Особенности учета расчета с поставщиками и подрядчиками, его совершенствование на примере ОАО ОЭМК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью работы любого коммерческого предприятия является получение прибыли, и для ее получения предприятию необходимо работать. Для эффективной и правильной работы организации ведут различный учет. Это и учет основных средств, участвующих в производстве продукции и в управлении этим производством; и учет материальных запасов, необходимых для изготовления продукции. Ведется также и учет различных расчетов: расчеты по заработной плате с персоналом предприятия, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями и так далее. Актуальностью выбранной темы является то, что основой работы любого предприятия все-таки является выпуск и реализация продукции, товаров, работ, услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 5
1.1. Нормативное регулирование организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 5
1.2. Поставщики и подрядчики – сущность и понятие 6
1.3. Документальное оформление операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 9
2. КРАТКАЯ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ОЭМК 15
2.1 Обеспечение конкурентоспособности продукции. 17
2.2. Анализ финансового состояния «ОЭМК» 26
2.3 Учетная политика ОАО «ОЭМК» 31
3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ОАО «ОЭМК» 33
3.1. Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «ОЭМК» 33
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 39
3.3. Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ОЭМК» 45
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55

Файлы: 1 файл

KURSOVIK.docx

— 112.26 Кб (Скачать)

Затраты по законченному ремонту основных средств  подрядным способом отражаются в  бухгалтерском учете по дебету счетов учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других основных средств  в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов с подрядчиками. Затраты по законченному ремонту основных средств хозяйственным способом отражаются по дебету счетов по учету издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат. 
Материалы должны передаваться подрядчику по приемо-сдаточному акту или накладной, которые подписываются специально уполномоченным представителем подрядчика, имеющим специальную доверенность. 
Документами, служащими основанием для отражения в учете рассматриваемых операций, будут служить:

-       приемо-сдаточный акт (накладная) на передачу материалов организации – подрядчику;

-       акт на выполненные организацией – подрядчиком ремонтные работы, подтверждающий сам факт проведения ремонта;

-       счет - фактура, выписанный организацией – подрядчиком на выполненные работы, подтверждающий сумму НДС и являющийся основанием для его отнесения на счет 19;

-       платежное поручение (расходный кассовый ордер, авансовый отчет), подтверждающее факт оплаты услуг привлеченной организации и являющееся основанием для принятия к вычету уплаченного НДС. 
Рассмотрим порядок отражения в учете финансово – хозяйственных операций по ремонту основных средств подрядным способом. 
 
Пример 1. Ремонтные работы осуществляются подрядчиком из материалов заказчика. 
 
Ремонт производился силами привлеченной организации – подрядчика (службой автосервиса), которая оценила свои услуги в 4500 руб., в том числе НДС - 750 руб. Фактически были израсходованы материалы на сумму 3000 руб. Ремонт проведен в I полугодии 2013 г.

Операции  по ремонту оформляются в бухгалтерском  учете следующими проводками: 
 
Д-т 10 К-т 60 - 3500 руб. - оприходованы запчасти на склад организации; 
 
Д-т 19 К-т 60 - 700 руб. - учтена сумма НДС, относящаяся к стоимости запчастей; 
 
Д-т 60 К-т 51 - 4200 руб. - оплачены запчасти поставщикам; 
 
Д-т 68 К-т 19 - 700 руб. - принята к зачету сумма НДС по приобретенным запчастям; 
 
Д-т 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", К-т 10 - 3500 руб. - материалы переданы подрядчику.

После приемки  отремонтированного автомобиля в бухгалтерском  учете делаются следующие записи:

Д-т 23 (20 и т.п.) К-т 60 - 3750 руб. - отражена сумма предъявленных услуг по произведенному ремонту без стоимости материалов; 
Д-т 19 К-т 60 - 750 руб. - отражен НДС со стоимости услуг по произведенному ремонту; 
Д-т 23 (20 и т.п.) К-т 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", - 3000 руб. - отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производства ремонтных работ на основании соответствующих актов подрядчика;

Д-т 10 К-т 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", - 500 руб. - отражена стоимость возвращенного неизрасходованного остатка материалов;

Д-т 60 К-т 51 - 4500 руб. - оплачена подрядчику стоимость услуг по произведенному ремонту;

Д-т 68 К-т 19 - 750 руб. - принята к вычету сумма НДС со стоимости услуг по произведенному ремонту.

На основании  ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет  право уменьшить исчисленную  сумму НДС на сумму установленных  налоговых вычетов. В данном случае вычетам подлежат суммы налога, уплаченные предприятием подрядчику на основании  предъявленных расчетных документов и уплаченные поставщику по материальным ценностям (запчастям), приобретенным  для производства ремонтных работ.

В соответствии со ст. 260 НК РФ в налоговом учете  затраты по проведению ремонта автомобиля будут отражены в сумме 3750 руб. как  прочие расходы.

Если  подрядчик с согласия заказчика  не возвращает неизрасходованный остаток  материалов, а оставляет его у  себя, происходит смена собственника, то есть реализация материалов.

Вышеуказанная хозяйственная операция оформляется  следующими проводками: 
 
Д-т 91 К-т 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", - 500 руб. - отражена реализация подрядчику неизрасходованного остатка материалов; 
 
Д-т 91 К-т 68 - 100 руб. (500 х 20%) - начислен НДС на реализованные подрядчику материалы (с учетом требований ст.40 НК РФ); 
 
Д-т 62 К-т 91 - 600 руб. - отражена задолженность подрядчика за приобретенные им материалы.

В соответствии со ст. 249 НК РФ вышеуказанные доходы в полном размере (в сумме 600 руб.) включаются в налоговом учете  в доходы от реализации отчетного  периода.

Пример 2. Ремонтные работы произведены подрядчиком из собственных материалов. 
Стоимость произведенных в июле 2012 г. ремонтных работ с учетом собственных материалов ремонтной организации составляет 8100 руб., в том числе НДС - 1350 руб. 
Операции в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками: 
 
Д-т 23 (20 и т.п.) К-т 60 - 6750 руб. - отражена стоимость ремонтных работ, выполненных подрядчиком (на основании оформленного акта); 
 
Д-т 19 К-т 60 - 1350 руб. - учтена сумма НДС по произведенному ремонту на основании счета - фактуры; 
 
Д-т 60 К-т 51 - 8100 руб. - оплачена подрядчику стоимость ремонтных работ; 
 
Д-т 68 К-т 19 - 1350 руб. - принята к зачету сумма НДС по ремонтным работам. 
 
В соответствии с нормами ст. 260 НК РФ в налоговом учете затраты по проведению ремонта будут отражены в сумме 6750 руб. как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

На основании  поступающих первичных документов поставщиков и подрядчиков, товарно-транспортных накладных, других расчетных документов в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т.е. по каждому поставщику набирают суммы расчетных операций по соответствующим  материальным ценностям, задолженности  по счету 60, ее оплату и др. В конце  месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер, где  на каждого поставщика отводят для этого одну строку. Разовые операции фиксируют в журнале сразу. 

3.2. Синтетический  и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  независимо от времени оплаты в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет является преимущественно  пассивным, но может быть активным только в случае, если была произведена  авансовая оплата поставщику (подрядчику). Кредитовое сальдо свидетельствует  о суммах задолженности предприятия  поставщикам и подрядчикам. В  некоторых случаях сальдо по счёту 60 может быть и дебетовым, это  означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как  товары в пути. На счете 60 учитывают, в частности, расчеты с поставщиками и подрядчиками за:

•   полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через банк;

•   товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

•   товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

•   излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

•   полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др. 
          Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также учитывают на счете 60.

Счет 60 кредитуется на стоимость  фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в  корреспонденции с дебетом соответствующих  счетов товарно-материальных ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей, указанной на материальных счетах, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредитуется на сумму расчетных документов поставщиков (счетов – фактур, платежных требований и т.п.).

На неотфактурованные поставки (при отсутствии счетов – фактур или других расчетных документов) счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей по планово – расчетным ценам.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитывают также  расчеты с подрядными организациями  за выполненные ими работы и по другим платежам.

По дебету счета 60 учитывают уплаченные суммы в погашение задолженности  поставщикам и подрядчикам, внесенные  хозяйством в соответствии с условиями  договора, предварительные и другие платежи поставщикам.

По кредиту счета 60 отражают полученные от поставщиков товарно-материальные ценности. 

Следует иметь в виду, что расчеты  с поставщиками, подрядчиками за выполненные  услуги и работы отражают на счете 60 во всех случаях, даже если предъявленный  счет оплачен одновременно с получением материальных ценностей или сумма перечислена предварительно. Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке материальных ценностей (или проверке счета) выявлены расхождения, соответствующую сумму списывают с кредита счета 60 и относят    на    дебет    счета   76   «Расчеты    с    разными    дебиторами    и кредиторами»,  субсчет 2 «Расчеты по претензиям». 

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» по дебету, на котором  отражаются суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и  предварительную оплату, корреспондируют  со счетами учета денежных средств  и других. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы  задолженности поставщикам и  подрядчикам, обеспеченные выданными  организацией векселями, не списываются  со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете. 
Аналитический учет по счету 60

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

•         поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

•         поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; 

•         поставщикам по неотфактурованным поставкам;

•         авансам выданным;

•         поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

•         поставщикам по просроченным оплатой векселям;

•         поставщикам по полученному коммерческому кредиту. 
 
Обособленно на счете 60 ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчётность. 
Отражение в регистрах

В регистрах журнально-ордерной формы  учета расчеты с поставщиками учитываются в журнале-ордере № 6 – АПК и реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (приложение к журналу-ордеру № 6 –  АПК). При наличии с поставщиками разовых операций записи делают непосредственно  в журнал-ордер № 6 – АПК, если же с поставщиками в течение месяца ведутся систематические расчеты  по многим операциям, то их предварительно накапливают в реестрах.

Журнал-ордер № 6 – АПК по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  открывают на квартал, полугодие  или год с использованием вкладных листов. Реестры операций по расчетам с поставщиками (подрядчиками) ведут  раздельно по каждому поставщику за тот же период, что и журнал-ордер. Для удобства сверки расчетов эти  регистры предпочтительнее открывать  на год.

На основании поступающих первичных  документов поставщиков (счетов – фактур, товарно-транспортных накладных, других расчетных документов) в реестрах в течение месяца делают записи в  хронологическом порядке, т.е. по каждому  поставщику накапливают суммы расчетных  операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят  в журнал-ордер № 6 – АПК, где  на каждого поставщика отводят одну строку.

Реестр может применяться также  при расчетах в порядке плановых платежей. В этих случаях над таблицей записывают сумму задолженности  на начало отчетного периода и  наименование поставщика, а по строкам  производят записи сумм по плановым платежам и по оприходованию поступивших  материальных ценностей. Реестр в этом случае также открывают на квартал, полугодие или год с переносом  в журнал-ордер за каждый месяц  оборотов по плановым платежам (дебет  счета 60) и оприходованию материальных ценностей (кредит счета 60 и дебет  корреспондирующих счетов). По расчетам в порядке плановых платежей эти операции вместо реестра можно отражать также в отдельном бланке журнала-ордера № 6-АПК с последующим переносом данных в основной журнал-ордер.

Информация о работе Особенности учета расчета с поставщиками и подрядчиками, его совершенствование на примере ОАО ОЭМК»