Особенности сбережений и инвестиций в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос об актуальности изучения доходов и сбережений населения целесообразно рассматривать в более общем виде. Как известно, социальные проблемы зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в данном обществе на данном этапе своего развития. Чем выше уровень жизни населения – тем выше и уровень накоплений и сбережений. При этом государство должно проводить целенаправленную политику по привлечению и эффективному размещению денежных средств населения. Актуальны и такие условия, как наличие примера других стран с иным уровнем получения доходов и структурой потребления, быстрота изменений социальной жизни населения.

Оглавление

Введение
1. Понятие и значение сбережений населения как источника инвестиций
1.1 Сущность, причины и виды сбережений населения
1.2 Сбережения как источник инвестиций
1.3 Роль финансовой системы в превращении сбережений в инвестиции
2. Особенности сбережений и инвестиций в России
2.1 Динамика и структура денежных сбережений населения
2.2 Анализ соотношения сбережений и инвестиций
2.3 Пути совершенствования механизма превращения сбережений в инвестиции
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Национальные сбережения.docx

— 54.22 Кб (Скачать)

     1) при МРС = 1, MPS = 0 весь прирост  дохода направляется на потребление,  а при МРС = 0, MPS = 1, весь прирост  дохода используется на сбережение;

     2) МРС и MPS могут изменяться в  пределах от «О» до «I», но  их сумма всегда должна оставаться  равна 1.

     Количественная  взаимосвязь между предельной склонностью  к потреблению и предельной склонностью  к сбережению отражает взаимодействие разнонаправленных психологических  факторов (векторов). Рост предельной склонности к потреблению ведет к соответствующему снижению предельной склонности к сбережению. Уменьшение предельной склонности к  потреблению вызывает соответствующий  рост предельной склонности к сбережению. Достижение равновесия между ними носит  мимолетный характер [6.c. 194].

     С ростом дохода на фазе подъема экономики  доминирующей является предельная склонность к сбережению, которая определяет динамику пропорций между потреблением и сбережением. Устойчивая противоречивая взаимосвязь между психологическими факторами (МРС и MPS), в которой  при росте доходов предельная склонность к сбережению приобретает  доминирующий характер по сравнению  с предельной склонностью к потреблению, получила название основного психологического закона.

     Динамика  этого взаимодействия количественно  выражается в том, что с ростом дохода растут абсолютные размеры потребления  и сбережения, но доля первого в  общем приросте дохода падает, а  доля второго увеличивается. Следовательно, при росте дохода доля эффективного спроса, которая обеспечивается личным потреблением, снижается, а возрастающий объем сбережений должен компенсироваться соответствующим инвестиционным спросом, т. е. трансформироваться в инвестиции.

     Наряду  с психологическими факторами, на пропорцию  между конечным потреблением и сбережением  оказывают влияние и другие факторы: уровень инфляции, налогов, ажиотажный спрос, размеры отчислений на социальное страхование, изменение цен и  доходов, спроса и предложения, стабильность экономического развития в целом.

     При нестабильности экономического развития изменяется психология людей и модифицируется основной психологический закон, что  негативно отражается на динамике пропорций  между потреблением и сбережением. Неуверенность в завтрашнем дне ведет к пессимизму, развивается склонность к чрезмерному росту потребления. В результате при росте дохода доля потребления в его общем объеме растет быстрее, чем доля сбережения, т. е. доминирующей становится доля потребления. В экономической литературе отмечается, что за годы реформ сбережения у населения России достигли 20 млрд. долларов [10.c. 210]. Однако при этом мало внимания обращается на то, что объем потребления за этот период значительно превысил сбережения.

     Политика  доходов и заработной платы оказывает  непосредственное воздействие на мотивации  и ценностные ориентации, отношение  к труду. Она играет важную роль в  развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это  имеет особое значение, поскольку  в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения  к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия – непременное условие выхода из кризиса – будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека. 

     2.3 Пути совершенствования механизма превращения сбережений в инвестиции 

     В мире сбережения населения занимают около 80 % в общем объеме инвестиционного капитала, а в России – всего 16 %. Поэтому для оживления российской экономики привлечение денежных средств населения является одной из первоочередных мер. В этой связи следует решить две проблемы,

     • развитие новых форм сбережений физических лиц;

     • защищенность сбережений населения.

     В условиях равновесной экономики  дефицит государственного бюджета  равен разнице между сбережениями и инвестициями. Если величина инвестиций остается неизменной, то с ростом государственных  расходов дефицит бюджета возрастает. Возрастание дефицита обусловлено увеличением сбережений по мере роста государственных расходов и соответственно доходов. Увеличение сбережений, связанных с ростом государственных расходов, ведет к увеличению суммы налоговых доходов в меньших размерах, чем возрастают государственные расходы.

     Анализ  взаимосвязей государственного бюджета  и уровня доходов в экономике  показывает, что в условиях высокого экономического роста бюджетный  дефицит уменьшается, а при спадах – увеличивается.

     Внутренний  долг – это задолженность правительства  данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки  акций промышленных компаний или  кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга  снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной  величины. В силу того, что в экономике  предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП  и соответственно уровня жизни населения  в будущем. Процентные выплаты государства  по этому долгу растут, государство  повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

     После августовского кризиса 1998 г. сбережения населения в банках за 4 месяца сократились на 17 млрд. руб., в том числе в Сберегательном банке России – на 10 млрд. руб.

     В настоящее время проведено ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам. Во-первых, повышен процент по депозитам. Сегодня депозитная ставка в Сбербанке РФ в среднем в 2–3 раза ниже ставки, по которой банк выдает кредит. Поэтому возможности для дальнейшего повышения депозитной ставки существуют и вполне реальны.

     Во-вторых, создана система страхования вкладов в Сбербанке РФ и коммерческих банках в сумме до 100 тыс. руб.

     В-третьих, нужно разрешить иностранным  банкам привлекать вклады населения  при условии возможного их использования  в России на инвестиционные цели с  короткими сроками возврата кредита.

     В-четвертых, необходимо разработать и ввести в действие закон о возврате кредита, без которого весьма сложно построить  надежную депозитную политику банков.

     Объединение мелких, разрозненных денежных сбережений населения, государственных подразделений, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов является необходимой мерой на современном этапе развития экономики.

     Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. 
 

 

      Заключение 

     Рассмотрев  тему данной работы, можно сделать  следующие выводы.

     Важным  условием эффективной политики доходов  и заработной платы является определение  оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В  рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов – от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов [7.c. 210].

     Повышение эффективности государственного регулирования доходов и заработной платы предполагает совершенствование методики балансового метода прогнозирования, субординации индикаторов доходов и расходов населения.

     По  мере завершения перехода к рынку  в структуре денежных доходов  населения возрастает удельный вес  доходов от собственности и предпринимательской  деятельности,

     Сбережения  – это неиспользованная за определенный период часть денежного дохода физического лица или семьи, элемент оборота денежных доходов населения.

     Являясь отложенным потреблением, текущий прирост сбережений и накопленная сумма денежных активов образуют инвестиционный потенциал государства, привлеченный капитал коммерческих банков – резерв роста экономики и развития банковской системы

     Тенденции социально-экономического развития свидетельствуют  об изменении структуры доходов и расходов, повышении роли сбережений, как источника инвестиций в реальный сектор экономики.

 

      Список литературы 

  1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда. М.: Юнити, 2002. – 407 с.
  2. Булатов А.С. Экономика. М.: Юристъ, 2006. – 896 с.
  3. Быков О.Д. Организация инвестиционной и инновационной деятельности на предприятии. М.: Юнити, 2003. – 423 с.
  4. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика, 2000. – 210 с.
  5. Громыко Г.Л. Социально–экономическая статистика. М.: МГУ, 2002. – 230 с.
  6. Елисеева И.И. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2000. – 560 с.
  7. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юрист, 2005. – 861 с.
  8. Карапетян А.Х. Доходы и покупательский спрос населения. М.: Статистика, 2001. – 230 с.
  9. Назаров М.Г. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2002. – 495 с.
  10. Пелих А.С. Экономика отрасли. М.: Феникс, 2005. – 448 с.
  11. Савченко П.В. Политика доходов и заработной платы. М.: Юрист, 2003. –456 с.
  12. Саркисян Г.С. Доходы населения и социальные проблемы уровня жизни РФ. М.: Статистика, 2002. – 295 с.
  13. Симионов Ю.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. М.: ПРИОР, 2005. – 320 с.
  14. Суринов А.Е. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Госкомстат, 2004. – 340 с.
  15. Тимофеева А.Н. Прогнозирование в социальной сфере. // Экономика. № 11. 2005. С. 14–19.
  16. Уваров Ф.Д. Сбережения населения и инвестиции. // Вопросы экономики. № 5. С. 25–33.
  17. Юзбаш Р.О. Качество и уровень жизни населения России. // Мировая экономика. № 4. 2004. С. 23–28.
  18. Яковлева А.П. Инвестиции и инвестиционная деятельность. М.: ИНФРА-М, 2006. – 450 с.
  19. Янковский К.И. Управление проектами. М.: Приор, 2003. – 320 с.
  20. Яровец А.П. Рыночная экономика и доходы населения. М.: Юнити, 2004. – 320 с.
  21. Статистическое обозрение. М.: Мысль, 2005. – 520 с.
  22. Вопросы статистики. // № 5, 2004. С. 17–25.
  23. Российский статистический ежегодник. М.: 2005. – 490 с.
  24. Труд и занятость России. // ЭКО. 2005. № 3 С. 25–31.
  25. Информация о социально-экономическом положении России. // Статистическое обозрение. № 8. 2004. С. 45–69.
 
 

 

      Приложение 1. 

     Структура денежных доходов и удельный вес  расходов в денежных доходах населения, %

Показатели 2004 2005 2006
Денежные  доходы, всего

В том  числе:

100 100 100
Оплата  труда 40,7 38,2 38,7
Доходы  от предпр.

деятельности.

13,7 13,0 14,8
Социальные трансферты, Из них 14,3 15,0 14,1
Пособия и соц. помощь 10,1 11,1 10,6
Пособия и соц. помощь детям 3,2 2,5 3,1
Доходы  от собственности 0,2 5,4 5,9
Другие  доходы 26,0 28,0 26,5
Денежные  расходы

Всего

98,6 98,3  
В том числе

Покупка товаров и оплата

услуг

60,2 68,3 78,3
оплата  обязательных

платежей  и взносов

6,0 7,1 6,4
накопление  сбережений

во вкладах  и ценных

бумагах

4,9  
1,6
 
1,1
покупка валюты 18,6 21,3 12,6
прирост денег на руках

у населения

1,4 1,6 1.1

Информация о работе Особенности сбережений и инвестиций в Казахстане