Разработка общего плана и программы аудиторской проверки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть планирование как основу процесса аудита.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть предварительное планирование и оценку возможности проведения аудиторской проверки;
2. изучить программу аудита как детализацию общего плана;
3. рассмотреть оценку СБУ и СВК;
4. формулирование принципов и описание порядка подготовки общего плана и программы аудита.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Подготовительный этап аудиторской проверки………………………5
1.1 Предварительное планирование и оценка возможности проведения аудиторской проверки ……………………………………………………………5
1.2 Оформление отношений с экономическим субъектом……………………10
Глава 2. Подготовка общего плана аудиторской проверки…………………...16
2.1 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля………………………………………………………………………….16
2.2 Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском….22
Глава 3. Разработка общего плана и программы аудиторской проверки……23
3.1 Принципы подготовки общего плана и общей программы аудита………23
3.2 Подготовка и составление общего плана аудита…………………………25
3.3 Подготовка и составление программы аудита……………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.97 Кб (Скачать)

    · учредительные и регистрационные  документы;

    · приказ по учетной политике;

    · бухгалтерская отчетность, регистры учета;

    · контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;

    · результаты осмотра предприятия, его  производственных площадей, офисных  помещений;

    · результаты бесед и переговоров  с руководством, главным бухгалтером, работниками предприятия;

    · результаты наблюдения за производственным процессом;

    · результаты проверок, проведенных ранее (другой аудиторской фирмой, налоговой  инспекцией);

    · информация от третьих лиц. 

    Следует ли документировать результаты предварительного планирования Федеральные стандарты не содержат указаний на этот счет. Но, учитывая ответственность принимаемых на основе предварительного планирования решений, можно утверждать, что документирование результатов этого этапа необходимо. 

    Поскольку в федеральных стандартах, как  отмечено выше, отсутствуют сведения о форме и содержании рабочих  документов предварительного планирования, то это - предмет соответствующего внутрифирменного стандарта. 

    Результатом предварительного планирования прежде всего является оценка возможности  проведения аудита экономического субъекта. Отказ от проведения аудита может  быть обусловлен обоснованным сомнением  аудитора в честности, добросовестности, надежности потенциального клиента. Подобные сомнения могут быть основаны на таких  фактах, как неплатежеспособность предприятия  при одновременном желании руководства  заключить договор на аудиторскую  проверку, несоблюдение действующих  законодательных и нормативных  актов (например, намеренное заключение притворных и мнимых сделок), несоблюдение принципа действующего предприятия (например, намеренное уменьшение чистых активов с целью банкротства) и т. д. 

    Другим  не менее важным результатом предварительного планирования является ориентировочная  оценка объема (трудозатрат, длительности) и стоимости работ. Указанная  оценка согласуется с клиентом в  процессе переговоров, после чего на согласованной основе составляется договор на аудиторскую проверку.

    Таким образом, предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении  сотрудничества с клиентом и системе  подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и  опыт проведения аудиторских проверок. 

    1.   Оформление отношений с экономическим субъектом
  

 Отношения с  экономическим субъектом оформляются, как это предусмотрено Гражданским  кодексом РФ, заключением договора. Но сложившаяся практика и соответствующий  стандарт аудиторской деятельности рекомендуют перед заключением  договора направить руководству  экономического субъекта письмо-обязательство. Требования, предъявляемые к письму о проведении аудита, закреплены в  Федеральном правиле (стандарте) аудиторской  деятельности № 12 «Согласование условий  проведения аудита» (Постановление  Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 2). Смысл  данного документа заключается  в следующем.

    Аудиторские услуги - весьма специфическая область, отличающаяся от услуг других видов (например, юридических, консультационных, информационных и т. д.). Отличие заключается прежде всего в содержании обязательств, а также в ответственности сторон при исполнении договора.

    Иногда, приглашая аудиторскую организацию  для проведения проверки и соглашаясь на достаточно высокую ее стоимость, руководитель экономического субъекта полагает, что взамен он получает право  требовать от аудитора «приведения  в порядок» его бухгалтерской  отчетности в случае обнаружения  нарушений (т. е., по сути дела, услуг  по восстановлению учета).

    Нередко руководство проверяемых субъектов  под аудиторской проверкой понимает исключительно подтверждение аудитором  достоверности сведений в налоговых  декларациях. А в случае обнаружения  в них ошибок (после того, как  подтверждена достоверность бухгалтерской  отчетности), аудитор, по мнению руководства, должен будет подобно страховой  фирме возместить экономическому субъекту все понесенные убытки в виде штрафных санкций и пени.

    Некоторые руководители экономических субъектов  считают, что если они платят аудитору деньги, то взамен вправе требовать  предоставления им продукции (заключения) определенного качества.

    Поэтому еще до заключения договора (или  при его заключении) для аудитора очень важно дополнительно разъяснить потенциальному клиенту специфику  аудиторской деятельности, разграничение  прав и обязательств, а также ответственности  сторон при проведении аудита. Направление  клиенту подобного письма помогает избежать возможного неправильного  понимания руководством экономического субъекта условий предстоящего договора. Кроме того, при возникновении  конфликтной ситуации между экономическим  субъектом и аудиторской фирмой и разбирательстве дела в арбитражном  суде, письмо-обязательство (с отметкой экономического субъекта о его получении), может послужить дополнительным аргументом, свидетельствующим о  добросовестности аудитора.

    Письмо-обязательство  должно содержать ряд обязательных указаний, важнейшими из которых являются следующие:

    • законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;
    • форма отчетности аудиторской организации;
    • ответственность аудиторской организации;
    • наличие аудиторского риска;
    • обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

    По  своему усмотрению аудиторская организация  может включить в текст письма-обязательства  и другие дополнительные указания.

    Письмо-обязательство  может служить офертой при  разовых соглашениях между аудитором  и экономическим субъектом. В  этом случае текст письма согласно требованиям Гражданского кодекса  РФ в дополнение к сведениям, указанным  выше, должен содержать также существенные условия договора на аудиторскую  проверку (предмет договора, стоимость, другие условия, признанные сторонами  как существенные).

    Письмо-обязательство  может служить также сопроводительным письмом к договору на аудиторскую  проверку.

    Письмо - обязательство содержится в приложении 1 к данной курсовой работе.

    После письма-обязательства (или вместе с  ним) аудиторская организация отправляет клиенту текст договора на проведение аудиторской проверки.

    Договор на проведение аудиторской проверки заключается на основании Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с  главой 39 «Договор возмездного оказания услуг» считается заключенным, если между сторонами в требуемой  в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его  условиям.

    По  договору возмездного оказания услуг  исполнитель по заданию заказчика  обязуется оказать ему аудиторскую  услугу, а заказчик обязуется оплатить эту услугу. Существенными условиями  подобного договора согласно требованиям  Гражданского кодекса РФ являются: предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. Рекомендуется включать в договор следующие условия:

    • условия оказания услуг;
    • права и обязанности аудиторской организации;
    • права и обязанности экономического субъекта;
    • ответственность сторон и порядок разрешения споров.

    Безусловно, стороны могут включать в текст  договора и другие условия, которые  они сочтут для себя существенными, например, возможность привлечения  сторонних специалистов, или порядок  оплаты дополнительных расходов, которые  могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг, и т. д.

    Рассмотрим  примерное содержание существенных условий договора.

    Предметом договора является проведение аудиторской  проверки бухгалтерской отчетности заказчика за определенный период (отчетный год). При оказании аудитором сопутствующих  услуг предметом может быть оказание консультационных услуг, информационных услуг, услуг по восстановлению учета.

    В разделе договора о порядке и  сроках оплаты устанавливается порядок  определения стоимости аудиторских  услуг. Возможны различные варианты, например следующие:

    а) в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон, и оговаривается порядок дополнительной оплаты в случае возникновения дополнительных расходов, не учтенных при формировании договорной цены;

    б) в договоре указывается ориентировочная стоимость аудиторской проверки (или стоимость человеко-дня работы) и устанавливается, что окончательная цена будет определена в дополнительном протоколе (являющемся неотъемлемой частью договора), исходя из фактически осуществленных затрат.

    В большинстве случаев заказчиков более устраивает вариант а), не связанный  с дополнительными расходами  или увеличением договорной цены. Очевидно, что аудитор может согласиться  на вариант а), если он уверен в том, что объем предстоящих работ  определен им верно, а возникновение  дополнительных расходов маловероятно. В противном случае аудитору более подходят варианты а) и б).

    В этом же разделе следует оговорить  порядок и сроки оплаты.

    В разделе об условиях оказания услуг  могут быть указаны:

    • цель оказания услуг;
    • объект аудита;
    • этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год);
    • сроки проведения проверки (начало, окончание);
    • ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит;
    • указания документов, составляемых аудитором по результатам проверки (письменная информация - отчет, аудиторское заключение), указание порядка и сроков передачи их заказчику.

    Ответственность сторон указывается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса  РФ, Закона РФ «Об аудиторской деятельности».

    Иногда  заказчик настаивает на включении в  этот раздел обязанности аудитора по возмещению убытков, связанных с  начислением проверяющим государственным  органом санкций за отчетный период, проверенный аудитором. Позиция  аудитора может быть следующей. Обязанность  исполнителя по возмещению убытков  заказчику предусмотрена Гражданским  кодексом РФ при наличии вины исполнителя  независимо от наличия или отсутствия подобного пункта в договоре. Таким  образом, если на этом настаивает заказчик, то в раздел ответственности сторон может быть включен пункт, предусматривающий  возмещение исполнителем заказчику  понесенных последним убытков (штрафных санкций, обоснованно начисленных проверяющим органом, обнаружившим существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникших по вине исполнителя. Из подобной формулировки не возникает дополнительной ответственности аудитора, так как она, по сути, повторяет формулировку Гражданского кодекса.

    Договор на аудиторскую проверку может быть разовым (на проверку года) или иметь  долгосрочный характер (например, предусматривающим  ежегодную аудиторскую проверку в течение срока действия лицензии аудитора).

    Примерная форма и содержание договора на аудиторскую  проверку содержится в приложении 2 к данной курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Подготовка общего плана аудиторской  проверки

2.1 Изучение и оценка  системы бухгалтерского  учета и внутреннего  контроля 

    Порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля отражен как в российском Федеральном  правиле (стандарте) № 8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» Стандарты аудиторской  деятельности.

    Аудитору  необходимо понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода  к проведению аудита.

    Система бухгалтерского учета - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном и (или) количественном выражении об имуществе, обязательствах организаций их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций и других событий.

Информация о работе Разработка общего плана и программы аудиторской проверки