Особенности учета расчета с поставщиками и подрядчиками, его совершенствование на примере ОАО ОЭМК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью работы любого коммерческого предприятия является получение прибыли, и для ее получения предприятию необходимо работать. Для эффективной и правильной работы организации ведут различный учет. Это и учет основных средств, участвующих в производстве продукции и в управлении этим производством; и учет материальных запасов, необходимых для изготовления продукции. Ведется также и учет различных расчетов: расчеты по заработной плате с персоналом предприятия, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями и так далее. Актуальностью выбранной темы является то, что основой работы любого предприятия все-таки является выпуск и реализация продукции, товаров, работ, услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 5
1.1. Нормативное регулирование организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 5
1.2. Поставщики и подрядчики – сущность и понятие 6
1.3. Документальное оформление операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 9
2. КРАТКАЯ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ОЭМК 15
2.1 Обеспечение конкурентоспособности продукции. 17
2.2. Анализ финансового состояния «ОЭМК» 26
2.3 Учетная политика ОАО «ОЭМК» 31
3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ОАО «ОЭМК» 33
3.1. Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «ОЭМК» 33
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 39
3.3. Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ОЭМК» 45
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55

Файлы: 1 файл

KURSOVIK.docx

— 112.26 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) Федерального  государственного автономного образовательного  учреждения высшего профессионального  образования им. А.А.Угарова

«Национальный исследовательский технологический  университет «МИСиС»

 

 

Кафедра экономического анализа финансов и аудита

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Учет источников образования имущества предприятия»

на тему: Особенности учета расчета с  поставщиками и подрядчиками, его  совершенствование на примере ОАО ОЭМК»

 

 

 

 

Автор работы: Приб Наталья Андреевна

Группа:Э-11-ЗП

Преподаватель: Мальчикова Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

Старый  Оскол

2013 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 5

1.1.         Нормативное регулирование организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 5

1.2.         Поставщики и подрядчики – сущность и понятие 6

1.3.         Документальное оформление операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 9

2.     КРАТКАЯ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ОЭМК 15

2.1 Обеспечение конкурентоспособности продукции. 17

2.2.  Анализ финансового состояния «ОЭМК» 26

2.3 Учетная политика ОАО «ОЭМК» 31

3.   БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ ОАО «ОЭМК» 33

3.1. Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «ОЭМК» 33

3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 39

3.3. Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ОЭМК» 45

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ  1 55

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной целью работы любого коммерческого  предприятия является получение  прибыли, и для ее получения предприятию  необходимо работать. 
Для эффективной и правильной работы организации ведут различный учет. Это и учет основных средств, участвующих в производстве продукции и в управлении этим производством; и учет материальных запасов, необходимых для изготовления продукции. Ведется также и учет различных расчетов: расчеты по заработной плате с персоналом предприятия, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с поставщиками, подрядчиками, покупателями и так далее. 
Актуальностью выбранной темы является то, что основой работы любого предприятия все-таки является выпуск и реализация продукции, товаров, работ, услуг. Для приобретения нужных в производстве определенного вида продукции, материалов, услуг предприятие обязательно устанавливает связи с различными поставщиками. Для реализации уже изготовленной продукции, работ, услуг у предприятия складываются отношения с покупателями. При этом ведется учет дебиторской и кредиторской задолженности, синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями и другие виды учета. 
Цель написания данной курсовой работы состоит в подробном исследовании и изучении вопросов касающихся организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, для выработки рекомендаций по постановке и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности организации и решения проблем, с которыми может столкнуться предприятие в конкретной финансово-экономической ситуации. 
Задачами написания данной курсовой работы является: 
 
·        раскрыть сущность и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками; 
 
·        исследовать порядок документального оформления операций по  учету  расчетов; 
 
·        отразить особенности синтетического учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками; 
 
·        выявить пути совершенствования  бухгалтерского учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Для того чтобы приступить к написанию  этой курсовой работы уже была обоснована актуальность выбранной темы, определены цели и задачи работы. Еще необходимо определить предмет, объект и период написания курсовой работы. Так как предметом исследования является изучаемый процесс, то есть предметом исследования является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Объект исследования представляет собой конкретную организацию, на примере которой организовано выполнение курсовой работы по выбранной теме. 
Главной целью написания данной главы является выработка предложений и методики по совершенствованию учета на предприятии ОАО ОЭМК исходя из изученности состояния данного учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

 
1.1.         Нормативное регулирование организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

К поставщикам  и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие  различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие  разные работы (капитальный и текущий  ремонт основных средств и многое другое). 
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями. 
К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести: 
 
Первый уровень

1.     Гражданский кодекс РФ, части 1-2 – в части регулирования

договоров: поставки, аренды, подряда (ст.410, 414,415,419). 
2.     Налоговый кодекс РФ, ч.1-2.  
3.     Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 01.01.2013г. 
Второй уровень 
1.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ . 
2.      Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)  
3.      Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)

 

 
Третий уровень 
1.     Методические указания «О порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003г.)  
2.      Методические указания «по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина РФ №49 от 13 июня 1995г.)  
3.      «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994г.)  
4.      План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятия (Приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000г.)  
 
Четвертый уровень 
1.     Устав организации. 
2.      Учетная политика организации. 

 
1.2.         Поставщики и подрядчики – сущность и понятие

 

Бабаева Ю.А. дает свое определение поставщику, считая, что поставщик – это юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи. 
В.П. Астахов называет подрядчиком – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. 
Отличительной особенностью этих договоров является то, что предметом договора купли-продажи является переход права собственности на товарно-материальные ценности, а предметом договора подряда выступают оказанные подрядчиком услуги, которые не имеют материально – вещественной формы. 
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, сельскохозяйственные предприятия учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». 
А.А. Данилан отмечает, что счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предусмотрен для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности, работы и услуги, счета-фактуры на которые от поставщиков еще не поступили. В последнем случае бухгалтерия обязана применять меры к получению от поставщиков расчетных документов. 
Андросов А.М. расширяет это определение: счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:  полученные ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей; товарно-материальные ценности, работы и услуги на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); излишки товарно-материальных ценностей,  выявленные при их приемке;  полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахт), а также за все виды услуг связи. 
Е.П.Козлова, Н.В.Парашутин пишут, что основным источником товаров являются поставщики товаров, с которыми фирмы подписывают контракты договора на поставку товаров. В них указываются условия купли – продажи товаров и связанные со сделкой обязательства продавца и покупателя. При приобретении внешнеторговой фирмой экспортных товаров у поставщиков внутри страны организация учета расчетов с ними не отличается от обычной постановки учета расчетов с поставщиками.Как отмечают М. З. Пизенгольц, А. П. Варава все покупные товаро – материальные ценности должны учитываться по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость их складывается из соответствующих цен, указанных в счетах поставщиков, торговых наложений, скидок, транспортных тарифов, расходов за доставку в хозяйство и некоторых других расходов, связанных с заготовлением данных материалов. 
Поскольку одни и те же материальные ценности поступают в хозяйство отдельными партиями и к тому же часто от разных поставщиков, фактическая себестоимость однородных материалов обычно колеблется. Для облегчения учета необходимо иметь постоянные (неизменные, твердые) планово – учетные цены на все товарно-материальные ценности. С этой целью в каждом хозяйстве бухгалтерия разрабатывает специальный номенклатуру– ценник, который представляет собой систематизированный справочник, охватывающий все находящиеся в хозяйстве ценности. Ценник содержит следующие показатели: номенклатурный номер, точное наименование и краткую характеристику материальных ценностей, единицу измерения, учетную (твердую) цену. Номенклатурные номера ценностей имеют для учета большое организующее значение, так как устраняют возможный разнобой в названиях ценностей, кроме того они необходимы для механизации учета. 
Хотелось бы привести мнение А.Борисенко, который пишет, что государственная сеть поставок, заготовок и переработки продукции вышла из-под административного управления и контроля. Значительно расширив свою производственно – коммерческую самостоятельность в условиях неуправляемого рынка, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, заботятся в основном о собственном благополучии, увеличении фонда потребления, а не о выполнении присущих им функций и обязательств перед сельскохозяйственными товаропроизводителями, населением и государством. Многие предприятия пищевой промышленности решали свои финансовые проблемы в основном за счет сокращения объемов основного производства и перепрофилирования производственных мощностей на выпуск дорогостоящих видов продовольственных товаров. По мнению Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф., поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Основные  поставщики ОАО «ОЭМК» на сегодняшний  день представлены в Приложении 1.

1.3.         Документальное оформление операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

 
       В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги, производимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.  
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами. 
Основным     первичным     документом     для     взаимодействия      с поставщиками и подрядчиками является договор. Договор может быть нескольких видов: 
 
    • договор купли-продажи (при покупке товарно-материальных ценностей, товаров); 
    • договор поставки (при поставке оборудования и др.); 
    •договор аренды (при аренде помещений); 
    • договор обслуживания (при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.); 
    • договор подряда (при проведении работ подрядным способом). 
 
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет – фактура, который служит основание для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков. Счет – фактуру выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документе заполняют следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование, количеству, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отпущено товаров. В документе обязательно делают ссылку на договор – заказ, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгруженным) материальным ценностям. 
Счета – фактуры поставщиков тщательно проверяют с точки зрения правильности заполнения всех реквизитов, применяемых цен, таксировки и после проверки соответствия количества поступивших грузов количеству, указанному в счет – фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. В случае несоответствия полученного груза с данными  счета – фактуры  составляют  коммерческий акт  и  предъявляют претензию поставщику. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Исходя из выбранной формы, оформляются соответствующие документы (табл.1.).

 

 

 
Таблица 1 – Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление.

 
Хозяйственная операция (операция)

 
Документ – основание (документ)

 
Заключен договор с поставщиками (подрядчиками)

 
Договор на обслуживание 
 
Договор подряда 
 
Договор субподряда 
 
Договор аренды 
 
Договор купли-продажи 

 
Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета (валютного  счета) приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

 
Платежное поручение, выписка банка 

 
Оплачены наличными приобретенные  товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

 
Расходный кассовый ордер, кассовая книга

 
На уменьшение суммы задолженности  перед поставщиками списана сумма  претензий, выявленная при приемке продукции

 
Акт о приемке материалов, претензия

 
Получены материалы, товары

 
Приходный ордер, накладная поставщика

 
Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара

 

 
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов, товаров 
 
Отражена сумма НДС на стоимость работ

 
Счет-фактура

 
Стоимость работы сторонних организаций  отнесена на себестоимость основного  производства

 
Акт о выполненных работах

 
Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности

 
Приказ (распоряжение) руководителя


 
 
Существуют поставки, по которым  материальные ценности поступили в  организацию без расчетных документов, такие поставки называют неотфактурованными. Поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы, неотфактурованные поставки оплате не подлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы и оформлены соответствующими документами (табл.2.). 

Информация о работе Особенности учета расчета с поставщиками и подрядчиками, его совершенствование на примере ОАО ОЭМК»