Процесс
распределения учебной нагрузки
в условиях кредитной технологии обучения
можно представить в виде отдельных этапов,
последовательно выполняющихся друг за
другом.
- подготовительный
этап - включает в себя мероприятия, связанные
с разработкой рабочих учебных планов
(РУП - документ, разрабатываемый организациями
образования самостоятельно на
основе ТУП и ИУП обучающихся) на будущий
учебный год и уточнение перечня учебных
дисциплин, выносимых для изучения на
старших курсах. Во всех формах учебных
планов используется единая система кодировки
дисциплин, предусматривающая присвоение
каждой учебной дисциплине учебного плана
соответствующего кода в символах буквенного
и цифрового выражения. РУП служит основой
для расчета трудоемкости учебной работы
преподавателя;
- предварительный
этап - включает в себя процесс ознакомления
и выбора ведущим преподавателем кафедры
учебной дисциплины из представленного
списка для последующего ее ведения в
новом учебном году;
- этап выбора
учебных дисциплин студентами - происходит
в определенном промежутке времени, установленном
для ознакомления с рабочими программами
учебных курсов и преподавателями, закрепленными
за этими курсами. По истечению времени,
выделенного студентами для выбора себе
дисциплин на следующий учебный год, доступ
к записи на курсы закрывается, а накопленная
информация по выборам студентам объединяется
и анализируется на предмет образования
учебных групп и потоков;
- этап формирования
учебных групп и потоков;
- предварительный
расчет учебной нагрузки - для каждого
преподавателя кафедры на основании сделанных
выборов студентами;
- перераспределение
учебной нагрузки - основывается на заложенных
алгоритмах математических задач, за счет
перераспределения учебных часов между
отдельными преподавателями кафедры;
- окончательное
распределенной нагрузки и ее закрепление
- как завершающий этап требует тщательного
анализа полученных возможных вариантов
распределения и принятия окончательного
решения по ним [3].
В
СКГУ, включая кафедру «Информационные
системы», устанавливаются следующие
виды учебной работы:
- лекции;
- семинары;
- практические
занятия;
- студийные
занятия;
- лабораторные
работы;
- консультации;
- самостоятельная
работа студента;
- самостоятельная
работа студента под руководством преподавателя;
- профессиональная
практика;
- стажировка;
- курсовое
проектирование (работа);
- дипломное
проектирование (работа);
- магистерская
диссертация;
- докторская
диссертация.
Лекции
планируются за профессорами, доцентами,
старшими преподавателями.
Высшее
учебное заведение может привлекать
к чтению лекций опытных специалистов
производства, практических работников
сферы деятельности.
Семинары,
практические занятия и лабораторные
работы могут проводить преподаватели
и ассистенты.
Соотношение
аудиторной и внеаудиторной работы
в общем объеме педагогической нагрузки
преподавателя устанавливается высшим
учебным заведением самостоятельно.
При
кредитной системе обучения при
планировании педагогической нагрузки
преподавателя по видам учебной работы
за основу принимается 1 кредит равный:
- 15 академическим
часам контактной работы лекций, семинаров
и практических занятий;
- 22,5 контактным
часам студийных занятий;
- 30 контактным
часам лабораторных занятий;
- 15 академическим
часам учебной практики;
- 30 контактным
часам педагогической практики;
- 75 контактным
часам производственной практики.
За
руководство практикой преподавателю
планируется педагогическая нагрузка
из расчета 1 академический час в неделю
на одного обучающегося.
Курсовые
проекты выполняются в пределах
часов или кредитов, отведенных на
освоение программы дисциплины. При
этом консультации по написанию курсовых
проектов оказываются за счет часов СРСП,
а на прием их защиты преподавателю планируется
0,25 академических часа на одного обучающегося.
Планирование
дипломных проектов осуществляется
из расчета кредитов отводимых на их
написание в соответствии с государственным
общеобязательными стандартами образования
и установленных норм. За одним штатным
преподавателем планируется научное руководство
5 дипломными проектами, в отдельных случаях
за одним профессором, опытным доцентом
разрешается планировать до 8 дипломных
проектов [4].
-
Семейство стандартов
ИСО 9000
Качество
в образовании - это не только результаты
учебы, но и система, модель, организация
и процедуры, которые гарантируют, что
студенты получат комплексное личное
и общественное развитие, дающее им возможность
удовлетворить свои потребности и позволяющие
им внести вклад в прогресс и улучшение
общества в целом. А вот что понимать под
качеством образования? Как обеспечивать
качество в ходе образовательного процесса?
Да и кто на самом деле является потребителем
результатов образовательного процесса
- сам студент или и он, и его семья, предприятия,
на которых он будет работать, общество
в целом, государство? Возможно ли использовать
для этого международные стандарты ИСО
серии 9000?
Высшее
учебное заведение предоставляет
образовательные услуги, которые обладают
следующими характеристиками:
- низкая степень
осязаемости;
- неотделимость
образовательной услуги от своего источника;
- невозможность
их хранения и транспортировки, рассредоточенность
и локальность образовательных учреждений
и рынка этих услуг;
- непостоянство
качества.
Вместе
с тем образовательные услуги
имеют и свои особенности:
- своеобразный
характер образовательной деятельности
затрудняет оценку потребительских свойств
предоставляемых вузом услуг;
- в отличие
от материально-вещественного производства,
процесс создания и потребления услуги
соединены: момент создания профессорско-преподавательским
составом вуза образовательных услуг
одновременно выступает начальным моментом
их потребления обучающимися.
Определяющим
фактором качества системы образования
в целом является уровень качества образовательных
учреждений, а, точнее, уровень качества
оказываемых ими образовательных услуг
[5].
Качественное
образование - основа социального развития,
устойчивого экономического роста страны.
Именно высшее образование способствует
проведению модернизации технологических
и социальных основ, самостоятельности
и независимости государства, позволяет
целенаправленно и эффективно решать
проблемы национального и глобального
уровня.
Качество
образования, как известно, опирается
на три ключевых основания:
- цели и содержание
образования;
- уровень профессиональной
компетентности преподавательского персонала
и организации их деятельности;
- состояние
материально-технической и научно-информационной
базы процесса обучения.
Международные
стандарты ИСО 9000 - семейство стандартов,
относящихся к качеству и призванных помочь
организациям всех видов и размеров разработать,
внедрить и обеспечить функционирование
эффективно действующих СМК:
- ИСО 9000:2000
Система менеджмента качества. Основные
принципы и словарь - представляет собой
введение в СМК, а также словарь терминов
и определений;
- ИСО 9001:2008
Система менеджмента качества. Требования
- устанавливает требования для систем
менеджмента качества и определяет модель
СМК, основанную на процессах;
- ИСО 9004:2009.
Управление с целью достижения устойчивого
успеха организации - Подход с точки зрения
менеджмента качества;
- ИСО 19011 Система
менеджмента качества. Руководящие указания
по аудиту систем менеджмента качества
и/или систем экологического менеджмента
- предоставляет руководящие требования
по менеджменту программ аудитов, по проведению
внутренних и внешних аудитов, а также
по компетентности и оценке аудиторов.
Разработка
и применение стандартов направлено
на достижение следующих результатов:
- стандартизировать
процедуры профессионального образования;
- обеспечить
регулярный мониторинг процесса управления
и ведения документации и записей, необходимых
для образовательного процесса;
- гарантировать
выполнение государственных требований
в сфере образования;
- гарантировать
качество образовательных услуг, качество
преподавательского состава и качество
образовательного контента.
Их
адаптация к сфере образовательных услуг
позволила выделить следующие виды деятельности:
- планирование
качества требует: определять потребителей
продукции и услуг вуза (абитуриенты, студенты,
преподаватели, родители, инженеры, предприниматели,
предприятие, регион, общество); выяснять
потребности потребителей, разрабатывать
характеристики продукции или услуг; доводить
планы до исполнителей;
- установление
связей качества требует: инициировать
виды деятельности для объединения усилий
сотрудников; разрабатывать средства
обеспечения учебного процесса; формировать
коллектив преподавателей; формировать
коллектив учащихся; организовывать образовательный
процесс в соответствии со стандартной
схемой; разрабатывать показатели качества;
- контроль
качества требует: обеспечивать измерение
показателей качества; обеспечивать анализ
показателей качества; корректировать
процесс в соответствии с заданным стандартом;
давать импульс для реактивного (тактического)
или проактивного (стратегического) усовершенствования
стандартного процесса;
- улучшение
качества требует: создавать инфраструктуру
для непрерывного усовершенствования
процесса; обеспечивать главных причин
дефекта в образовательном процессе; создавать
бригады по реализации каждой инициативы
по улучшению образовательного процесса;
обеспечивать мотивацию рабочих групп;
устанавливать контроль за достижением
целей; обеспечивать непрерывное обучение
рабочих групп [6].
Стандарты
ИСО 9000 включают в себя несколько
базовых положений:
- предполагают,
что заказчик установит требования к услуге,
которую он хотел бы получить;
- предполагают,
что эта услуга может быть разделена на
ряд отдельных процессов, которые могут
управляться организацией и которые являются
цепочкой действий. «Выход» одного процесса
становится «входом» для следующего;
- предполагают,
что результаты «процесса» являются измеряемыми
и могут быть задаваемыми;
- предполагают,
что процессы начинаются с исходных (сырьевых)
материалов, которые затем превращаются
в конечную продукцию;
- требуют,
чтобы внутри процессов было возможным
установить роль и ответственность тех,
кто осуществляет и управляет этой деятельностью;
- потребители
системы образования желают видеть прозрачные
методы контроля качества образовательных
услуг.
-
Выполнение процесса
средствами MS Excel
Для
решения данной задачи на кафедре ИС
в настоящее время используется электронная
книга MS Excel.
Исходными
данными для решения задачи являются:
- дисциплины;
- фактический
штат преподавателей кафедры;
- учебная нагрузка
кафедры по читаемым ей дисциплинам, рассчитанная
учебным управлением.
Система
расчета учебной нагрузки и анализа ее
выполнения представляет собой электронную
книгу MS Excel, содержащую следующие основные
листы: «Ставки», «Нагрузка».
Лист
«Ставки» содержит:
- имена преподавателей;
- плановая
нагрузка;
- размер ставки;
- количество
часов по лекциям, практическим занятиям,
лабораторным работам;
- расчетных
данных по текущим отклонениям фактической
нагрузки от плановой, комментарии (лишние
часы или их не хватка).
В
листе «Нагрузка» содержатся сведения
об учебной нагрузке кафедры, закрепленной
за конкретными преподавателями.
Преимуществами
использования электронной таблицы
является то, что она позволяет
достаточно просто организовать выполнение
расчетов, которые должны быть произведены
при решении задачи распределения
и учета выполнения учебной нагрузки.
Существуют
и недостатки:
- весь процесс
группировки и распределения учебной
нагрузки по дисциплинам, преподавателям
и ставкам выполняется в этом случае полностью
вручную методом интуитивного перебора
и требует большого количества времени
для промежуточных расчетов;
- форматирование
распределенной информации в специальные
отчетные формы является достаточно трудоемким
процессом, что связано с особенностями
применения табличного процессора Microsoft
Excel;
- значительный
объем однотипных операций приводит к
систематическим ошибкам, поиск и исправление
которых путем сравнения с учебными планами
занимает достаточно много времени.
-
Бенчмаркинг как способ
повышения качества
процесса