Особенности учетной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать особенности национальной системы учета Казахстана.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы. Ими являются:
- изучить основные правила организации бухгалтерского учета в Казахстане;
- выявить проблемы адаптации казахстанской системы учета и бухгалтерского образования к передовой международной практике.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3-5
Особенности национальных систем учета............................................5-12
1.1 Понятие национальной системы учета..........................................5-9
1.2. Модели ведения бухгалтерского учета...........................................9-12
Особенности учетной системы Казахстана........................................11-16
Нормативная база национальной системы учета.........................11-12
Проблемы инкорпорирования МСФО............................................12-14
2.3 Проблемы применения МСА.........................................................14-16
Казахстанская и международная финансовая отчетность...............17-22
Сходства и различия казахстанской и международной
финансовой отчетности...................................................................17-18
Проблемы адаптации казахстанской системы учета
и бухгалтерского образования к передовой
международной практике................................................................18-22
Заключение.......................................................................................................23-24
Список используемой литературы.................................................................25-26
Приложения
Приложение 1
Классификация нормативных докуметов регулирующих учет

Файлы: 1 файл

особенности учетной системы Казахстана.docx

— 151.89 Кб (Скачать)

      Из всех  документов, формирующих нормативную  базу учета и отчетности в  РК, только концептуальная основа  и МСФО не имеют статуса  нормативных правовых актов РК  или международных документов, признанных  в установленном порядке.

      В настоящее  время в республике создалась  сложная ситуация, сдерживающая  практическое внедрение МСФО  по следующим причинам:

      • официальный  перевод МСФО существует только  на государственном языке, что  резко ограничивает их практическое  применение;

      • на  государственный язык МСФО были  переведены более двух лет  назад, в то время как стандарты  требуют их применения только  в последней редакции. За это  время не только были внесены  изменения во многие стандарты,  но и приняты новые. Таким  образом, последних версий МСФО  в полном объеме нет и на  государственном языке, а новый  перевод планируется только в  IV квартале 2008 г. и в 2009 г.;

      • де-юре  перевод МСФО на государственный  язык существует, однако де-факто  этот перевод не применяется  на практике, так как:

            — основная финансовая документация  компаний ведется на русском  языке, а перевод МСФО с государственного  языка на русский требует не  только материальных затрат, но  и, что самое главное, единообразного  толкования терминов и понятий.  При разном уровне квалификации  переводчиков в каждой отдельно  взятой компании достичь этой  цели невозможно, как и при  использовании базовых МСФО на  государственном языке, так и  на английском;

            — фактически все, кто занимается  изучением и внедрением МСФО, начиная с 2003 года используют, как правило, перевод МСФО русской  версии «АСКЕРИ-АССА», что не  может быть признано законным  действием и отвечать требованиям  статьи 16 Закона РК «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности».

      В правовом  аспекте МСФО даже на государственном  языке не обладают признаками  ни нормативного правового акта  РК согласно Закону РК «О  нормативных правовых актах»  от 24 марта 1998 года № 213–1, ни  международного документа, соответствующего  требованиям Закона РК «О международных  договорах Республики Казахстан»  от 30 мая 2005 года № 54, т. е.  имеют статус рекомендательного  документа международной общественной  организации СМСФО.

      Юридическое  значение имеет лишь правильность  перевода МСФО на государственный  или русский языки организацией, получившей письменное разрешение  от СМСФО на перевод и публикацию. Более того, никто в Казахстане  не имеет права официально  интерпретировать эти стандарты.

      Одновременно  Республика Казахстан посредством  издания национальных законов  обязывает субъектов бухгалтерских  правоот¬ношений применять эти  документы под страхом административной  и уголовной ответственности за их неисполнение или нарушение, несмотря на то, что МСФО и МСА не имеют статуса нормативных актов РК или международных документов, признанных в установленном порядке, и, соответственно, не включены в состав законодательства РК.

      Однако, несмотря  на упомянутые ограничения, процесс  практического освоения МСФО  продолжает интенсивно распространяться  в РК, что при отсутствии единого  подхода к пониманию требований  МСФО, при разном уровне знаний  преподавателей, переводчиков и  слушателей неизбежно отражается  на качестве формируемых знаний  специалистов бухгалтерских служб  компаний и создаваемой системы  учета.

 

2.2 Проблемы применения  МСА 

   

  Не лучше обстоят  дела и с обеспечением юридической  защиты результатов работы аудиторов  РК, учитывая, что использование  МСА неразрывно связано с объектом  их применения — системой учета  по МСФО, а с 1 января 2008 года  — и НСФО.

      ак, в практической  деятельности аудиторских компаний  — резидентов РК применяются  три документа, регламентирующих  правила и процедуры проведения  аудита и сопутствующих услуг,  имеющих различный юридический  статус, это:

      • Казахстанские  стандарты по аудиту, принятые  на конференции Палаты аудиторов  РК 21 июля 1995 года.

      • Международные  стандарты аудита, применяемые, в  основном, аудиторскими компаниями  с иностранным участием, т. н.  «четверкой».

      • Положения  (стандарты) по аудиту, утвержденные  МФ РК, зарегистрированные в установленном  порядке в 1999 году и используемые  отдельными компаниями.

      Первый  Закон РК «Об аудиторской деятельности»,  принятый 18 октября 1993 года за  № 2446, вообще не упоминал о  нормативных актах, на основании  которых должен был осуществляться  аудит финансовой отчетности  в РК. Поэтому в июле 1995 года  конференция Палаты аудиторов  РК приняла 12 стандартов по  проведению аудита, которые были  разработаны на основе МСА  и используются многими компаниями  до настоящего времени.

      Однако  эти стандарты не прошли процедуру  утверждения и регистрации, т.  к. только Закон РК «Об аудиторской  деятельности» № 304–1, принятый 20 ноября 1998 года, впервые устанавливал, что стандарты аудита должны  иметь статус нормативных документов  и проверки должны проводиться  в соответствии с их нормами.  Процедура придания такого статуса,  согласно пункту 2 статьи 16 этого  закона, должна была быть следующей:

      «Стандарты  аудита принимаются на конференции  (собрании) Республиканской палаты  аудиторов и утверждаются уполномоченным  государственным органом».

      И только  в апреле-июне 1999 года МФ РК  разработал, утвердил и зарегистрировал  12 положений (стандартов), устанавливающих  основные правила проведения  аудита, которые были признаны  нормативными актами и включены  в состав законодательства РК  об аудите, несмотря на то что  эти положения не были приняты  на конференции Палаты аудиторов.

      Однако  этот вопрос рассматривался на  заседании Конституционного совета  РК, и постановлением КС РК  № 10/2 от 16 ноября 1998 года было  определено:

      «Во всей  процедуре разработки, принятия  и утверждения стандартов аудита  решающей стадией является утверждение,  которое принадлежит уполномоченному  государственному органу».

      В мае  2006 года в Закон РК «Об аудиторской  деятельности» вносятся изменения,  которые упоминают об МСА и,  так же как и для МСФО, декларативно  устанавливают:

      «Аудит  осуществляется в соответствии  с настоящим законом и международными  стандартами аудита (далее — стандарты  аудита), не противоречащими законодательству  Республики Казахстан, опубликованными  на государственном и русском  языках организацией, имеющей письменное  разрешение на их официальную  публикацию в Республике Казахстан  от Комитета по международной  аудиторской практике при Международной  федерации бухгалтеров».

      То есть  повторяется ситуация с МСФО, т. к. МСА также не имеют  статуса нормативного правового  акта и не являются частью  законодательства РК.

      В то  время как нормы статьи 2 Закона  РК «Об аудиторской деятельности»  однозначно требуют придания  стандартам аудита статуса нормативных  актов РК, статья 18 Закона РК «Об  аудиторской деятельности», предупреждает:

      «В случае  несоответствия аудиторского отчета  законодательству РК или фактическим  данным такой отчет признается  недействительным по решению  суда».

      Поэтому  казахстанские стандарты по аудиту  и МСА могут быть использованы  только в качестве рекомендательных  документов, но не в качестве  официальных документов, регламентирующих  порядок проведения аудита с  целью подтверждения финансовой  отчетности компаний.

      Соответственно, все аудиторские заключения и  отчеты, выполненные аудиторскими  компаниями — резидентами РК  и оформленные в соответствии  с положениями КСА или МСА,  начиная с 1999 года не имеют  юридической силы и могут быть  признаны недействительными в  любой момент срока исковой  давности.

      Таким образом,  начиная с 1999 года единственным  легитимным документом, имеющим  силу нормативного акта и на  основании которого должны были  проводиться аудиторские проверки  и составляться аудиторские отчеты  по подтверждению финансовой  отчетности субъектов в РК, являются  положения (стандарты), принятые  МФ РК в 1999 году.

      Ситуация  осложняется тем, что в случае  возникновения конфликтных ситуаций, касающихся качества аудита или  правильности ведения бухгалтерского  учета, ни компания, составляющая  отчетность по МСФО, ни аудитор,  подтверждающий ее по методикам  КСА или МСА, не смогут доказать  в судебных инстанциях правомерность  использования норм МСФО и  МСА, а аудиторские отчеты могут  быть признаны недействительными.  Довольны будут лишь страховые  компании, осуществляющие страхование  ГПО аудиторских фирм, т. к.  очевидно, что учет и отчетность  компаний составлен по документам, не имеющим юридической силы, а аудит проведен не в соответствии  с требованиями нормативных актов  РК.

      Таким образом,  построение бухгалтерского учета  в соответствии с нормами МСФО, а аудирование финансовой отчетности, согласно требованиям МСА или  КСА, в Республике Казахстан  осуществлялось и осуществляется  вне правового поля и в любой  момент результаты этой работы  могут быть оспорены третьими  лицами по основаниям, указанным  выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Казахстанская и международная финансовая отчетность

 

    1. Сходства и различия казахстанской и международной финансовой отчетности

 

Различия казахстанского бухгалтерского учета от международных  стандартов проявляются в следующем:

 

·   По международным  стандартам бухгалтерского учета финансовый год может не совпадать с календарным. В казахстанской практике такие  подходы исключены. Финансовый год  обязательно должен совпадать с  календарным.

 

·   В казахстанской  системе бухгалтерского учета (КСБУ) используется национальная валюта - тенге  и ее составляющая - тиин. Отчетность межнациональных компаний подготавливается в валюте страны, где находится  их штаб-квартира, но чаще всего - в долларах США, в то время как дочерние предприятия  этих компаний - в национальной валюте страны пребывания.

 

·   Отчет о финансовом положении по международным стандартам бухгалтерского учета, в отличие  от КСБУ, содержит более подробную  информацию, включает в себя аналогичные  показатели за тот же период прошлого года. В то же время по КСБУ отдельные  статьи баланса более детализированы, особенно в разрезе отдельных  видов дебиторской и кредиторской задолженности. По МСБУ такая детализация  имеет место в отчете о совокупной прибыли (доходе).

 

·   В отчетности по МСБУ нет знака минус («-»). Если возникает  необходимость исключения какой-либо суммы из итога, то она показывается в скобках.

 

·   По МСБУ исправление  ошибок допускается только методом  «черного сторно», т. е. предыдущая ошибочная  запись корректируется только в сторону  увеличения. В казахстанской практике встречается также использование  метода «красного сторно».

 

·   В МСБУ существует практика одновременного отражения  хозяйственных операций в учете  по дебету нескольких счетов и кредиту  нескольких счетов. Казахстанская методология  бухгалтерского учета не использует такую корреспонденцию счетов, обосновывая  это тем, что подобный подход искажает экономическое содержание хозяйственной  операции.

 

·   Подход к учету  доходов и расходов, заложенный в  МСФО, не такой жесткий, как это  принято в Казахстане. Как и  в России, казахстанские стандарты  несут на себе печать информационных интересов государства и налоговых  органов, в то время как в международных  стандартах акцент сделан на информационных потребностях инвесторов, которым не так важна сумма расходов, понесенных предприятием, - главное, чтобы эти  расходы были правильно классифицированы по сути (например, чтобы операционные расходы не были включены в себестоимость  реализации). При этом согласно концепции  осмотрительности инвесторы не должны быть введены в заблуждение неоправданно низкой суммой расходов.

 

Таким образом, видно, что  казахстанская финансовая отчетность имеет намного меньше отличий  от финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, чем российская финансовая отчетность. Кроме того, Министерством финансов совместно  с Всемирным банком с января 2011 года в рамках Программы совместных экономических исследований (ПСЭИ) между Правительством Республики Казахстан  и ВБ началось обсуждение применения МСФО для малого и среднего бизнеса  в Республике Казахстан, планируется  замена НСФО международными стандартами  финансовой отчетности для всех казахстанских  предприятий и организаций.

Информация о работе Особенности учетной системы РК