Особенности учетной системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать особенности национальной системы учета Казахстана.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы. Ими являются:
- изучить основные правила организации бухгалтерского учета в Казахстане;
- выявить проблемы адаптации казахстанской системы учета и бухгалтерского образования к передовой международной практике.

Оглавление

Введение..............................................................................................................3-5
Особенности национальных систем учета............................................5-12
1.1 Понятие национальной системы учета..........................................5-9
1.2. Модели ведения бухгалтерского учета...........................................9-12
Особенности учетной системы Казахстана........................................11-16
Нормативная база национальной системы учета.........................11-12
Проблемы инкорпорирования МСФО............................................12-14
2.3 Проблемы применения МСА.........................................................14-16
Казахстанская и международная финансовая отчетность...............17-22
Сходства и различия казахстанской и международной
финансовой отчетности...................................................................17-18
Проблемы адаптации казахстанской системы учета
и бухгалтерского образования к передовой
международной практике................................................................18-22
Заключение.......................................................................................................23-24
Список используемой литературы.................................................................25-26
Приложения
Приложение 1
Классификация нормативных докуметов регулирующих учет

Файлы: 1 файл

особенности учетной системы Казахстана.docx

— 151.89 Кб (Скачать)

Во Франции, Италии, Швеции и ряде других стран, где преобладают  мелкие семейные предприятия, бухгалтерский  учет имеет несколько иную ориентацию. Основными поставщиками капитала на их рынках являются как банки, так  и правительственные органы, которые  не только контролируют финансовые возможности  бизнеса, но и выступают (при необходимости) в роли инвестора или кредитора. В вышеназванных странах фирмы  должны следовать унифицированным  стандартам в области учета, что  обусловлено влиянием государственных  органов на процессы подготовки и  составления финансовой отчетности. В ряде стран (Германия, Франция и  Италия) законодательство обязывает  компании издавать детализированные, подтвержденные аудиторами, финансовые отчеты. Во Франции и Италии правительством учреждены специальные органы для  регулирования и контроля рынков ценных бумаг, что может означать существенные сдвиги в развитии финансовой отчетности, связанные с англо-американским опытом.

Одним из факторов существования  различий в международной финансовой отчетности является налоговая система. В качестве примера удобного воздействия  можно привести практику «отсроченного» налогообложения, применяемую в  британской модели учета. Она заключается  в том, что доход компании, измеряемый согласно общим правилам бухгалтерского учета, нередко отличается от дохода, с которого взимаются налоги. Наиболее распространенной причиной подобного  расхождения является то, что налоговая  скидка на ускоренную амортизацию вычитается из дохода вне зависимости от избранного метода расчета амортизационных  отчислений. Следует отметить, что  и внутри британо-американской модели существуют некоторые различия в  расчетах налога. Можно считать налог  на всю сумму дохода, с которой  он будет взиматься, и разницу  между полученной суммой и той, которая  будет реально выплачена в  данном отчетном периоде, рассматривать  как долгосрочную задолженность, или  можно ограничить налоговые отчисления суммой текущего платежа. В США и  Канаде применяется первый вариант, то есть «полное распределение налога». Такой подход контрастирует с  практикой Великобритании, где используется «частичное распределение налога», что составляет как бы промежуточное положение между двумя альтернативами. Такие различия существенно влияют на сопоставимость дохода после выплаты налогов между американскими и английскими компаниями. В связи с этим в США, Великобритании и других странах, применяющих британо-американскую модель учета, проблема отсроченного налогообложения вызвала серьезные обсуждения и привела к большому количеству стандартизированной документации.

В странах, где используется континентальная модель учета, правила  налогообложения в основном: совпадают  с правилами учета и поэтому  проблемы отсроченного налогообложения  нет. Так, в Германии налоговое законодательство устанавливает нормы амортизационных  отчислений, основанные на ожидаемом  полезном сроке службы и применяемые  для строго определенных активов. Тем  не менее, в ряде случаев допускается  ускоренная амортизация, например, для  отраслей промышленности, производящих энергосберегающую и предохраняющую от загрязнения окружающую среду  продукцию. Однако амортизационные  отчисления, уменьшающие прибыль  до выплаты налогов, хотя и отражаются в финансовой отчетности, но проблемы отсроченного налогообложения не вызывают.

Существенные различия в  финансовой отчетности возникают при  ведении учета в условиях инфляции. В настоящее время существуют два широко используемых метода составления  финансовой отчетности:

 

1)  учет по текущей  стоимости; 

 

2)  учет по общей  покупательной способности. 

 

Наблюдаются и некоторые  различия в подходах к проблеме отражения  инфляционных процессов в финансовой отчетности. В Великобритании в конце 60-х гг. в экономике произошли  значительные изменения, связанные  с ростом цен, и в период между 1971 и 1974 годами был разработан ряд  документов по данной проблематике, основанных на методе общей покупательной способности. Однако в годовых балансах компаний, предоставляющих дополнительные финансовые отчеты на основе изменений общей  покупательной способности, присутствовали противоречивые сведения, касающиеся смысловой нагрузки исправленных показателей.

В континентальной Европе инфляционный учет не получил достаточного развития. После многочисленных дискуссий  между специалистами в области  бухгалтерского учета стран-членов ЕС была достигнута договоренность осуществлять учет в условиях роста цен по ценам  приобретения, хотя странам-членам ЕС позволялось, на свое усмотрение, разрешать  или запрещать компаниям оценку активов на основе данных с внесением  инфляционной поправки. Можно отметить, что в целом европейские страны не склонны отходить от принципов учета на основе первоначальной стоимости.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что так как НСБУ подвержена влиянию  многих факторов, то последующая стандартизация зависит от того, в какую сторону  будут изменяться эти факторы. В  условиях глобализации мирового хозяйства  существует тенденция увеличивающейся  стандартизации и унификации национальных систем бухгалтерского учёта.

 

 

1.2. Модели ведения бухгалтерского учёта.

 

Поскольку факторы, оказывающие  воздействие на формирование системы  бухгалтерского учёта взаимосвязаны, в странах с похожими социально-экономическими условиями принципы учёта имеют  много общего.

Наиболее распространённая классификация моделей бухгалтерского учёта основана на правовой системе  и различном влиянии инфляционных процессов.

В странах общего или прецедентного  права (Англия, США) законодательство построено  на судебных решениях, которые регулируют конкретные отношения и образуют единую систему права. Учётные стандарты  определяются в основном различными неправительственными профессиональными  ассоциациями бухгалтеров.

В других странах (континентальная Европа, Япония) исторической основой законодательства являются материальные нормы римского права, где основной источник права - закон. Правовые нормы регулируют общий круг отношений; частное право кодифицировано и подразделяется на гражданское и торговое. В отличие от первой группы стран данная правовая система жестко и детально регламентирует правила ведения бухгалтерского учёта.

В соответствии с этой классификацией можно выделить 3 основные модели бухгалтерского учёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные модели бухгалтерского учёта:

 

 

 

Помимо перечисленных  моделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой. Например, специалисты  выделяют исламскую модель, которая  развивалась под сильным влиянием мусульманской религии. Неудивительно, что такие страны, как Турция, Иран, Бангладеш и др. , строят свои законодательные системы под  влиянием богословских идей. Так, поскольку  в Коране запрещено роставщичество, отчётная документация не может показывать механизм финансовой внереализационной  прибыли. При этом ресурсы и долги  компаний учитываются по рыночным ценам.

Следует подчеркнуть, что  деление на модели учёта весьма условно - не существует и двух стран с  полностью идентичными системами  учёта. С другой стороны, в силу объективных  процессов в мировой экономике  очевидна необходимость международной  стандартизации бух учёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  учетной системы Казахстана

 

2.1 Нормативная  база национальной системы

 

Интегрирование Казахстана в мировую экономику требует  включения норм или отдельных  документов международных общественных организаций в казахстанское  право и придания им статуса нормативных  правовых актов РК.

      В связи  с этим в Закон РК «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  от 28 февраля 2007 года № 234 была  введена статья 16, из которой следует,  что МСФО должны стать составной  частью национального законодательства  РК, а определенные статьей 2 закона  субъекты предпринимательства обязаны  составлять финансовую отчетность  в соответствии с этими стан¬дартами.

      Основными  документами реформированной национальной  системы бух¬галтерского учета  и отчетности в РК по состоянию  на 1 января 2008 года считаются:

      • Закон  РК «О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234 (далее  – Закон РК «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»).

      • Национальные  стандарты финансовой отчетности  НСФО № 1 и НСФО № 2, утвержденные  и зарегистрированные в установленном  порядке.

      • Приказ  МФ РК «Об утверждении Правил  ведения бухгалтерского учета»  от 22 июня 2007 года № 221.

      • Приказ  МФ РК «Об утверждении Типового  плана счетов бухгалтерского  учета» от 23 мая 2007 года № 185.

      • Приказ  МФ РК «Об утверждении форм  регистров бухгалтерского учета»  от 21 июня 2007 года № 215.

      • Приказ  МФ РК «Об утверждении форм  первичных учетных документов»  от 21 июня 2007 года № 216.

      • Международные  стандарты финансовой отчетности  и интерпретации к ним:

            — Международные стандарты бухгалтерского  учета (МСБУ — IAS);

            — Международные стандарты финансовой  отчетности (МСФО — IFRS);

            — интерпретации ПКИ (SIC и IFRIC).

      • Концепции  по подготовке и составлению  финансовой отчетности по НСФО  и МСФО.

      • Организационно-распорядительные  корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы,  положения и т. п., касающиеся  формирования и применения системы  учета и отчетности в конкретной  деятельности, разработанные и утвержденные  в установленном порядке.

      При этом  указанные документы следует  воспринимать как две группы, имеющие различный юридический  статус: статус нормативных правовых  актов и статус рекомендаций, что является причиной возникновения  серьезных проблем в практике  внедрения МСФО и МСА в РК.

 

2.2   Проблемы  инкорпорирования МСФО

 

   Среди большого  количества проблем переходного  периода реформ в 2006–2009 гг. можно  выделить, на наш взгляд, наиболее  существенные, которые резко тормозят  процесс освоения и внедрения  МСФО, а именно:

      • отсутствие  комплекта переведенных на русский  язык МСФО и ПКИ в установленном  статьей 16 Закона РК «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  порядке;

      • сложность  восприятия словесных выражений  и терминов МСФО, при использовании  переводов первоисточников, на  государственном и русском языках  и значительное количество новых  терминов, без изучения и осознания  смысла которых невозможно продолжать  освоение системы МСФО;

      • в процессе  признания и оценки показателей  финансовой отчетности, как правило,  требуется одновременное применение  нескольких стандартов, согласно  отсылкам или требованиям, указанным  в самих стандартах, что значительно  затрудняет и увеличивает период  изучения;

      • дефицит  квалифицированных кадров, адекватно  воспринимающих требования МСФО  и умеющих находить достаточно  обоснованные решения при постановке  учета и формировании учетной  политики, а также свободно владеющих  принципами профессионального суждения;

      • неудовлетворительное  состояние бухгалтерского учета  у большинства компаний и недостаточный  профессиональный уровень специалистов-бухгалтеров,  имеющих способности преодоления  сложившихся стереотипов и освоения  новых методов работы;

      • недостаточное  количество квалифицированных консультантов  аудиторских компаний, способных  грамотно и в тоже время  в доступной форме донести  до основной массы пользователей  правила конверсии и осуществить  трансформацию в конкретных условиях, а в дальнейшем обеспечить  сопровождение постановки учета.

      Из перечисленных  проблем, по нашему мнению, срочного  решения требует проблема отсутствия  переведенных на русский язык  МСФО и ПКИ и установление  их правового статуса, т. к.  формулировка статьи 16 Закона РК  «О бухгалтерском учете и финансовой  отчетности», декларативно принуждающая  применять МСФО, не обеспечивает  юридической защиты правомерности  постановки учета, подготовки  отчетности и ее дальнейшего  аудита.

Информация о работе Особенности учетной системы РК