Раскрыть особенности аудита финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие особенностей аудита финансовой отчетности. Для достижения цели необходимо решить следующие вопросы:
Бухгалтерская отчетность экономического субъекта как информационная база аудита.
Цели аудита бухгалтерской отчетности и способы их достижения
Предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности.
Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Задание № 1. Раскрыть особенности аудита финансовой отчетности

Введение

С момента возникновения  аудита изменялись аудиторские принципы, возникли новые методики проведения проверок. Всё это позволило значительно усовершенствовать аудиторские услуги. Теперь за небольшой промежуток времени можно получить точный и эффективный результат.

Зачастую результаты аудиторской проверки отчётности крупных  фирм публикуются для заинтересованных внешних пользователей – потенциальных  инвесторов данной фирмы. Также в  средствах массовой информации на основе данных аудита составляются особые рейтинги фирм.

Как правило, результатом  аудиторской проверки становится аудиторское  заключение. Аудиторское заключение может быть положительным или  отрицательным. Возможен третий вариант, когда аудитор отказывается составлять аудиторское заключение. Причины для этого могут быть различные, но они обязаны быть достаточно вескими. Например, отказ бывает в тех случаях, если аудитор по определенным причинам не смог провести проверку нормально, все нужные процедуры не были выполнены или же аудитору не была предоставлена необходимая документация. Законодательством четко регламентирована ответственность аудитора за достоверность сделанного им заключения.

Целью работы является раскрытие  особенностей аудита финансовой отчетности. Для достижения цели необходимо решить следующие вопросы:

  1. Бухгалтерская отчетность экономического субъекта как информационная база аудита.
  2. Цели аудита бухгалтерской отчетности и способы их достижения
  3. Предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности.
  4. Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

 

1. Бухгалтерская отчетность экономического  субъекта как информационная  база аудита

 

В соответствии с Федеральным  законом РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в последующей редакции) аудитору необходимо учитывать следующие положения при проверке правильности составления отчетности:

главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных  операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению;

в случае разногласий  между руководителем организации  и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций;

для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы;

первичные и сводные  учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях  информации;

все организации обязаны  составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность;

 бухгалтерская отчетность  организаций, за исключением бюджетных,  состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

пояснительной записки;

месячная и квартальная  отчетности являются промежуточными и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года;

организации, за исключением  бюджетных, обязаны представлять квартальную  бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую  — в течение 90 дней по окончании  года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации;

днем представления  организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности;

открытые акционерные  общества обязаны публиковать годовую  бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;

организации обязаны  хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и  бухгалтерскую отчетность в течение  сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации [1].

Проверка отчетности на соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Согласно Приказу МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г. «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» при проверке правильности составления отчетности аудитор должен учитывать, что [3]:

Положение устанавливает  состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской  отчетности экономических субъектов  и не применяется при формировании отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблюдения, представления банку и т.д., если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование Положения;

настоящее Положение  применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка  формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства  и некоммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях  реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными  фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской  отчетности;

при формировании бухгалтерской  отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;

бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы);

организация при составлении  бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение;

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках должны раскрывать следующие  дополнительные данные:

наличие на начало и конец  отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;

наличие на начало и конец  отчетного периода и движение в течение отчетного периода  отдельных видов основных средств;

наличие на начало и конец  отчетного периода и движение в течение отчетного периода арендованных основных средств;

наличие на начало и конец  отчетного периода и движение в течение отчетного периода  отдельных видов финансовых вложений;

наличие на начало и конец  отчетного периода отдельных  видов дебиторской задолженности;

изменения в капитале (уставном, резервном, добавочном и  др.) организации;

количество акций, выпущенных акционерным обществом и полностью  оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальная стоимость акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

состав резервов предстоящих  расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного  периода, движение средств каждого  резерва в течение отчетного  периода;

наличие на начало и конец  отчетного периода отдельных  видов кредиторской задолженности;

объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

состав затрат на производство (издержки обращения);

состав внереализационных  доходов и расходов;

чрезвычайные  факты  хозяйственной деятельности  и  их последствия;

любые выданные и полученные обеспечения обязательств и платежей организации;

события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности;

прекращенные операции;

сведения об аффилированных лицах;

государственная помощь;

прибыль, приходящаяся на одну акцию;

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках раскрывают информацию в  виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие;

в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

правила оценки отдельных  статей бухгалтерской отчетности устанавливаются  соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

•   статьи бухгалтерской  отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Проверка налоговых  деклараций на соответствие Налоговому кодексу РФ (ч. 1) [2].

В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса РФ аудитору при проверке правильности составления отчетности необходимо учитывать следующее:

каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы;

налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика  о полученных доходах и произведенных  расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога;формы налоговых деклараций, не утвержденные законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации;

налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам  идентификационного номера налогоплательщика;

налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика  включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов;

налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки;

инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам  издаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

перечисленные правила  распространяются также на порядок  декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в такие фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций;

Информация о работе Раскрыть особенности аудита финансовой отчетности