Перспективы развития аудиторского контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Аудиторский контроль осуществляется с целью выражения в аудиторском заключении мнения компетентного специалиста - аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству, на основании которого пользователь этой отчетности может делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.

Оглавление

Введение
Глава 1 Система аудиторского контроля в России
1.1 Сущность, виды и методы ауд. контроля
1.2 Организация ауд. контроля в России
Глава 2 Анализ развития аудиторской деятельности в России
2.1 Основные проблемы развития аудита в России
2.2 Особенности механизма функционирования аудиторских фирм России
Глава 3. Перспективы развития аудиторского контроля в России
Заключение
Сп. литературы

Файлы: 1 файл

cодержание - копия.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Деятельность советов  по банковскому аудиту. При Центральном банке Российской Федерации и его учреждениях создаются советы по банковской аудиторской деятельности, к компетенции которых относится:

координация деятельности системы банковского аудита, ее методическое обеспечение, разработка типовых программ аудиторских проверок банков;

учет и лицензирование аудиторов, разработка квалификационных требований;

контроль за деятельностью  аудиторов и проведением проверок банков.

Внутренний аудит. Внутренний аудит представляет собой форму  менеджериального, управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение — отдел (управление) внутреннего контроля. Деятельность данного отдела строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной правлением. В некоторых банках отдел внутреннего контроля подчиняется напрямую только председателю правления, который самостоятельно утверждает план его деятельности. Цель создания и деятельности службы внутреннего контроля1 — минимизация риска в деятельности банка и максимизация прибыли.

Основными функциями  данного подразделения являются:

контроль за правильностью  реализации подразделениями указаний руководства;

выявление узких мест в деятельности банка и его  отдельных служб и подразделений;

проведение специальных  исследований по поручению правления;

проверка и обеспечение  безопасности хранения материальных и  финансовых ценностей;

проверка деятельности банковской сети (филиалов, представительств и т.д.);

предоставление информации внешним аудиторам;

контроль за качеством  активов.

Что касается проведения проверок отделом внутреннего контроля, то они в основном направлены на:

оценку состояния учета  в банке, своевременность и правильность отражения операций;

проверку сохранности  активов;

контроль за правильностью  операционной деятельности и техники;

проведение внезапных  ревизий, например кассы, залогов и  т.д.;

контроль за состоянием сейфов и охраны в банке;

оценку уровня профессиональной пригодности сотрудников.

По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них. Протокол направляется председателю правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона сказано: «По характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение. 
Очень подробно описал в своих трудах все этапы развития учета и аудита в России выдающийся российский ученый Я. В. Соколов. Анализируя его научные разработки, можно сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. правительство командировало за границу высокопоставленного чиновника В. А. Татаринова (1816—1871) для изучения опыта постановки учета. По результатам представленного Татариновым доклада Александр II написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей». 
Проводилось обсуждение проблем учета и контроля, но его результаты, видимо, были неутешительны, так как уже сын Александра II — Александр III писал: «К сожалению, в официальных отчетах так часто приукрашивают, а иногда и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием...». 
К концу XIX в. наблюдалась та же картина, что и к началу великой реформы 1861 г. В «Петербургском листке» за 1884 г. можно было прочесть: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не существует; счета имущества, принадлежащего городу, также нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по арендным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в безвозвратный расход и т.п.». 
Об этом же писал А. М. Вольф: «В громадном большинстве случаев ревизоры со счетоводством ничего общего не имеют и в деле бухгалтерии младенчески чисты душою». Естественным в данных условиях было обратиться к практике других стран. 
Однако опыт Запада для России не всегда был понятен и приемлем, так как деятельность тамошних аудиторов, или, как их тогда называли, присяжных бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять объективность представляемой им отчетности различных фирм. Аудиторы принимали на себя ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчетности. Такая практика была невозможна в России того периода, так как в стране господствовал принцип вертикального контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой системе, хотя и с трудом, но можно было понять, что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да еще после того как он в своем в акте раскрывал недостатки работы нанимателя, казалось странным и излишним. 
В исторических очерках Я. В. Соколова есть замечательная фраза о счетоводах того периода, которая наилучшим образом характеризует их отношение к новшествам: «Англия, — писал один из счетоводов, — опередила нас и создала особое сословие аудиторов, но у нас чувствуется большая потребность в ответственных счетоводах, нежели в ответственных контролерах». Это замечание оказало большое влияние на тех, кого сегодня мы называли бы счетной общественностью. 
В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П. Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии. «Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества»; — писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров. 
Доклад был принят с энтузиазмом, тут же подготовили документы, и очень скоро проект П. Д. Гопфенгаузена был направлен министру финансов С. Ю. Витте. Документы в министерстве не забраковали, но рекомендовали доработать. Постоянно дискутировался вопрос формулирования целей и задач института, которые в 1895 г. определили так: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах.

Присяжный бухгалтер  не мог быть признан таковым, не принеся  специальной присяги, подобной клятве Гиппократа: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его М и! и [гелием и Животворящим Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут низложены на меня установленными властями, не совершать ничего противного доброй вере в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». (Для лиц нехристианского исповедания форма присяги изменялась сообразно их вероучению.) 
В 1889 г. была сделана еще одна неудачная попытка создать институт аудиторов. Эта задача могла быть решена только при наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов также требовалось соблюдение нравственной этики. 
Против нравственных критериев тоже высказывались возражения. В. Миляев писал: «Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх ответственности перед судом или обществом». 
Кроме того, русские купцы требовали надежных гарантий, планируя привлечение иностранных капиталов, а членство в институте разрешалось только русским подданным, что исключало появление западных, возможно, более квалифицированных аудиторов. 
Как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались еще ив 1912, и 1928 г., но все они оказались нереализованными. 
Вопрос о необходимости аудита в современной России вновь появился на повестке дня вместе с началом рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 № 15451 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» упоминалось о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации. 
Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую они создавались с участием иностранного капитала. Многие из этих фирм действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших. Потребность в их услугах была обусловлена мощнейшим развитием внешнеторговых операций в ходе реализации новой экономической политики. 
Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Инвесторы требовали гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, возникновению аудита немало способствовала необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью. 
С 1987 по 1993 гг. аудит в России проходил этап становления в условиях отсутствия законодательной базы. Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название — «Временные правила» — подчеркивало, что это документ переходного периода. Предполагалось, что данный акт будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти правила просуществовали почти восемь лет без поправок и изменений. Но первый закон «Об аудиторской деятельности», регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился лишь в августе 2001 г.

Как справедливо  отметил А. В. Крикунов, развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. 
Этап 1 (1987—1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской организации «Интер-аудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторскойдеятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 19901993 гг.). 
Этап 2 (декабрь 1993 г. до принятия Закона об аудиторской деятельности — август 2001 г.) можно охарактеризовать, как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли описанные выше Временные правилааудиторской деятельности и первые правила (стандарты) аудита (ПСАД) в Российской Федерации, разработанные центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России (было разработано и одобрено 37 ПСАД, а также методика по проведению аудита), что и составило методологическую основу российского аудита. В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданыаудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг. 
В 1994—2001 гг. ЦАЛАК было выдано 23 600 лицензий (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266. За тот же период ЦАЛАК было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих аттестатов составило 24 900. За этот период Комиссией по аудиторскойдеятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 ПСАД, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита. 
Этап 3 аудиторской деятельности в России начался после принятия Закона об аудиторской деятельности, которое подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированиюаудиторской деятельности в нашей стране и сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. 
Однако, как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих право весги такую деятельность. Наличие лицензии у ряда аудиторскихорганизаций и индивидуальных аудиторов не сопровождается фактическим ведением аудиторской деятельности. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность порядка 4500—5000 субъектов. При этом доля индивидуальных аудиторов в данном показателе незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций. Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг. 
В 2007 г. было выдано 1148 квалификационных аттестатов аудитора, из них 85% — по общему аудиту. Общее количество выданных Минфином России квалификационных аттестатов аудитора возросло за год на 3%. Вместе с тем годовой прирост количества выданных квалификационных аттестатов аудитора сократился в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 9%.

 

 
 
 

1. Аудит является  методом осуществления: 
1) ведомственного контроля; 
2) государственного контроля; 
3) независимого вневедомственного контроля. 
2. Исторической родиной аудита является: 
1) Англия; 
2) Франция; 
3) Италия. 
3. В России впервые звание аудитора было введено: 
1) Александром II; 
2) Петром I; 
3) М. С. Горбачевым. 
4. Слово «аудит» означает: 
1) слушающий; 
2) проверяющий; 
3) бухгалтер. 
5. В Англии закон, регулирующий аудиторскую деятельность, вышел: 
1) в 1937 г.;

2) в 1867 г.; 
3) в 1862 г. 
6. Аудит, заключающийся в проверке документации, именуется: 
1) базирующимся на риске; 
2) системно-ориентированным; 
3) подтверждающим. 
7. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение создается в целях обеспечения: 
1) статистического наблюдения за осуществлением аудиторской деятельности; 
г1558 
2) условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов; 
3) гарантии высокого качества аудита, проводимого его членами. 
8. Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы и объединения для:

1) расширения  и координации своей деятельности, а также оказания аудиторских услуг; 
2) расширения сферы своей деятельности и оказания аудиторских услуг; 
3) координации своей деятельности и защиты своих профессиональных интересов; 
4) обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов. 
9. Аудируемые лица — это: 
1) только организации; 
2) организации и индивидуальные предприниматели; 
3) только индивидуальные предприниматели.


 

___________________________

 

 

Предпосылки возникновения и развития аудита

Исторической родиной аудита считается Англия, где в связи с мощным раз витием рыночных отношений в 1844 г. вышла серия законов о компаниях, согласно которым их Правления были обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Эдинбурге (1854 г.) возник институт, который объединил бухгалтеров и аудиторов. Последние ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности с выражением мнения о ее объективности, таким образом, взяв на себя определенную долю ответственности и в случае возникновения возможных убытков у клиентов. В 1862 г.

в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность, позднее  законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (например, во Франции в 1867 г.). В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе. В настоящее время в Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах.

В Германии в 1870 г. дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку основных отчетных форм и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров, что и заложило законодательные основы возникновения аудита. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе образован Институт аудиторов, который в 1954 г. переименован в Институт аудиторов Германии, в который в настоящее время входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций.

До начала XX в. независимый аудит в США строился по английской модели, предусматривающей детальные исследования данных баланса. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г. и посвящено «аудиту балансов». Законодательно аудит в США утвержден с 1937 г., а через два года началась его стандартизация.

С начала XX в. аудиторские проверки и судебная экспертиза аудиторских фирм становятся обычным явлением в экономически развитых странах.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи:

с необходимостью представления качественной информации для принятия решений  об инвестировании и сотрудничестве;

устранением необъективного представления  информации предприятием заинтересованным пользователям;

необходимостью получения специальных  знаний для проверки информации в  связи со сложностью ведения учета  и составления отчетности;

отсутствием у пользователей информации необходимого доступа к ней для  оценки ее качества.

Учитывая исторические особенности развития аудита, можно выделить следующие его этапы.

1. До конца 1940-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей движение денежных операций, а также их правильную группировку в финансовых отчетах. Этот аудит можно назвать подтверждающим.

2. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок станет незначительной, а финансовые отчеты будут более полными и точными. Аудиторские фирмы в большей степени стали заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

3. Третий этап развития аудита ориентирован на возможный риск при проведении проверок или при консультировании; при этом аудит, который исходя из условий бизнеса клиента проводится выборочно (в основном проверка осуществляется там, где риск ошибки или мошенничества может быть максимальным), – носит название базирующегося на риске.

Информация о работе Перспективы развития аудиторского контроля в России