Перспективы развития аудиторского контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Аудиторский контроль осуществляется с целью выражения в аудиторском заключении мнения компетентного специалиста - аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству, на основании которого пользователь этой отчетности может делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.

Оглавление

Введение
Глава 1 Система аудиторского контроля в России
1.1 Сущность, виды и методы ауд. контроля
1.2 Организация ауд. контроля в России
Глава 2 Анализ развития аудиторской деятельности в России
2.1 Основные проблемы развития аудита в России
2.2 Особенности механизма функционирования аудиторских фирм России
Глава 3. Перспективы развития аудиторского контроля в России
Заключение
Сп. литературы

Файлы: 1 файл

cодержание - копия.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Введение 
Глава 1 Система аудиторского контроля в России 
1.1 Сущность, виды и методы ауд. контроля 
1.2 Организация ауд. контроля в России 
Глава 2 Анализ развития аудиторской деятельности в России 
2.1 Основные проблемы развития аудита в России  
2.2 Особенности механизма функционирования аудиторских фирм России 
Глава 3. Перспективы развития аудиторского контроля в России 
Заключение 
Сп. литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возрастающее значение института  частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в Российской Федерации потребность в организации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых в настоящее время является аудиторский (иногда его называют - финансовый) контроль.

Аудиторский контроль осуществляется с целью выражения в аудиторском  заключении мнения компетентного специалиста - аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству, на основании которого пользователь этой отчетности может делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.

1 Система  аудиторского  контроля  в России.

1.1  Сущность,  виды  и методы   аудиторского контроля

Аудиторский контроль (аудит) - это  независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» - основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству Российской Федерации.

Виды

1.         По отношению к пользователям информации   

1. Внешний

2. Внутренний

2.         По отношению к требованиям законодательства      ,

1. Обязательный

2. Инициативный

3.         По объектам аудита

1. Банковский

2. Аудит страховых  организаций

3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

4.Общий

5. Государственный

4.         По назначению        

1. Аудит финансовой  отчетности

2. Налоговый

3. Аудит на соответствие  требованиям

4. Ценовой

5. Управленческий (производственный) аудит

6. Аудит хозяйственной  деятельности

7. Специальный (экологический,  операционный и др.)

5.         По времени осуществления          

1. Первоначальный

2. Согласованный (повторяющийся)

3. Оперативный

6.         По характеру проверки      

1. Подтверждающий

2. Системно-ориентированный

3. Аудит, базирующийся  на риске 

В зависимости  от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов организации с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Что касается внешнего аудита, то его  выполняют специальные аудиторские  фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению финансовых результатов.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит  регламентируется государством. Правительство  Российской Федерации утвердило  основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В табл. 1.5 представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита. 

 

Аудит информирует руководство  экономического субъекта и государственные  органы - заказчиков аудита - о состоянии  деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый уровень своего развития, выдержать рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.

 

 

  

 

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые Центральным банком и Минфином Российской Федерации. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате Российской Федерации существует должность аудитора.

В зависимости  от назначения аудит делится на несколько  видов.

Аудит финансовой отчетности - представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям - это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит - это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, - один из видов консультационных услуг  клиенту, предоставляемый для повышения  эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной  деятельности, довольно близок к управленческому  аудиту и представляет собой систематический  анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации, преследует следующие цели:

оценка эффективности  управления;

выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;

внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной  деятельности может быть проведен как  по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том  числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

По времени  осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный  аудит.

Первоначальный  аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика работы аудиторских  фирм свидетельствует о том, что  согласованный (повторяющийся) аудит  предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет  основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который  получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиента  аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Оперативный аудит - это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);

системно-ориентированный  аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего  контроля. Доказано, что при эффективной  системе внутреннего контроля вероятность  ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в  областях с более высоким возможным  риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

Метод аудиторского контроля

 

 

Аудиторский контроль, осуществляя  функции управления, исследует процесс  расширенного воспроизводства общественно  необходимого продукта в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами, обеспечивающими рациональное хозяйствование в условиях рыночной экономики. В процессе функционирования аудиторский контроль сформировал в системе прикладных экономических наук свой метод. Метод аудиторского контроля в осуществлении своих функций характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов контроля расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта

Метод финансово-хозяйственного контроля, аудита

 

Общенаучные методические приемы исследования основываются на методах философии. Метод (от греч. methodos — исследование) — это способ исследования, который определяет подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. Каждая наука имеет свои методы познания. Философия выполняет методологическую функцию по отношению к частным наукам.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — это прием исследования, включающий изучение предмета мысленным  или практическим расчленением его  на составные объекты (части объекта, его признаки, свойства, отношения). Каждую из выделенных частей анализируют отдельно в пределах одного целого (комплексная ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности компании и др.).

Информация о работе Перспективы развития аудиторского контроля в России