Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – проверка и оценка полученных мною теоретических знаний и практических навыков. Одновременно является одной из форм контроля знаний студентов и их самостоятельной работы. Подготовка курсовой работы позволят глубже освоить такие отдельные темы курса как ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности, аудиторская проверка операций с нематериальными активами, а также конкретного практического задания.
Используя процедуру
прослеживания, аудитор проводит проверку
тождественности показателей
Таблица 1
Проверка тождественности показателей отчетных форм по нематериальным активам
Бухгалтерский баланс (ф.№1) |
Статья баланса «Нематериальные активы» | ||
Главная книга |
Сальдо по счету 04 |
- |
Сальдо по счету 05 |
Регистры синтетического учета |
Показатели регистров синтетического учета по счетам 04 и 05 | ||
Регистры аналитического учета по счету 04 |
Данные инвентарных карточек №НМА-1 |
Не менее важным разделом проверки является изучение правильности отражения в учете выбытия нематериальных активов. Нематериальные активы могут выбывать с предприятия:
1) в результате реализации
2) вследствие списания по причинам нецелесообразности дальнейшего использования
3) в результате безвозмездной передачи
4) как финансовые вложения в уставные капиталы других организаций
5) в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество)
6) при ликвидации нематериальных активов в результате аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств
7) списание нематериальных активов в результате выявленной недостачи, хищения
8) при передаче в доверительное управление и др.
Все операции, связанные с выбытием нематериальных активов отражаются с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом следует учитывать, что убыток, возникающий при списании не полностью самортизированных нематериальных активов не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
В процессе проверки операций по выбытию аудитору необходимо дать оценку достоверности документирования операций, корреспонденции счетов и начисленным налогам.
Выявление в ходе проверки ошибки фиксируются в рабочей документации аудитора. Результаты проверки операций по учету нематериальных активов обобщаются в отчете аудитора. По каждому нарушению указываются: нормативный документ, требования которого нарушены; оценка существенности и значимости влияния выявленного нарушения на результаты деятельности организации и достоверность бухгалтерской отчетности. Обобщение результатов проверки может быть отражено в следующем рабочем документе:
Таблица 2
Результаты проверки нематериальных активов
Нормативный документ, требования которого нарушены |
Характер нарушения |
Оценка нарушения |
Влияние на результаты деятельности организации и достоверность отчетности |
Рекомендации аудитора | |
сумма |
В % к статье баланса |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.5 Типичные
ошибки и нарушения в учете
операций с нематериальными
К наиболее типичным
можно отнести следующие
- неправомерное включение хозяйственных средств в состав нематериальных активов объектов учета (например, принятие к учету материальных носителей с результатами интеллектуальной деятельности, неисключительных прав на пользование результатами интеллектуальной деятельности)
- неправильное формирование первоначальной стоимости объектов нематериальных активов
- необоснованное определение срока полезного использования нематериального актива
- неправильное
начисление амортизации по
- отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований
- отсутствие аналитического учета
- не проводится
инвентаризация нематериальных
активов перед составлением
- результаты
инвентаризации не оформляются
соответствующей
- отнесение на себестоимость продукции амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов, используемым в непроизводственной сфере и учет их в расходах для целей налогообложения;
- нарушения
методологии отражения
-отражение налоговых вычетов по НДС по неоплаченным и не принятым к учету объектов нематериальных активов;
- неначисление
и неправильное определение
- неудержание налога на доходы физических лиц при приобретении объекта нематериальных активов и др.
Единые требования
к составлению рабочей
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. В рабочих документах следует отражать информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В них должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное мнение вместе с выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таковым, чтобы в в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:
- характер аудиторского задания;
- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
- характер и
состояние систем
- необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если факты регулирующие аудиторскую деятельность в РФ не предписывают такие формы. Именно поэтому рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма, обращения и др.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.
Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочая документация должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для:
- составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;
- подтверждения
того, что аудит проведен
- осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;
- планирования
аудита аудиторской
Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, о характере, времени проведения и объеме выполненных процедур, выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений. Все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора вместе с выводами, сделанными по этим вопросам подлежат отражению в рабочей документации.
Рабочие документы обычно содержат:
- информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
- выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
- информацию
об отрасли, экономической и
правовой среде, в которой
- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
- доказательства
понимания аудитором систем
- доказательства,
подтверждающие оценку
- доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
- анализ финансово-
- анализ наиболее
важных экономических
- сведения о
характере, временных рамках, объеме
аудиторских процедур и
- доказательства, подтверждающие что работа, выполненная работниками аудитора осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
- сведения о
том, кто выполнял аудиторские
процедуры, с указанием
- подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
- копии сообщений,
направленных другим аудиторам,
- копии писем
и телеграмм по вопросам
- письменные
заявления, полученные от
- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные; обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
- копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода. Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана и завершена оформлением. Она создается на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для ее хранения в архиве.
Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.
Экономический субъект, в отношении которого проводился аудит и другие лица, включая налоговые и иные государственные органы не имеют права требовать от аудиторской организации предоставить рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ. Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
Примерное обобщение результатов проверки приведено в Приложении 6.
Глава 3. Ситуационные задания