Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:27, контрольная работа
Целью данной работы является характеристика исторических этапов развития бухгалтерского учёта. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки возникновения бухгалтерского учёта;
- определить основные этапы развития бухгалтерского учета;
- охарактеризовать концепцию развития бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Предпосылки возникновения бухгалтерского учёта……………………......5
2. Основные этапы развития бухгалтерского учета…………………………….9
3. Концепция развития бухгалтерского учета в Российской Федерации……12
4. Этапы реформы МСФО и его применение в РФ.…………………………..15
Заключение………………………………………………………………… ……17
Список использованной литературы…………………………………………...19
« Бухгалтерского учета, анализа и статистики »
Контрольная работа
По дисциплине: «Международные стандарты бухгалтерский учет »
На тему: «Исторические этапы развития бухгалтерского учета»
________________
(степень, звание)
________________
(Ф.И.О. преподавателя)
г. Санкт-Петербург
2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки возникновения бухгалтерского учёта……………………......5
2. Основные этапы развития бухгалтерского учета…………………………….9
3. Концепция развития бухгалтерского учета в Российской Федерации……12
4. Этапы реформы МСФО и его применение в РФ.…………………………..15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Во все времена
при описании фактов хозяйственной
жизни выявлялись общие категории,
описание которых мы находим в
источниках различных исторических
эпох. По мере экономического развития
бухгалтерские категории
Актуальность темы работы заключается в том, что история развития бухгалтерского учета составляет несколько тысячелетий, в течение которых формировались формы и методы учета у различных народов различных стран мира. Современная методология учета, его научные теории и международные стандарты являются закономерным продолжением развития бухгалтерского учета в русле теоретической преемственности.
История развития бухгалтерского учета как научная дисциплина ставит цель – формирование у будущих специалистов знаний и закономерностей развития регистрации фактов хозяйственной жизни, стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета как постоянно развивающейся системы.
Целью данной работы является характеристика исторических этапов развития бухгалтерского учёта. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть
предпосылки возникновения
- определить
основные этапы развития
- охарактеризовать концепцию развития бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Необходимость учетных процессов существовала всегда с того момента, как человечество вообще научилось считать. Необходимость же бухгалтерского учета в понимании, близком к современному, появилась только с возникновением товарного производства или с возникновением разделения труда. При этом часть продукции, выпущенной отдельными работниками или их группами, предназначалась не для собственного потребления, а для обмена на другую продукцию, которая этими производителями не выпускалась.
Обмен одного товара на другой предполагает, как минимум, учет количества и движения товара, предназначенного для обмена, а также оценку стоимости этого товара и тех товаров, которые предполагается получить в результате обмена [3, с. 5].
Практически одновременно
возникает необходимость
С появлением денег появляется необходимость учитывать и их. Позднее возникает необходимость оценки не только имущества, имеющегося в наличии (активов), но и источников, за счет которых данное имущество приобретено или получено. Это связано с появлением альтернативных источников оплаты имущества — прежде всего кредитов и займов.
В течение нескольких тысяч лет (а первые письменные источники, свидетельствующие о ведении учетных процессов, относятся к 3600 г. до н. э.) учет велся довольно примитивно. Фактически отражалось только движение имущества и источников его приобретения — без сопоставления данных о стоимости активов и о том, за счет каких средств они были куплены или получены. При этом применяли схему учета, которую сегодня называют простой, — количество приобретенного имущества и израсходованных денежных средств фиксировалось в учетных книгах без отражения связи между ними. Справедливости ради следует заметить, что любая система бухгалтерского учета все-таки предполагает отражение определенной связи между процессами, опосредующими встречное движение стоимости [3, с. 6].
Жан Батист Демарше (1874—1946) — выдающийся французский ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернулли) и девиз «Наука — совесть — независимость»).
Каждый предмет означает что-то свое:
1) солнце — освещение хозяйственной деятельности предприятия бухгалтерским учетом;
2) весы —
значимость баланса, его
3) кривая Бернулли
— бесконечность
Примерно со второй половины ХIХ в. в различных странах начали образовываться научные направления, школы, которые призваны осмыслить и использовать бухгалтерское ремесло.
Итальянская школа. В этой школе в основном преобладала юридическая трактовка бухгалтерского учета. Представителями этой школы являются Ф. Вилла, Ф. Марчи, Дж. Чербони, Дж. Росси и др. Они склонялись к такому мнению, что бухгалтер учитывает и контролирует деятельность кладовщика, кассира, а также права и обязанности материально ответственных лиц (в то время их называли агентами), права и обязанности юридических и физических лиц, с которыми организация ведет расчеты (в то время их называли корреспондентами), а не ценности организации [2, с. 4].
Поэтому было установлено, что бухгалтер отражает не денежные средства в кассе, не материалы на складе и т. д., а ответственность кассира, кладовщика и т. д. Каждый счет персонализировался, т. е. за ним всегда стояло какое-то ответственное лицо. При этом двойная запись обуславливалась правилом Э. Дегранжа, которое звучит так: «Тот, кто выдает, — кредитуется, тот, кто получает, — дебетуется».
Уже в ХХ в. многократно
выдвигался вопрос о воплощении специальной
отрасли юриспруденции —
Французская школа. Здесь значимую роль играла экономическая трактовка бухгалтерского учета. Выдающимися представителями этой школы являются Ж. Курсель-Сенель, Э. Леотэ, А. Гильбо, Ж. Б. Дюмарше и другие. Они видели главную цель прежде всего в исчислении эффективности хозяйственной деятельности организации, а не в непосредственном контроле за сохранностью ценностей организации, как их многие итальянские коллеги-бухгалтеры. Он с помощью установленной методологии отражает движение основного капитала, всех ресурсов, ценностей организации, а не их прав и обязательств в юриспруденции.
Именно из этого вытекает и иное объяснение возникновения двойной записи: нет прихода средств без их расхода — так предполагали представители данной школы. Это предположение поддерживал представитель школы Ж. Прудон, который утверждал, что бухгалтерский учет представлял собой политическую экономию. Он имел свое личное мнение: большинство экономистов — это очень плохие бухгалтеры, не знающие ничего, а также и несмыслящие в приходе и расходе средств и в ведении книг [2, с. 5].
Немецкая школа. Эта школа придавала большое значение процедурным вопросам, строению форм подсчета, последовательностью бухгалтерских записей. Главными представителями данной школы были Ф. Гюгли, И. Ф. Шер, Г. Никлиш и др. Для этой школы предусмотрен плавный переход к учету от баланса к бухгалтерскому счету, а не наоборот, как это было характерно для итальянской и французской школ. Эти школы, как было указано выше утверждали, что дебет и кредит любого бухгалтерского счета представляют собой «качественно однородные поля», немецкая школа, в свою очередь, утверждают, что значение дебета и кредита бухгалтерского счета изменяется в зависимости от самого счета, пассивный он или активный.
Американская школа. Эта школа предполагала, что бухгалтерский учет представляет собой инструмент управления людьми, а люди, в свою очередь, управляют организацией. Со стороны психологии бухгалтерская информация представляет собой единственный стимул для администраторов, которые обязаны на этот стимул хорошо реагировать. Если этого не происходит, то и информация не имеет никакого значения для учета.
Главным достижением ученых Америки (Г. Эмерсон, Ч. Гаррисон, Ч. Кларк, В. Патон и др.) было и есть конструирование и воплощение методологических приемов, а именно «стандарткост», «директ-костинг» и «центры ответственности». При этом через некоторое время сформировалась такая отрасль бухгалтерии, как управленческий учет [2, с. 6].
Можно сделать вывод, что каждая из этих приведенных школ привнесла в науку «Бухгалтерский учет» свои определенные идеи. В бухгалтерскую жизнь нашей страны примерно в первой половине ХIХ в. вошли замечательные идеи, которые обсуждаются и усовершенствуются до сих пор.
2. Основные этапы развития бухгалтерского учета
Развитие учета — это развитие бухгалтерской мысли. Есть бухгалтеры, убежденные в том, что в нашем деле практика — все, теория — ничто, выдумывают от нечего делать. Но если все-таки что-то делать, надо знать, что делать, зачем делать и как делать. На эти вопросы ответ может быть дан только человеческой мыслью, и на разных этапах бухгалтеры отвечали на них по-разному.
Суть эволюции
бухгалтерской мысли мы можем
представить как
Занимаясь теорией бухгалтерского учета, мы должны представлять его как развивающуюся идею совершенствования процессов управления хозяйственной деятельностью.
Но чтобы лучше управлять, надо совершенствовать и сам инструмент управления. В нашем случае — это методология бухгалтерского учета.
Методология бухгалтерского учета прошла шесть главных этапов, умножаясь, усложняясь и совершенствуясь. При этом достижения предыдущих этапов органически включаются в состав последующих этапов, растворяются в них. Рассмотрим эти этапы (рис. 1).
1. Натуралистический (4000 до н.э. - 500 до н.э.). Мысль бухгалтера достаточно примитивна, он хочет отразить в учете то, что видит, с чем работает. Сначала просто отразить, затем точность отражения превращается в идеал. Чем точнее учет фиксирует происходящее в хозяйстве, тем лучше. Так возникает центральное понятие бухгалтерского учета — факт хозяйственной жизни.
Рисунок 1 – Схема развития бухгалтерского учёта
2. Стоимостный (500 до н.э. — 1300). Появление денег (первые монеты возникли в V в. до н.э.) привело к возникновению нового приема — оценки, которая проводилась во всех случаях, когда деньги выступали в функции меры стоимости. С этого момента объект учета — факт хозяйственной жизни — раздвоился, ибо сначала он отражался в натуральном измерении, а потом (или одновременно) в денежном [5, с. 8].
3. Диграфический (1300 — 1850). Желание и необходимость выявлять финансовый результат хозяйственной деятельности привели к разделению патримонального учета на униграфический (простая запись) и диграфический.
Теоретико-практический (1850 — 1900). Дальнейшее развитие диграфического учета шло по двум направлениям. Одни бухгалтеры пытались истолковать факты хозяйственной жизни с позиций юриспруденции, другие рассматривали их как экономические, при этом возникал вопрос о приоритете формы (право) над содержанием или содержания (экономика) над формой [5, с. 10].
5. Научный (1900
- 1950). Много веков бухгалтерский
учет существовал как
Информация о работе Исторические этапы развития бухгалтерского учета