Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель аудита – обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности
1.1 Ошибки и недобросовестные действия
1.2 Ответственность представителей руководства аудируемого лица и обязанности аудитора
1.3 Факторы риска, связанные с искажениями в результате недобросовестных действий
1.4 Модифицированные процедуры в качестве реакции на оценку риска, связанные с искажениями в результате недобросовестных действий
1.5 Обстоятельства, указывающие на возможные недобросовестные действия или ошибку
Глава 2. Аудиторская проверка операций с нематериальными активами
2.1 Цели, задачи проверки и источники информации
2.2 Нормативное регулирование операций с нематериальными активами
2.3 Изучение и оценка систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с нематериальными активами. План и программа проверки операций с нематериальными активами
2.4 Методика аудита операций с нематериальными активами
2.5 Типичные ошибки и нарушения в учете операций с нематериальными активами. Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора
Глава 3. Практическое задание
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по аудиту.docx

— 85.36 Кб (Скачать)

     Изучая  структуру нематериальных активов  аудитору необходимо обратить внимание на возможное ошибочное отнесение  к нематериальным активам, например лицензий. Для этого необходимо составить  подробный список нематериальных активов, принятых на учет экономическим субъектом  с указанием срока полезного  использования каждого объекта  с указанием нормы амортизации  и фактически начисленной амортизации. Эти данные подвергаются арифметической проверке, а состав нематериальных активов инвентаризации. Для осуществления  внутреннего контроля за наличием и фактическим существованием нематериальных активов в организации должна проводиться инвентаризация нематериальных активов. Она проводится на основании приказа руководителя о проведении инвентаризации, инвентаризационной описи (ф.№ИНВ-1) «Инвентаризационная опись нематериальных активов», регистров синтетического учета по счету 04 «Нематериальные активы», Главной книги. По данным инвентаризационной ведомости проверяется правильность оформления инвентаризационных описей, наличие указанных первичных документов, подтверждающих права организации на использование нематериального актива, правильность и соответствие отражения НМА в ведомости и регистрах синтетического учета и Главной книге.

     Используя процедуру прослеживания, аудитор  проводит проверку тождественности  показателей отчетных форм по НМА; данных отчетности и Главной книги; показателей  Главной книги и регистров  синтетического и аналитического учета. Схема проверки приведена ниже: 

Таблица 1

Проверка  тождественности показателей отчетных форм по нематериальным активам

Бухгалтерский баланс (ф.№1) Статья  баланса «Нематериальные активы»
Главная книга Сальдо по счету 04 - Сальдо по счету 05
Регистры  синтетического учета Показатели  регистров синтетического учета  по счетам 04 и 05
Регистры  аналитического учета по счету 04 Данные  инвентарных карточек №НМА-1
 

     Не  менее важным разделом проверки является изучение правильности отражения в  учете выбытия нематериальных активов. Нематериальные активы могут выбывать с предприятия:

в результате реализации

вследствие  списания по причинам нецелесообразности дальнейшего использования

в результате безвозмездной передачи

как финансовые вложения в уставные капиталы других организаций

в качестве вклада в совместную деятельность (простое  товарищество)

при ликвидации нематериальных активов в результате аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств

списание  нематериальных активов в результате выявленной недостачи, хищения

при передаче в доверительное управление и  др.

     Все операции, связанные с выбытием нематериальных активов отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом следует учитывать, что  убыток, возникающий при списании не полностью самортизированных нематериальных активов не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

     В процессе проверки операций по выбытию  аудитору необходимо дать оценку достоверности  документирования операций, корреспонденции  счетов и начисленным налогам.

     Выявление в ходе проверки ошибки фиксируются  в рабочей документации аудитора. Результаты проверки операций по учету нематериальных активов обобщаются в отчете аудитора. По каждому нарушению указываются: нормативный документ, требования которого нарушены; оценка существенности и значимости влияния выявленного нарушения на результаты деятельности организации и достоверность бухгалтерской отчетности. Обобщение результатов проверки может быть отражено в следующем рабочем документе: 

Таблица 2

Результаты  проверки нематериальных активов

Нормативный документ, требования которого нарушены Характер нарушения Оценка  нарушения Влияние на результаты деятельности организации и достоверность  отчетности Рекомендации аудитора
    сумма В % к статье баланса    
1 2 3 4 5 6
 

2.5 Типичные ошибки  и нарушения в  учете операций  с нематериальными  активами. Обобщение  результатов проверки. Рабочие документы  аудитора 

     К наиболее типичным можно отнести следующие ошибки:

- неправомерное  включение хозяйственных средств в состав нематериальных активов объектов учета (например, принятие к учету материальных носителей с результатами интеллектуальной деятельности, неисключительных прав на пользование результатами интеллектуальной деятельности)

- неправильное  формирование первоначальной стоимости  объектов нематериальных активов

- необоснованное  определение срока полезного  использования нематериального  актива

- неправильное  начисление амортизации по отдельным  объектам нематериальных активов

- отсутствие  первичных документов или оформление  их с нарушением установленных  требований

- отсутствие  аналитического учета

- не  проводится инвентаризация нематериальных активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности либо не соблюдаются сроки проведения инвентаризаций, установленные положениями учетной политики

- результаты  инвентаризации не оформляются  соответствующей унифицированной  документацией; несвоевременно отражаются  результаты инвентаризации в  годовой бухгалтерской отчетности

- отнесение  на себестоимость продукции амортизационных  отчислений по объектам нематериальных  активов, используемым в непроизводственной  сфере и учет их в расходах  для целей налогообложения;

- нарушения  методологии отражения операций выбытия нематериальных активов;

-отражение  налоговых вычетов по НДС по неоплаченным и не принятым к учету объектов нематериальных активов;

- неначисление и неправильное определение НДС при реализации нематериальных активов и передаче по договору дарения;

- неудержание налога на доходы физических лиц при приобретении объекта нематериальных активов и др.

     Единые  требования к составлению рабочей  документации в процессе аудита финансовой отчетности установлены Федеральным  правилом (стандартом) аудиторской  деятельности №2 «Документирование  аудита». Согласно требованиям данного  стандарта, аудиторская организация  и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все  сведения, которые важны с точки  зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что  аудиторская проверка проводилась  в соответствии с федеральными правилами  аудита. Рабочие документы аудитора подготавливаются аудитором и для  аудитора, получаемые и хранимые им в связи проведением аудита. Они  могут быть представлены в виде данных на бумаге, фотопленке, в электронном  виде или в другой форме. Рабочие  документы используются при планировании и проведении аудита, при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы, для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

     Аудитор должен составлять рабочие документы  в достаточно полной и подробной  форме, необходимой для обеспечения  общего понимания аудита. В рабочих  документах следует отражать информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В них должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное мнение вместе с выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

     Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таковым, чтобы в в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

     Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:

- характер  аудиторского задания;

- требования, предъявляемые к аудиторскому  заключению;

- характер  и состояние систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  аудируемого лица;

- необходимость  давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий  контроль и проверять выполненную  ими работу;

- конкретные  методы и приемы, применяемые  в процессе проведения аудита.

     Рабочие документы должны быть составлены и  систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам  каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской  организацией, если факты регулирующие аудиторскую деятельность в РФ не предписывают такие формы. Именно поэтому рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма, обращения и др.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

     Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и  иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочая документация должна содержать все  сведения, необходимые и достаточные  для:

- составления  аудиторского заключения по результатам  аудита, проведенного аудиторской  организацией;

- подтверждения  того, что аудит проведен аудиторской  организацией в соответствии  с актами, регулирующими аудиторскую  деятельность в РФ;

- осуществления  аудиторской организацией контроля за ходом аудита;

- планирования  аудита аудиторской организацией.

     Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, о характере, времени проведения и объеме выполненных процедур, выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений. Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора вместе с выводами, сделанными по этим вопросам подлежат отражению в рабочей документации.

     Рабочие документы обычно содержат:

- информацию, касающуюся организационно-правовой  формы и организационной структуры  аудируемого лица;

- выдержки  или копии необходимых юридических  документов, соглашений и протоколов;

- информацию  об отрасли, экономической и  правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и  любые изменения к ним;

- доказательства  понимания аудитором систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого  риска, уровня риска применения  средств контроля и любые корректировки  этих оценок;

- доказательства, подтверждающие факт анализа  аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

- анализ  финансово-хозяйственных операций  и остатков по счетам бухгалтерского  учета;

Информация о работе Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности