Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Аудиторский контроль осуществляется с целью выражения в аудиторском заключении мнения компетентного специалиста - аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству, на основании которого пользователь этой отчетности может делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.
Введение
Глава 1 Система аудиторского контроля в России
1.1 Сущность, виды и методы ауд. контроля
1.2 Организация ауд. контроля в России
Глава 2 Анализ развития аудиторской деятельности в России
2.1 Основные проблемы развития аудита в России
2.2 Особенности механизма функционирования аудиторских фирм России
Глава 3. Перспективы развития аудиторского контроля в России
Заключение
Сп. литературы
Деятельность советов по банковскому аудиту. При Центральном банке Российской Федерации и его учреждениях создаются советы по банковской аудиторской деятельности, к компетенции которых относится:
координация деятельности системы банковского аудита, ее методическое обеспечение, разработка типовых программ аудиторских проверок банков;
учет и лицензирование аудиторов, разработка квалификационных требований;
контроль за деятельностью
аудиторов и проведением
Внутренний аудит. Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального, управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение — отдел (управление) внутреннего контроля. Деятельность данного отдела строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной правлением. В некоторых банках отдел внутреннего контроля подчиняется напрямую только председателю правления, который самостоятельно утверждает план его деятельности. Цель создания и деятельности службы внутреннего контроля1 — минимизация риска в деятельности банка и максимизация прибыли.
Основными функциями
данного подразделения
контроль за правильностью реализации подразделениями указаний руководства;
выявление узких мест
в деятельности банка и его
отдельных служб и
проведение специальных исследований по поручению правления;
проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых ценностей;
проверка деятельности банковской сети (филиалов, представительств и т.д.);
предоставление информации внешним аудиторам;
контроль за качеством активов.
Что касается проведения проверок отделом внутреннего контроля, то они в основном направлены на:
оценку состояния учета в банке, своевременность и правильность отражения операций;
проверку сохранности активов;
контроль за правильностью операционной деятельности и техники;
проведение внезапных ревизий, например кассы, залогов и т.д.;
контроль за состоянием сейфов и охраны в банке;
оценку уровня профессиональной пригодности сотрудников.
По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них. Протокол направляется председателю правления.
Впервые в России
звание аудитора было введено Петром I. В «Энциклопедическом
словаре» Брокгауза и Эфрона сказано:
«По характеру своему должность аудитора совмещает в себе
черты должностей делопроизводителя,
секретаря и прокурора». Аудиторов в России
называли присяжными бухгалтерами. В качестве
образца была заимствована германская
модель построения аудита, но, поскольку в
тот период общественная потребность
в развитии аудита отсутствовала,
введенный директивно, он постепенно терял
свое первоначальное назначение.
Очень подробно описал в своих трудах
все этапы развития учета и аудита в России выдающийся
российский ученый Я. В. Соколов. Анализируя
его научные разработки, можно сделать
вывод, что к середине XIX в. в России имелось
много существенных недостатков в организации
учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. правительство
командировало за границу высокопоставленного
чиновника В. А. Татаринова (1816—1871) для
изучения опыта постановки учета. По результатам
представленного Татариновым доклада
Александр II написал: «По важности сего
дела желаю, чтобы оно было прочитано в
Совете министров. Я, со своей стороны,
совершенно разделяю ваш взгляд и желал
бы, чтобы и прочие министры убедились
в необходимости приступить к радикальному
улучшению как нашего счетоводства, так
и вообще финансовой системы нашей».
Проводилось обсуждение проблем учета
и контроля, но его результаты, видимо,
были неутешительны, так как уже сын Александра
II — Александр III писал: «К сожалению, в
официальных отчетах так часто приукрашивают,
а иногда и просто врут, что я, признаюсь,
всегда читаю их с недоверием...».
К концу XIX в. наблюдалась та же картина,
что и к началу великой реформы 1861 г. В
«Петербургском листке» за 1884 г. можно
было прочесть: «Что же мы видим в городском
хозяйстве? Баланса вовсе не существует;
счета имущества, принадлежащего городу,
также нет; равно нет оценки этому имуществу;
срочных бухгалтерских книг ни по арендным
статьям, ни по платежам не существует;
суммы, расходуемые на ремонт городского
имущества, прямо списываются в безвозвратный
расход и т.п.».
Об этом же писал А. М. Вольф: «В громадном
большинстве случаев ревизоры со счетоводством
ничего общего не имеют и в деле бухгалтерии
младенчески чисты душою». Естественным
в данных условиях было обратиться к практике
других стран.
Однако опыт Запада для России не всегда
был понятен и приемлем, так как деятельность
тамошних аудиторов, или, как их тогда
называли, присяжных бухгалтеров, состояла
в том, что они по просьбе клиентов и за
плату должны были проверять объективность
представляемой им отчетности различных
фирм. Аудиторы принимали на себя ответственность
за качество своей работы и возмещали
убытки потерпевшим в случае, если не замечали
искажений отчетности. Такая практика
была невозможна в России того периода,
так как в стране господствовал принцип
вертикального контроля, т.е. ревизии,
а не аудита. При этой системе,
хотя и с трудом, но можно было понять,
что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да еще после
того как он в своем в акте раскрывал недостатки
работы нанимателя, казалось странным
и излишним.
В исторических очерках Я. В. Соколова
есть замечательная фраза о счетоводах
того периода, которая наилучшим образом
характеризует их отношение к новшествам:
«Англия, — писал один из счетоводов, —
опередила нас и создала особое сословие аудиторов, но у нас чувствуется
большая потребность в ответственных
счетоводах, нежели в ответственных контролерах».
Это замечание оказало большое влияние
на тех, кого сегодня мы называли бы счетной
общественностью.
В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры
праздновали 400летие выхода первого печатного
труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли.
Замечательный русский бухгалтер П. Д.
Гопфенгаузен предложил создать в России
по примеру Англии и Уэльса институт присяжных
бухгалтеров. Создание института подняло
бы престиж бухгалтерской профессии. «Ограждая
интересы отдельных лиц, счетоводство
является лучшим охранителем экономических
интересов общества»; — писали инициаторы
создания института присяжных бухгалтеров.
Доклад был принят с энтузиазмом, тут же
подготовили документы, и очень скоро
проект П. Д. Гопфенгаузена был направлен
министру финансов С. Ю. Витте. Документы
в министерстве не забраковали, но рекомендовали
доработать. Постоянно дискутировался
вопрос формулирования целей и задач института,
которые в 1895 г. определили так: проверка
правильности счетов и отчетов; кураторство
по делам несостоятельности; ликвидация
предприятий; ведение отчетов по делам
душеприказчиков и опекунов; расчет по
разделу и продаже имущества; судебные
функции в качестве третейских судей по
спорным вопросам, касающимся расчетов;
заключение и проверка товарищеских и
других счетов при окончательных расчетах
и в других случаях; организация и ведение
счетоводства в различных предприятиях
и хозяйствах.
Присяжный бухгалтер
не мог быть признан таковым, не принеся
специальной присяги, подобной клятве
Гиппократа: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым
Его М и! и [гелием и Животворящим Крестом
Господним исполнять, по крайнему моему
разумению, поручения, какие будут низложены
на меня установленными властями, не совершать
ничего противного доброй вере в торговле
и промышленности, охранять интересы моих
доверителей и других лиц и учреждений,
дела которых будут мне поручены, и вообще
честно и добросовестно исполнять все
обязанности принимаемого мною звания
Присяжного счетовода, памятуя, что я во
всем этом должен буду дать ответ перед
законом и перед Богом на страшном суде
Его. В удостоверение чего целую Евангелие
и Крест Спасителя моего. Аминь». (Для лиц
нехристианского исповедания форма присяги
изменялась сообразно их вероучению.)
В 1889 г. была сделана еще одна неудачная
попытка создать институт аудиторов. Эта задача могла
быть решена только при наличии достаточно
подготовленных кадров и общественной
потребности, а в России на тот период
не было достаточного числа квалифицированных
бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись
экзаменов. В то же время общественность
настаивала на получении разрешений на
членство в институте и лицензий на работу
на основании или диплома учебного заведения,
или стажа работы; от аудиторов также требовалось
соблюдение нравственной этики.
Против нравственных критериев тоже высказывались
возражения. В. Миляев писал: «Аттестаты
о благонадежности не могут быть вполне
мерилом нравственных качеств... действовать
может только страх ответственности перед
судом или обществом».
Кроме того, русские купцы требовали надежных
гарантий, планируя привлечение иностранных
капиталов, а членство в институте разрешалось
только русским подданным, что исключало
появление западных, возможно, более квалифицированных аудиторов.
Как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии
проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать
в России институт аудита предпринималис
Вопрос о необходимости аудита в современной России
вновь появился на повестке дня вместе
с началом рыночных преобразований. В
Законе РСФСР от 04.07.1991 № 15451 «Об иностранных
инвестициях в РСФСР» упоминалось о необходимости
проведения проверки для целей налогообложения
финансовой и коммерческой деятельности
предприятий с иностранными инвестициями
силами аудиторских организаций
РСФСР, а также проверки аудиторской организац
Первые аудиторские фирмы в России
появились в 1987 г., зачастую они создавались
с участием иностранного капитала. Многие
из этих фирм действуют и до настоящего
времени и входят в число крупнейших. Потребность
в их услугах была обусловлена мощнейшим развитием внешнеторг
Для расширения торговли требовался капитал,
а в условиях нестабильности денежной
политики России и галопирующей инфляции
это было возможно лишь с привлечением
иностранного капитала. Инвесторы требовали
гарантий возврата, а следовательно, и
независимой оценки деятельности предпринимательских
структур. Кроме того, возникновению аудита немало способствовала
необходимость достоверной оценки имущества
(прежде всего основных фондов) в условиях
инфляции и приведение его стоимости в
соответствие с рыночной. Обычный способ
получения надежной информации — это
проведение независимого аудита. Таким образом,
необходимость аудита стала объективной
реальностью.
С 1987 по 1993 гг. аудит в России проходил
этап становления в условиях отсутствия
законодательной базы. Первый проект закона
об аудиторской деятельности
был разработан в 1992 г., но в результате
политического кризиса в нашей стране
он не был принят. Указом Президента РФ
от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные
правила аудиторской деятельнос
Как справедливо
отметил А. В. Крикунов, развитие и становление аудита в России прошло
несколько этапов.
Этап 1 (1987—1993) характеризовался, с одной
стороны, созданием аудиторских организа
Этап 2 (декабрь 1993 г. до принятия Закона
об аудиторской деятельности
— август 2001 г.) можно охарактеризовать,
как период становления российского аудита, в процессе которого
большую роль сыграли описанные выше Временные
правилааудиторской деятельност
В 1994—2001 гг. ЦАЛАК было выдано 23 600 лицензий
(аудиторским организациям
— 14 700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число
действующих лицензий составило около
8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных
институтов и аудиту страховщиков —
266. За тот же период ЦАЛАК было утверждено
к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих
аттестатов составило 24 900. За этот период
Комиссией по аудиторскойдеятельности
при Президенте РФ было разработано и
одобрено 37 ПСАД, а также методика проведения аудита, что и составило
методологическую основу российского аудита.
Этап 3 аудиторской деятельности
в России начался после принятия Закона
об аудиторской деятельности,
которое подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило
принять ряд нормативных правовых актов
по регулированиюаудиторской деяте
Однако, как в любом сегменте рынка, на
рынке аудиторских услуг количество
субъектов, фактически ведущих деятельность,
отличается от количества субъектов, имеющих
право весги такую деятельность. Наличие
лицензии у ряда аудиторскихорганизаций
и индивидуальных аудиторов не сопровождается
фактическим ведением аудиторской деятельно
В 2007 г. было выдано 1148 квалификационных
аттестатов аудитора, из них 85% — по
общему аудиту. Общее количество
выданных Минфином России квалификационных
аттестатов аудитора возросло за год
на 3%. Вместе с тем годовой прирост количества
выданных квалификационных аттестатов аудитора сократился в
2007 г. по сравнению с 2006 г. на 9%.
1. Аудит является
методом осуществления: 2) в 1867 г.; 1) расширения
и координации своей |
___________________________
Исторической родиной аудита считается Англия, где в связи с мощным раз витием рыночных отношений в 1844 г. вышла серия законов о компаниях, согласно которым их Правления были обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Эдинбурге (1854 г.) возник институт, который объединил бухгалтеров и аудиторов. Последние ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности с выражением мнения о ее объективности, таким образом, взяв на себя определенную долю ответственности и в случае возникновения возможных убытков у клиентов. В 1862 г.
в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность, позднее законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (например, во Франции в 1867 г.). В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе. В настоящее время в Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах.
В Германии в 1870 г. дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку основных отчетных форм и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров, что и заложило законодательные основы возникновения аудита. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе образован Институт аудиторов, который в 1954 г. переименован в Институт аудиторов Германии, в который в настоящее время входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций.
До начала XX в. независимый аудит в США строился по английской модели, предусматривающей детальные исследования данных баланса. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г. и посвящено «аудиту балансов». Законодательно аудит в США утвержден с 1937 г., а через два года началась его стандартизация.
С начала XX в. аудиторские проверки и судебная экспертиза аудиторских фирм становятся обычным явлением в экономически развитых странах.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи:
с необходимостью представления качественной информации для принятия решений об инвестировании и сотрудничестве;
устранением необъективного представления информации предприятием заинтересованным пользователям;
необходимостью получения
отсутствием у пользователей информации необходимого доступа к ней для оценки ее качества.
Учитывая исторические особенности развития аудита, можно выделить следующие его этапы.
1. До конца 1940-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей движение денежных операций, а также их правильную группировку в финансовых отчетах. Этот аудит можно назвать подтверждающим.
2. После 1949 г. независимые аудиторы стали
больше внимания уделять вопросам внутреннего
контроля в компаниях, полагая, что при
эффективной системе внутреннего контроля
вероятность ошибок станет незначительной,
а финансовые отчеты будут более полными
и точными. Аудиторские фирмы в большей
степени стали заниматься консультационной
деятельностью, чем непосредственно аудиторскими
проверками. Такой аудит получил название системно-
3. Третий этап развития аудита ориентирован на возможный риск при проведении проверок или при консультировании; при этом аудит, который исходя из условий бизнеса клиента проводится выборочно (в основном проверка осуществляется там, где риск ошибки или мошенничества может быть максимальным), – носит название базирующегося на риске.
Информация о работе Перспективы развития аудиторского контроля в России