Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:03, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение порядка учета прямых и косвенных затрат на примере ООО «ВОЛНА» с позиции действующего законодательства, нормативных документов.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
− изучить теоретические основы учета прямых и косвенных затрат организации;
− раскрыть сущность и содержание затрат организации;
− исследовать основные принципы классификации расходов организации;
− изучить нормативно-правовые основы формирования и состава расходов;
− рассмотреть существующую систему бухгалтерского финансового учета прямых и косвенных расходов на предприятии;
− предложить конкретные меры по совершенствованию бухгалтерского учета прямых и косвенных затрат на данном предприятии.
Введение………………………………………………………………………....
6
1. Теоретические аспекты учета затрат организации………………………..
10
1.1.Понятие затрат организации, их классификация и методы учета затрат……………………………………………………………………......
10
1.2.Нормативное регулирование учета затрат организации…………….
19
1.3.Характеристика счетов для учета затрат организации……………...
27
2. Порядок учета прямых и косвенных затрат в ООО «ВОЛНА»…………..
39
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………….
39
2.2. Учет прямых затрат организации…………………………………….
44
2.3. Учет косвенных затрат организации и методы их списания.............
58
2.4.Определение фактической себестоимости и отражение затрат в бухгалтерской отчетности организации ………………………………....
64
3. Предложения по совершенствованию учета прямых и косвенных затрат.
72
3.1.Формирование внутренней отчетности организации по учету затрат………………………………………………………………………..
72
3.2. Мероприятия по совершенствованию учета затрат………………...
77
Заключение………………………………………………………………………
84
Список использованных источников…………………………………………..
Управленческий учет предприятия ориентирован в первую очередь на будущее. Его целью является формирование информации, которая позволила бы принимать управленческие решения, обеспечивающие не только получение высоких результатов в отчетном периоде, но и стабильное развитие предприятия в будущем.
Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным периодам. Финансовый план – основа внутрифирменного управления. Соответственно, бюджетирование – это технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов.
Все бюджеты, которые разрабатываются должны дать руководителям организации возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании.
В ООО «ВОЛНА» проводится планирование затрат. На данном предприятии составляются финансовые планы на предстоящий год. Эти бюджеты состоят из трех частей: статей доходов, статей расходов, и раздела, в котором рассчитываются показатели прибыли, рентабельность.
Подраздел статьи расходов включает в себя все виды расходов планируемых на данном предприятии.
Это такие статьи расходов:
− Материальные расходы (ремонт и технической обслуживание; капитальный ремонт автомашин; износ шин; эксплуатационные материалы; ГСМ);
− Амортизация;
− Затраты по оплате труда с отчислениями;
− Налоги и обязательные платежи (арендная плата за землю; транспортный налог; платежи в экофонд);
− Прочие расходы.
Планирование затрат в ООО «ВОЛНА» осуществляется на основе информации о выполняемых заказах и заказах, которые предстоит выполнить предприятию. Эта информация отражается в договорах, заключаемых между заказчиками и ООО «ВОЛНА», выступающим в этом случае производителем работ, услуг.
К сожалению, ООО «ВОЛНА» ограничивается составлением финансовых планов на предстоящий период, а вот отчетов об исполнении бюджетов доходов и расходов ежемесячно не ведет.
А ведь наряду с бюджетами на предстоящий период должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставляться плановые и фактические показатели. По результатам сопоставления проводится так называемый анализ отклонений, т. е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Отклонения могут быть отрицательными, когда фактические показатели ниже плановых, и положительными, если фактические показатели превышают прогнозируемые или установленные ранее.
Отклонения могут измеряться в абсолютных (например, в рублях) и в относительных (например, в процентах) единицах измерения. Отклонения могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду. Например, отклонения на 6-й месяц бюджетного периода могут устанавливаться в процентах к отклонениям в 1-м месяце.
В процессе текущей деятельности важным аспектом является выполнение (не превышение) расходной части бюджетов и соблюдение запланированных нормативов.
Для того чтобы заинтересовать, работников предприятия в выполнении финансовых планов, необходимо создать систему мотивации выполнения оперативных бюджетов (финансовых планов). При превышении уровня планируемых расходов и несоблюдении утвержденных нормативов премирование отделов не должно осуществляться, даже если в целом на предприятии наблюдается рост прибыли, опережающий плановый. И наоборот, следует четко заранее определить процент вознаграждения, выплачиваемый за экономию ресурсов предприятия. Именно отсутствие прозрачной мотивационной политики зачастую сводит на нет все усилия верховного руководства и работников к снижению уровня затрат на предприятии.
В данной работе предлагается разработанный вид регистра «Отчет об исполнении бюджета доходов и расходов». Учет в нем ведется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала и до конца года (Приложение 6).
Также, для контроля за уровнем общепроизводственных и общехозяйственных расходов организациям необходимо составлять сметы таких расходов в разрезе статей затрат, а также вести аналитический учет по данным счетам по статьям затрат в специальных ведомостях учета данных затрат. При этом номенклатура статей и порядок распределения данных расходов определяется организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации.
В данной работе так же предлагается разработанный вид регистра бухгалтерского учета, который объединил бы в себе планирование, учет и анализ производственных затрат. В ООО «ВОЛНА» планирование затрат регистрируется в бюджете доходов и расходов, учет ведется в карточках счета 20, 23, 26 и других, для анализа используются сводные регистры учета за месяц, квартал, год, а предложенный вид регистра будет обобщать данные из этих документов в одном укрупненном виде. Разработанный регистр предлагается использовать для косвенных затрат.
В приложении 7 представлен «Регистр учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов». Учет в нем ведется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала и до конца года, группируются по статьям общепроизводственных и общехозяйственных затрат (Приложение 7).
В графе «Затраты по плану» отражается величина затрат запланированная на текущий год.
В графе «Фактические затраты за месяц» показывается сумма по статьям затрат за определенный месяц, а в графе «Фактические затраты в общем» отражаются общие суммы затрат за каждый месяц года плюс затраты за предыдущие месяцы.
Данные по фактическим затратам заносятся в регистр на первое число каждого месяца. В графе «Фактические затраты за год» отражается общая сумма фактических затрат за год, которые затем служат основой для планирования на следующий год. В строках «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы» отражаются общие затраты на конкретную дату, представляющие собой сумму всех статей этих затрат.
Такой регистр учета затрат будет удобен для анализа общепроизводственных и общехозяйственных затрат и в течении года, и по окончании его. При помощи него можно сравнивать структуру затрат за каждый месяц и выявлять за счет каких статей произошло изменение структуры. А так же для оперативного контроля за уровнем затрат по каждой статье и в общем объеме относительно плановых показателей.
Это позволит своевременно реагировать, если произошло превышение установленных норм по плану, своевременно выявить его, а возможно и устранить причину превышения раньше, чем по окончании года. По окончании каждого месяца косвенные затраты списываются со счетов 25 и 26 на счет 20 «Основное производство» и распределяются. В предлагаемом регистре будут отражаться суммы затрат, которые списываются на 20 счет.
В предложенном регистре общепроизводственные и общехозяйственные затраты представлены в общем объеме. В этом документе можно будет проследить изменение затрат по видам косвенных затрат. Например, на предприятии с определенного периода времени предполагается внедрение новой техники или технологии, мероприятий по повышению качества продукции или мероприятий по снижению цен на продукцию и другие мероприятия. В регистре учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов можно будет определить как изменились те или иные виды затрат с момента внедрения определенных мероприятий, то есть проследить какие виды затрат уменьшились, а какие увеличились и не превысило ли увеличение затрат по одним статьям уменьшения по другим. При помощи этого документа можно будет определить обоснованность внедрения мероприятий в разрезе косвенных затрат предприятия.
Итак, разработанный регистр учета общепроизводственных и общехозяйственных затрат предназначен для следующих целей:
– для ведения обобщенного учета общепроизводственных и общехозяйственных затрат;
– для оперативного контроля за уровнем косвенных затрат;
– служить базой для анализа общепроизводственных и общехозяйственных затрат;
– служить базой для планирования косвенных затрат по статьям на следующий год.
И так, для упрощения процесса учета, планирования и анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов предложено введение регистра по учету этих расходов, который мог бы являться основой не только для планирования, учета и анализа затрат, но и для оперативного контроля и управления ими.
Цель управления доходами и расходами предприятия это − увеличение прибыли предприятия. Одной из важнейших задач для достижения этой цели является оптимизация затрат или достижение такого их уровня, который обеспечивает требуемый финансовый результат при условии выполнения производственных и других планов предприятия. Основное содержание управления доходами и расходами предприятия составляют процессы: планирование доходов и расходов; учёт и контроль затрат; разработка методов по увеличению доходов и снижению расходов; анализ доходов и расходов, их влияние на финансовый результат.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в финансовой системе предприятия финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение бюджетов, прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любого предприятия. Эта отчетность может использоваться для различных целей, а именно как ориентир для контроля текущей деятельности. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования.
Таким образом, в предприятии правильный и своевременный учет изменения норм позволяет руководству предприятия осуществлять контроль за выполнением плана, оперативно решать и устранять недостатки в работе, если изменения произошли в сторону увеличения затрат.
3.2. Мероприятия по совершенствованию учета затрат
При изучении данной темы использовались документы: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); главная книга или оборотно-сальдовая ведомость; положение об учетной политике организации; регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 23, 26, 97 и др.; карточки (ведомости) по заказам; таблицы (ведомости) по распределению заработной платы, отчислений на социальные нужды, услуг вспомогательных производств, расчета амортизационных отчислений по основным средствам, нематериальным активам; ведомости распределения общехозяйственных, общепроизводственных расходов, расходов будущих периодов; акты инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат.
Обобщив всю полученную в ходе прохождения преддипломной практики информацию, изучив внутренние рабочие документы ООО «ВОЛНА», можно сделать следующие выводы и предложения:
Ошибками, выявляемыми в ходе изучения учета затрат на предприятии ООО «ВОЛНА», являются:
− Исправления и помарки в некоторых счетах-фактурах и локальных сметах;
− Период включения в себестоимость работ и услуг для целей бухгалтерского учета и налогообложения оплаты работ, услуг не соответствует датам, указанным в некоторых счетах-фактурах и актах на выполнение работ, оказание услуг.
Для улучшения и повышения эффективности учета затрат на предприятии следует:
− своевременно отражать все хозяйственные операции по учету затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг;
− необходимо усилить внутренний контроль за поступающими первичными документами;
− проводить своевременный учет неправильно оформленных документов по учету затрат;
− для улучшения качества всей учетной работы организации необходимо составить график документооборота для работы организации, а именно для целей бухгалтерского и налогового учета, а также для внутреннего контроля и своевременного принятия управленческих решений. Правильно составленный график документооборота создает условия для улучшения качества всей учетной работы организации, рационального распределения должностных обязанностей между работниками, усиление контрольных функций бухгалтерии и своевременного составления отчетности. По каждой операции приводят список документов, необходимых для того, чтобы отразить ее в учете. Далее главным бухгалтером определяются ответственные лица и сроки подготовки каждого документа. Разработанные правила документооборота необходимо закрепить в учетной политике предприятия.
Результаты изучения учетной политики предприятия ООО «ВОЛНА» свидетельствуют о том, что положения принятые в учетной политике в части учета затрат на выполнение работ и оказание услуг не противоречат действующим нормативным документам. На предприятии ООО «ВОЛНА» применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования фактической себестоимости работ, услуг. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный заказ.
В организации не предусмотрен перечень прямых расходов в учетной политике. Перечень прямых расходов организации должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Им и нужно руководствоваться.
Со вступлением в силу Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» налогоплательщики, в целях налогообложения, имеют право начиная с 1 января 2005г. самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов, с учетом отраслевой специфики и условий хозяйствования, закрепив принципы их распределения в своей учетной политике. Однако это не говорит о том, что организации могут не формировать состав прямых расходов или формировать его с искажениями. Только при правильном подходе к формированию расходов в бухгалтерском и налоговом учете можно говорить о сближении налогового и бухгалтерского учета.
Информация о работе Порядок учета прямых и косвенных затрат на примере ООО «ВОЛНА»