Пассивные операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Банки – необходимый финансовый институт на данном этапе развития. Они помогают сделать процесс производства непрерывным, концентрируя у себя для этого временно свободные денежные средства и направляя их туда, где они в данный момент необходимы. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, в отличие от обычных предприятий, оперируют в основном чужими (привлеченными) средствами и поэтому на них ложится огромная ответственность за сохранность доверенных им денег.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Коммерческие банки, их функции и виды совершаемых операций……...…5
1.1 Виды операций коммерческих банков………………………………...…….5
1.2 Понятие, классификация привлеченных средств банка и их место в банковской ресурсной базе………………………………………………….………17
1.3Нормативно-правовое регулирование деятельности коммерческих банков…………………………………………………………………………….22
2 Анализ ресурсов банка и пассивных операций……………………...…..…..24
2.1 Общая характеристика банка. Анализ ресурсов банка………………..…..24
2.2. Пассивные операции банка……………………………………………...….34
3. Проблемные вопросы и перспективы формирования устойчивых депозитов в Республике Беларусь Предложения по усовершенствованию банковской системы…………………………………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………...…..49
Список использованных источников……………………………………..…….52

Файлы: 1 файл

Копия курсовая банк.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     -установление  процентных ставок по методу  «затраты плюс прибыль»;

     -усилия  банков, направленные на привлечение  клиентов с более высокими доходами;

     -установление  платы по остаткам на счетах;

     -ценообразование  депозитной политики на основе  рыночных процентных ставок;

     -механизм  установления процентных ставок  для привлечения дешевых ресурсов из сопредельных государств. [37, с. 114]

     Являясь основой для проведения банками  активных операций, ресурсы во многом определяют степень и направления  развития банковского бизнеса Укрепляющее  влияние, оказанное на экономику  Республики Беларусь снижением темпов инфляции и стабилизацией валютного курса белорусского рубля, а также активизация усилий банковской системы по привлечению средств населения позволяет говорить о постепенном о выдвижении последних на позиции основного источника ресурсов белорусских банков. 

1.3Нормативно-правовое регулирование деятельности коммерческих банков 

    Основными нормативными актами, регулирующими банковские операции в являются следующие:

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь//25октября 2000г.№441-З (в ред. от 17 07 2007 №145-З).
  2. Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 июня 2007 г. № 137-З)
  3. Указ Президента РБ от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
  4. Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 01 2008г.№ 4.

     Таким образом банковская система Беларуси, и коммерческие банки в частности, характеризуется высоким уровнем конкуренции именно среди коммерческих банков. В условиях кризиса белорусские банки остаются по-прежнему устойчивы, у них хороший уровень ликвидности и высокие показатели рентабельности.

     Для работы со средствами физических и  юридических лиц коммерческий банк должен обладать соответствующей лицензией.

       Для проведения депозитных операций  банку требуются лицензии:

     - общая лицензия, выдающаяся банку  в момент его государственной  регистрации, которая дает право на привлечение средств юридических лиц в белорусских рублях;

     - внутренняя лицензия, выдающаяся  банку по его заявлению во  время или после государственной  регистрации, которая дает право  на привлечение средств юридических  лиц в иностранной валюте;

     - лицензия на привлечение во  вклады средств физических лиц,  выдающаяся финансово устойчивому банку, имеющему стаж работы продолжительностью не менее 2-х лет, которая дает право на привлечение во вклады (депозиты) средств физических лиц.

     Каждый банк разрабатывает свои локальные положения по работе с депозитными операциями, чаще всего положение по работе с депозитами юридических лиц и положение по работе со вкладами физических лиц, а также ряд внутренних инструкций, определяющих и детализирующих процесс проведения, контроля и бухгалтерского учета депозитных операций. 
 
 
 

     . Проблемные вопросы и перспективы  формирования устойчивых депозитов в Республике Беларусь Предложения по усовершенствованию банковской системы. 

     Проблема  формирования привлеченных ресурсов является одной из наиболее актуальных в работе банка в настоящее время. Если раньше для целей технического перевооружения, расширения, реконструкции производства, нового строительства преимущественно использовались бюджетные средства, а не долгосрочные или среднесрочные банковские ссуды, то и потребность в аккумуляции срочных вкладов, а также поиск других источников средне и долгосрочных кредитных вложений, отсутствовали. Переход к двухуровневой банковской системе, создание экономически самостоятельных коммерческих банков, перевод хозяйства на принципы самофинансирования привели к увеличению заинтересованности банков в привлечении свободных денежных средств на свои счета. Теперь размеры активных операций определяют не установленные государством лимиты кредитных вложений, а реально привлеченные на банковские счета ресурсы.

     Однако  возможности банка в привлечении  средств не безграничны и регламентируются со стороны центрального банка в  любом государстве. В целях ограничения  рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков, для банков Национальным банком устанавливаются нормативы:

     максимального размера привлеченных средств физических лиц;

     соотношения привлеченных средств физических лиц  и активов банка с ограниченным риском.

     Норматив  максимального размера привлеченных средств физических лиц представляет собой предельное процентное соотношение  общей суммы привлеченных денежных средств физических лиц и собственных  средств (капитала) банка. В расчет принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, учитываемые на балансовых счетах в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, от остатков на которых в установленном законодательством порядке производятся отчисления в гарантийный фонд защиты средств физических лиц. В расчет не принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, сохранность и возврат которых гарантируется государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Максимальный размер привлеченных средств физических лиц устанавливается в размере 100 процентов собственных средств (капитала) банка.

     В целях поддержания банками достаточности  объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском не должно превышать 1. К активам с ограниченным риском относятся:

     - наличные денежные средства и  драгоценные металлы;

     - средства в Национальном банке;

     -средства  на счете фонда обязательных  резервов в Национальном банке;

     -ценные  бумаги Правительства Республики  Беларусь, Национального банка, номинированные  в белорусских рублях;

     -кредитная  задолженность органов государственного  управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в национальной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

     -кредитная  задолженность, межбанковские кредиты  и депозиты в белорусских рублях, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка, залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

     -ценные  бумаги Правительства, Национального  банка, номинированные в иностранной валюте;

     -кредитная  задолженность органов государственного  управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в иностранной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

     -кредитная  задолженность, межбанковские кредиты  и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка;

     - кредитная задолженность, межбанковские  кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

     кредитная задолженность, обеспеченная залогом драгоценных металлов в слитках;

     -кредитная  задолженность, образовавшаяся в  результате предоставления физическим лицам кредитов на строительство (приобретение) жилых помещений, полностью обеспеченная залогом жилых помещений, принадлежащих на правах собственности физическим лицам, залогом прав физических лиц на строящиеся (приобретаемые) жилые помещения. [8]

     Кроме рассмотренных выше ограничений, для  защиты вкладчиков от негативных последствий  банкротства банков коммерческие банки  Республики Беларусь в обязательном порядке участвуют в формировании Гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц, который создается при Национальном банке Республики Беларусь. Этот фонд формируется всеми банками республики, имеющими право привлекать средства физических лиц. Целью создания Гарантийного фонда является возмещение физическим лицам возможных потерь их средств в случае несостоятельности банков по погашению своих обязательств перед вкладчиками. Фонд формируется за счет ежемесячных взносов и аккумулируется в Национальном банке.

     Средства  гарантийного фонда используются для  возврата физическим лицам средств, размещенных в банках, в случае невозможности банка самостоятельно исполнить свои обязательства перед физическими лицам и при банкротстве.

     Предоставление  средств из гарантийного фонда производится только в том случае, если банком приняты все меры, предусмотренные  законодательством, по взысканию и реализации имущества в целях погашения им своих обязательств перед физическими лицами. [9]

     В настоящее время Белагропромбанк и Беларусбанк не входят в систему гарантирования, созданную при Национальном банке, и не уплачивают взносы в Гарантийный фонд подобно другим банкам. Сохранность и возврат вкладов в этих банках, причем вкладов в полном объеме гарантирует государство. Вкладчикам еще четырех банков (Белпромстройбанка, Белвнешэкономбанка, Приорбанка и Белинвестбанка) государство гарантирует полный возврат вкладов, размещенных в этих банках в иностранной валюте. [3]

     Национальным  банком установлен предельный размер вклада или депозита физического лица, хранящегося в одном банке, подлежащий возмещению. Эта сумма, эквивалентная 1 тыс. дол. США, независимо от количества и видов вкладов и депозитов данного лица.

     Существуют  и другие методы регулирования Национальным банком деятельности по привлечению средств:

     - проводимая процентная политика  Национального банка и установление им определенного уровня ставки рефинансирования оказывает воздействие на стоимость привлекаемых банком ресурсов;

     - установленные процентные ставки за хранение свободных денежных средств на счетах в Национальном банке Республики Беларусь также влияют на процентные ставки по депозитам и кредитам банков;

     - соблюдение конкретных нормативов (показателей) ликвидности требует от коммерческих банков поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства.

     Очень важным этапом при анализе эффективной  работы любого банка является оценка правильного управления имеющимися банковскими ресурсами, в том числе и привлеченными или заемными.

     Управление  банковскими ресурсами - это деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в тесной увязке с их размещением. Обычно основная цель управления активами и пассивами банка состоим в максимизации маржи банка – разности между процентными поступлениями и процентными издержками. Стратегия управления банковскими ресурсами – это постоянно решать задачу как и куда вкладывать (размещать ) имеющиеся у банка ресурсы с целью максимизации прибыли. В соответствии с этой стратегией менеджерам банка следует тщательно отслеживать соотношения или пропорции между краткосрочными и долгосрочными пассивами и сопоставлять их с аналогичной структурой активов. Если ресурсы банка сформированы за счет краткосрочных источников, то большая часть их должна размещаться в краткосрочные кредиты и ценные бумаги, и наоборот. [43, с.118]

Информация о работе Пассивные операции банка