы списания  организационных расходов, расходов  на исследования и разработки  и рекламу с обоснованием того, почему выбраны именно эти  способы;

  • произошедшие за отчётный  период изменения в активах  и обязательствах компании (особое  внимание следует уделить различного  рода резервам);

  • список инвестиций в  зависимые, дочерние и другие  фирмы, осуществляемых как напрямую, так и через трастовые компании, с указанием состава инвестиций, долей собственности и их стоимости, а также данных об этих юридических  лицах;

  • состав дебиторов и  кредиторов;

  • состав балансовых статей, касающихся доходов и расходов  будущих периодов, резервов и  т.п.;

  • предстоящие финансовые  расходы по каждому виду активов  и пассивов;

  • состав и природа забалансовых обязательств, а также возможные финансовые обстоятельства, связанные с вложениями в дочерние и зависимые общества;

  • выручка компании в  разбивке по видам деятельности  и регионам;

  • доходы от вложений  в зависимые и дочерние общества;

  • финансовые доходы и  расходы, связанные с кредитами, займами и т.п.;

  • состав чрезвычайных статей, отражённых в отчёте о доходах  и расходах;

  • принципы изменения методов  оценки статей, если такие изменения  имели место за отчётный период;

  • среднегодовая численность  сотрудников в разбивке по  категориям;

  • расходы на оплату труда  управленческого персонала и  внутренних аудиторов;

  • данные об акционерном  капитале компании и изменениях, произошедших в нём за отчётный  период;

  • данные о конвертируемых  облигациях и других видах  ценных бумаг, выпущенных компанией.

  Особенности оценки статей  отчётности. В основе оценки лежит  принцип себестоимости. Применительно  к покупаемым активам, в неё  включают, помимо договорной цены, все расходы, которые компания  понесла для приведения этого  актива в рабочее состояние (налоги  и таможенные платежи, стоимость  транспортировки, установки и монтажа  и т. п.). Во всех случаях в  состав себестоимости можно включать  и некоторую долю процентов  к оплате, накопленных за период  производства или приведения  в рабочее состояние данного  актива.

  Переоценки внеоборотных активов могут проводиться только по решению законодательных органов. Внеоборотные активы и дебиторскую задолженность оценивают в балансе по их чистой стоимости. В противовес большинству европейских стран, в Италии расходы на исследования и разработки, а также на рекламу, могут быть капитализированы, т.е. не списаны сразу на текущие расходы, а показаны в активе баланса. Оценка некоторых нематериальных активов (в частности, гудвила и торговых марок) возможна только при продаже компании. Различий в учёте финансового и операционного лизинга не существует - вся аренда считается операционной.

  Для оценки запасов используется  наименьшая из цен покупки  и продажи. Для списания на  производство разрешены все общепринятые  методы - ФИФО, ЛИФО и средневзвешенной  цены.

  В случаях, когда процесс  производства продукции требует  длительного времени (например, при  изготовлении сыров, ликёров и  т.п.), на стоимость запасов можно  отнести и некоторую величину  процентных выплат.

  Согласно итальянскому законодательству  компания может владеть (иметь  в активе) не более чем 10 % от  всего заявленного акционерного  капитала. На эти акции не производится  выплата дивидендов, а право голоса  резервируется до тех пор, пока  акции не обретут другого владельца. В отчётности их отражают по  цене приобретения.

  Важную роль в бухгалтерской  практике имеет создание резервов  под безнадёжные долги. В Италии  разрешено ежегодно относить  на такой резерв 0,5 % общего объёма  дебиторской задолженности. Когда  объём резерва достигает 5 %, дальнейшее  его увеличение запрещается. Безнадёжный  долг подлежит списанию за  счёт этого резерва.

Информация о работе Развитие бухгалтерского учета в странах Западной Европы