Пассивные операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Банки – необходимый финансовый институт на данном этапе развития. Они помогают сделать процесс производства непрерывным, концентрируя у себя для этого временно свободные денежные средства и направляя их туда, где они в данный момент необходимы. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, в отличие от обычных предприятий, оперируют в основном чужими (привлеченными) средствами и поэтому на них ложится огромная ответственность за сохранность доверенных им денег.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Коммерческие банки, их функции и виды совершаемых операций……...…5
1.1 Виды операций коммерческих банков………………………………...…….5
1.2 Понятие, классификация привлеченных средств банка и их место в банковской ресурсной базе………………………………………………….………17
1.3Нормативно-правовое регулирование деятельности коммерческих банков…………………………………………………………………………….22
2 Анализ ресурсов банка и пассивных операций……………………...…..…..24
2.1 Общая характеристика банка. Анализ ресурсов банка………………..…..24
2.2. Пассивные операции банка……………………………………………...….34
3. Проблемные вопросы и перспективы формирования устойчивых депозитов в Республике Беларусь Предложения по усовершенствованию банковской системы…………………………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………...…..49
Список использованных источников……………………………………..…….52

Файлы: 1 файл

Копия курсовая банк.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Коммерческий  банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Избыточное количество привлеченных средств усиливает риск потери банковской ликвидности и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности коммерческого банка. Преобладание в составе банковских ресурсов собственных средств банка также нельзя назвать положительным явлением. Это связано, в частности, с возможным снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Несбалансированность структуры источников банковских ресурсов может являться причиной ухудшения показателей деятельности коммерческого банка и снижения имиджа на рынке денежных ресурсов.

     Для определения соотношения собственных  и привлеченных ресурсов рассчитывается коэффициент финансового рычага (Кр): 

      (3.1) 

     Он  показывает, насколько обеспечены привлеченные ресурсы банка его собственными средствами.

     Процесс управления ресурсами, мобилизованными  коммерческим банком, имеет не только количественную, но и качественную сторону. Предположим, что мы привлекли большую сумму и теперь перед банком стоит задача эффективного размещения этих ресурсов, которое возместило бы затраты по их привлечению и обеспечило бы банку прибыль, а также одновременное выполнение требований Национального банка Республики Беларусь по ликвидности. Это становится возможном при осуществлении коммерческими банками тесной взаимоувязки пассивных операций с активными. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие между размерами и характером имеющихся в его распоряжении ресурсов и направлениями и сроками кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

     Важным  показателем для оценки полноты  размещения привлеченных ресурсов является эффективность использования банком привлеченных средств. Ее можно рассчитать по формуле (3.2): 

      , (3.2) 

     где Эпс - эффективность использования привлеченных средств; ПС- объем привлеченных средств; КБ - сумма кредитных вложений.

     Этот  показатель характеризует размер привлеченных средств, приходящийся на 1 рубль кредитных вложений. Данный показатель может определять процент суммы кредитных вложений, осуществляемой за счет привлеченных ресурсов. Если его значение, например, равно 75 %, то это говорит о недостаточной эффективности использования привлеченных средств. Но значение показателя может быть и больше 100 % (в случае, когда темпы формирования портфеля депозитов опережают темпы роста кредитных операций). Этот факт свидетельствует об использовании привлеченных средств в качестве не только кредитных ресурсов, но и источника других активных операций. Иначе говоря, банк привлекает ресурсов больше, чем кредитует, и привлеченные им средства реализуются не только для кредитования, но и в иных целях, в том числе для покрытия собственных затрат банка.. [34]

     В Республике Беларусь часто используются административные методы управления экономикой. Принудительное кредитование Государственных программ поддержки сельского хозяйства, жилищного строительства крупными банками сказывается не только на их работе, но и на работе всей банковской системы. Восполнить потери можно только с помощью эффективного управления другими ресурсами.

     Между банками ведется серьезная конкурентная борьба за клиентов. Методами борьбы являются: расширение перечня услуг, их удешевление, снижение процентов по кредитам и  увеличение процентов по депозитам  и др.

     Но  уступки клиенту не должны влиять на прибыль работы банка в целом. Поэтому в условиях конкуренции банк не может себе позволить неэффективное управление активами и пассивами. Структура пассивов практически одинакова во всех коммерческих банках, но доля каждой части пассивов может существенно меняться в зависимости от целей и направления деятельности банка, обслуживаемой клиентуры региона и т.д. Соответственно, общих методов управления пассивами (в т.ч. привлеченными ресурсами), одинаково подходящих всем банкам, быть не может - каждый банк должен разработать свои методы.

     Одной из проблем, связанных с привлечением банками средств является прохождение колоссального денежного оборота в наличной форме, т.е. вне банковских счетов.

     Следует отметить, что одним из наиболее важных ресурсов банка является депозит, поскольку, по сути, он представляет собой кредит населения. Однако депозитам, как источнику формирования банковского капитала отдельно взятого коммерческого банка, присущи некоторые недостатки. Во-первых, операции по привлечению денежных средств во вклады связаны со значительными маркетинговыми усилиями, денежными и материальными затратами коммерческого банка. Это не позволяет коммерческому в случае необходимости получить средства для проведения активных операций, осуществления непредвиденных платежей. Во-вторых, часть привлеченных депозитов и вкладов коммерческие банки обязаны хранить в Национальном банке. В-третьих, мобилизация денежных средств во вклады и депозиты в большинстве случаев зависит от вкладчика, а не от банка, которому зачастую бывает трудно, а то и невозможно добиться дополнительного привлечения средств посредством депозитов.

     Итак, банк сегодня должен проводить активную политику, направленную на привлечение средств и использование их в качестве ресурсов. Она должна опираться на интересы вкладчиков, чтобы максимально заинтересовать их в хранении средств на банковских счетах. И главным стимулом, конечно, является плата по депозитам, размер которой, безусловно, должен быть выше уровня инфляции.

     Для расширения ресурсной базы банков и повышения ее стабильности, защиты сбережений населения от инфляции и увеличения привлекательности белорусского рубля как средства сбережений банкам необходимо активизировать работу по привлечению средств населения. Ориентируясь на потребность конкретных социальных и возрастных групп населения в банковских услугах, следует расширить перечень и разнообразие видов депозитных счетов физических лиц, различающихся по срокам привлечения сбережений, условиями хранения и возврата средств, начисления и выплаты процентов. С этой целью возможно более широкое внедрение в практику работы банка привлечения средств населения на такие виды депозитных счетов физических лиц, как:

     - условные депозиты, предполагающие  размещение средств физических лиц до наступления определенного условия;

     - пенсионные вклады, накапливаемые  до определенного размера и  в дальнейшем выплачиваемые ежемесячно  по уходе на пенсию;

     - ритуальные депозиты, предназначенные  для накопления средств на  бракосочетание, погребение и другие, сумма которых определяется исходя из стоимости перечня включенных в соответствующий ритуал услуг, а доход выплачивается в форме индексации суммы депозита при изменении цен на оказание услуги, но не менее процентной ставки по иным срочным вкладам;

     - премиальные депозиты, часть дохода по которым выплачивается в виде премий при соблюдении вкладчиком определенных условий пополнения депозита;

     - накопительные депозиты, предназначенные  для накопления средств на  строительство или приобретение  жилья, либо на приобретение товаров длительного пользования. Владелец такого депозита может также иметь право на получение целевого кредита на строительство или приобретение жилья. Целесообразно также разработать целостный пакет мер по развитию системы долгосрочных сбережений физических и юридических лиц в стране. В нем необходимо предусмотреть следующее:

     -разработку  порядка создания специальных  целевых инвестиционных депозитных  счетов физических и юридических  лиц для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ за счет сбережений населения с соответствующей защитой вкладов от инфляции;

     -осуществление  целенаправленного развития банковских  услуг по формированию долгосрочных  целевых вкладов граждан физических  лиц), вложения в разного рода  страховые полисы (пенсионное, медицинское и страхование жизни), в акции и другие инвестиционные инструменты на уровне отдельного банка, имеющего статус универсального;

     -приближение  услуг сберегательных учреждений  к населению (особенно в сельской местности) посредством формирования почтовых сбережений, что широко используется в мировой практике;

     -соответствующие  льготы вплоть до освобождения  от налогообложения части доходов физических лиц, которая направляется на целевые долгосрочные формы вкладов и инвестиций;

     -для  стимулирования наращивания долгосрочной составляющей ресурсной базы универсальных банков следует обеспечить: контроль со стороны Национального банка за формированием долгосрочной составляющей его пассивов; реальную экономическую заинтересованность банков в реструктуризации пассивов с целью удлинения сроков использования привлеченных ресурсов.

     В частности, желаемый эффект могут дать такие меры, как:

     -дифференциация  требований по фонду обязательных  резервов в зависимости от структуры привлеченных средств и освобождение от обязательного резервирования средств, привлекаемых на срок свыше трех лет;

     -в  целях поощрения процессов капитализации  банков (что является способом  наращивания долгосрочной ресурсной  базы) можно в порядке эксперимента снизить ( вплоть до полного освобождения) норму отчислений в фонд обязательных резервов по срочным вкладам физических лиц в иностранной валюте для тех банков, которые сформировали собственные капиталы в размере 10 млн. евро и выше;

     -мерой  по стимулированию инвестиционных  кредитов может стать также  разработка механизма, позволяющего компенсировать банкам разницу между рыночной стоимостью привлекаемых от населения денежных средств и ставкой размещения их в инвестиционных кредитах.

     Банки должны иметь свою стратегию поддержания  устойчивости депозитов. Частью такой стратегии является маркетинг- повышение качества обслуживания клиентов, с тем, чтобы они оставались верными банку и во время кризисных ситуаций. Повышение сроков сберегательных депозитов, их средней суммы также смягчает колебание депозитов во время кризисов. Следует также развивать спектр банковских услуг для вкладчиков, что будет стимулировать внесение средств на счета банка.

     Следовательно, основная цель банка – выбрать  такую структуру банковского капитала, которая при наименьших затратах на формирование банковских ресурсов будет способствовать поддержанию стабильного уровня дивидендов и доходов, а также репутации банка на уровне, достаточном для привлечения им необходимых денежных ресурсов на выгодных условиях.

     Следует отметить, что колебания денежно-кредитного рынка, инфляция, спад деловой и инвестиционной активности, общее негативное состояние экономики приводят к обесценению ресурсов и падению доходов коммерческих банков. По мере подъема деловой активности растут вклады и кредиты, и наоборот, в фазе экономического спада сокращаются вклады и кредиты. Поэтому банковские специалисты должны уметь сбалансировать предложение вкладов и спрос на кредиты при любом состоянии экономики, регулируя процентные ставки.

     В банковской системе Беларуси существуют некоторые структурные проблемы, обусловленные общей направленностью политики в отношении финансового сектора. Как отмечают эксперты МВФ, кроме того, что время от времени ощущается нехватка ликвидности в банковской системе, временами резервы нескольких банков оказываются ниже требуемого уровня, прибыльность банков является низкой, а межбанковский рынок недостаточно развит. Поэтому вопросы стабильности банков могут быстро стать причиной для беспокойства.

     Почти половина всех активов банковской системы  размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора.

     Банковская  система Беларуси располагает ресурсами, в том числе в неденежной форме, на сумму немногим более полутора триллионов новых (деноминированных) рублей, что составляет всего лишь около четверти ожидаемого годового объема ВВП в текущих ценах. Очевидно, что, располагая столь ограниченными средствами, банковская система практически не могла нормально обслуживать расчетно-кассовый и кредитный процесс в реальном секторе.

     Под влиянием постоянного понижения  обменного курса белорусского рубля  устойчивую тенденцию к снижению в ресурсной базе банков имели  в валютном исчислении и сбережения населения (на 27%), которые не были компенсированы приростом средств на счетах юридических лиц на 16%.

     Для успешной работы банковской системы  в области развития рынка розничных  банковских услуг, повышения доверия  населения к банковской системе  и привлечения его к активному  участию в сфере банковского рынка необходимо создание соответствующих макроэкономических условий (повышение эффективности производства, уровня доходов населения, поступательное снижение инфляции) и условий, определяемых состоянием банковской системы (повышение капитализации банковских учреждений, расширение их ресурсной базы, увеличение доли активов банковской системы в ВВП). Для создания данных условий важна согласованная деятельность органов власти и управления, Национального банка и банков.

Информация о работе Пассивные операции банка