Организация учета материальных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:41, дипломная работа

Краткое описание

Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету материально-производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля по приобретению, движению, сохранностью и использованию материальных ценностей связана с большими трудностями. Большое значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью учета и контроля материально-производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ…………………...5
1.1 Принципы и методы учета товарно-материальных запасов…………………5
1.2 Учет и аудит товарно-материальных запасов………………………………..20
2 АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОО «АБЕН»)…………………………………………………………32
2.1 Анализ использования и обеспеченности материальными запасами……..32
2.2 Аудит материальных запасов на предприятии…………………………….52
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….....58
3.1. Совершенствование организации учета и аудита………………………….58
3.2. Повышение эффективности использования товарно-материальных запасов…………………………………………………………………..…………..62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..70

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

При сопоставлении наличия товарно-материальных ценностей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды можно применять аналитические процедуры.

Аудитор также проверяет, как ведется учет по неотфактурованным поставкам и материалам, которые оплачены, но на склад не поступили (материалы в пути).

По операциям поступления материалов аудитор проверяет и операции по приобретению материалов, полученных в порядке обмена (бартер), поступившим безвозмездно и др.

Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера, ведомостей и Главной книги.

Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части их отражения в балансе.

При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.

В качестве путей усовершенствования учета производственных запасов можно предложить: использование персонального компьютера; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, организации движения материальных ценностей на складах.

В своей работе аудитор может столкнуться с проверкой фактов выпуска и реализации неучтенной продукции. Неучтенная продукция - фактически выпущенная и реализованная продукция, которая по бухгалтерским документам не значится выпущенной и реализованной. Для изготовления неучтенной продукции создаются излишки сырья. Это делается разными способами, например:

  • за счет занижения показателей сдатчиков продукции;
  • излишне списывается сырье сверх норм естественной убыли или заменяется сырье более ценное на менее ценное и др.

Подобные нарушения не только приводят к крупным хищениям денег и материальных ценностей, но и ухудшают качество выпускаемой продукции. На государственных предприятиях такие злоупотребления встречались довольно часто. Однако в настоящее время на акционерных и частных предприятиях продолжают выпускать неучтенную продукцию, поскольку с сумм, полученных от ее реализации не нужно платить налог государству и дивиденды акционерам. Аудитор может столкнуться с такого рода злоупотреблениями при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя и суда по находящимся в их производстве делам и материалам о нарушении законодательства или по просьбе годового собрания акционеров. Следует подчеркнуть, что это наиболее сложная в аудиторской практике работа.

На аудиторской фирме, как правило, работают специалисты в области учета и контроля. Между тем, для подтверждения выводов бухгалтерской ревизии, возникает необходимость в организации экспертиз и привлечения различного рода специалистов. Поэтому аудиторские фирмы могут привлекать для своей работы экспертов - специалистов, особенно при проведении аудиторских проверок по поручению следственных и судебных органов.

К наиболее характерным ошибкам по учету товарно-материальных ценностей можно отнести следующие:

  • не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);
  • неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
  • не ведется аналитический учет движения товарно-материальных запасов  в бухгалтерии;
  • нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;
  • не проводится ежегодная инвентаризация товарно-материальных ценностей;
  • на складах хранится большое количество неиспользуемых товарно-материальных запасов;
  • неправильно производится списание товарно-материальных ценностей по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.);
  • неверно ведется учет налога на добавленную стоимость по поступившим товарно-материальным запасам.

Совершенствование учета и контроля наличия и движения производственных запасов предприятия следует производить по следующим направлениям:

во-первых, упрощать оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск материалов в производство, где это целесообразно, можно оформлять на основании установленного лимита непосредственно в карточках складского учета материалов, предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности. Также можно на карточках складского учета производить и внутреннее перемещение ценностей. Упрощает учет и повышает контроль за использованием материалов отпуск их по раскройным картам, комплектовочным ведомостям и др. В условиях применения персональных компьютеров можно отказаться от введения карточек складского учета, заменив их машинограммой, сортовой оборотной ведомостью или дискетой.

во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию бухгалтерского учета материальных ресурсов. До настоящего времени нет единого мнения о классификации производственных запасов, их оценке в текущем учете, составе отклонений в стоимости материалов и т.д. До настоящего времени среди экономистов отсутствует единое мнение по организации учета тары. Нет единого подхода в начислении износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

в-третьих, следить за тщательным и своевременным проведением инвентаризаций, контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материалов.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за наличием, движением и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии. [22]

 

2 АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОО «АБЕН»)

2.1  Анализ  использования и обеспеченности материальными запасами

 

ТОО Алматинская строительная компания «АБЕН» основана и учреждена по решению учредителей, в ноябре 1992 года.

В отрасли «Строительство» ТОО АСК «АБЕН» выполняет полный комплекс работ, имеет лицензию на производство строительно-монтажных работ в сейсмических зонах. Выступая, как генеральный подрядчик по объектам строительства, привлекает самостоятельно субподрядчиков на отдельные виды работ.

Компания имеет на территории 3,5 Га:

  • промышленную базу, по выпуску железобетонных изделий, объем перерабатываемого бетона 6000 м³ в год;
  • цех по изготовлению широкого спектра строительных изделий на вибропрессующем оборудовании «Рифей-Универсал»
  • растворно-бетонный узел;

Предприятие имеет опыт в строительстве объектов социально-культурной сферы; жилья и производственных зданий и сооружений.

Являясь генеральным подрядчиком по строительству, в июле 1999 года ввели в действие объект «Здание Центральной Республиканской Мечети», на пересечении ул. Пушкина - Маметовой г. Алматы.

В 2002 году выиграли тендер, объявленный Департаментом государственных закупок г. Алматы по ремонту объектов социальной сферы

По результатам 2004-2005г.г. имеет положительный баланс.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год составила 886230 тенге.

Задолженности перед работниками предприятия по оплате труда нет.

Задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды нет.

Состав инженерно-технических работников представлен в составе сертифицированных специалистов высокой квалификации имеющих опыт работы: в строительстве, в производстве по выпуску железобетонных изделий и строительных материалов в виде сплитерных блоков, тротуарной плитки и других аналогичных изделий.

Компания имеет медицинский центр, организованный на базе цеховых врачей. Обеспечивает бесплатное лечение работников предприятия.

Основным видом деятельности является строительство, выпуск железобетонных изделий.

Компания имеет медицинский центр и кафе.

Партнеры представлены в следующих юридических лицах:

ТОО «Связьсервисстрой», ЗАО ПСТК «Бителеком», ТОО «Байланыс Туран», ОАО Темиржолы «Транстелеком», ОАО «Алматытелефонстрой», Кызылординское, Карагандинское, Павлодарское, Костанайское ОДТ АО «Казахтелеком», ТОО «Сакура», ТОО «Алонс».

Администрацией предприятия  заключены договора с такими контролирующими органами, как: Алматинский Государственный Центр стандартизации и метрологии, Районное и Городское Управление Санэпиднадзора.

На предприятии организована служба охраны труда и техники безопасности. Службой охраны труда производятся первичный и плановый инструктаж по технике безопасности при работе на всех участках производства, что обеспечивает безопасность жизни работников. В зонах рабочих мест такие вредные факторы, как шум и вибрация, находятся в пределах допустимых норм, что подтверждено лабораторными исследованиями Городской и Республиканской СЭС на тех участках, где это необходимо рабочим выдаются респираторы и наушники.

 

Рисунок 4. Структура управления предприятием



 



 

 


 

 

 

 

 

 

Учетная политика предприятия:

ТОО Алматинская строительная компания «АБЕН» основана и учреждена по решению учредителей, в ноябре 1992 года, перерегистрирована, вследствии преобразования в товарищество с ограниченной ответственностью в 2002 году.

Основным видом деятельности является строительство.

Форма собственности - частная.

Организация учетной работы.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется на основе:

  • закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
  • стандартов бухгалтерской отчетности;
  • методических рекомендаций к стандартам бухгалтерской отчетности;
  • указаний, инструкций, приказов по организации бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерами, принятыми по трудовому договору.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу Закона, «Стандартами бухгалтерского учета», утвержденными постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету.

В процессе хозяйственной деятельности формируется рабочий план счетов на основе Генерального плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. К основным счетам открываются подсчета.

На предприятии финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, т. е. доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены.

Учет основных средств.

Критерием отнесения материальных активов к основным средствам является срок службы данных активов в деятельности предприятия более - одного года. Основные средства поступают на предприятие в результате операций покупки. Приход оформляется приходной накладной стандартного типа. Основные средства на момент прихода отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, а в результате переоценки отражаются в  учете  и  отчетности  по  текущей  стоимости  (СБУ №6).  Для начисления амортизации применяется метод равномерного списания стоимости (СБУ №1). Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости, срока полезной службы и предельных норм амортизации, установленных Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Учет товарно-материальных запасов

Товарно-материальными запасами на предприятии являются активы в виде готовой продукции, товаров предназначенных для продажи в ходе деятельности предприятия. Приход товаров оформляется на основании счетов - фактур. Материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). Себестоимость товарно-материальных запасов включает цену покупки, затраты на приобретение товаров, транспортные, расходы, и другие расходы, прямо связанные с приобретение товаров. Оценка себестоимости товарно-материальных запасов производится по средневзвешенной стоимости. Учет движения материальных ценностей на складе осуществляется сальдовым методом. Затраты списываются согласно нормам СНиП на фактически выполненные объемы работ. «Акт приемки выполненных и принятых строительно-монтажных работ» (справка ф.2, см. приложение),  по  выпуску  продукции  -  согласно   норм  по калькуляции (СБУ №7).

Учет денежных средств.

Движение денежных средств ведется в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При движении денежных средств в разрезе операционной деятельности применяется прямой метод (СБУ №4).

Труд и заработная плата.

Прием на работу, увольнения и предоставление отпусков сотрудникам предприятия производится на основании приказов, издаваемых руководителем предприятия. Также утверждено руководителем штатное расписание предприятия. Оплата труда сотрудников административно-управленческого персонала производится на основании должностных окладов, установленных штатным расписанием. Оплата труда рабочего персонала производится в соответствии установленных тарифов и объема выпущенной продукции. Основным документом по начислению заработной платы является расчетная ведомость, утвержденная руководителем предприятия. Начисление заработной платы отражается на счете 8012 «Оплата труда». Пенсионные взносы начисляются и перечисляются в негосударственные пенсионные фонды и признаются расходами в отчетный период, в течение которого работник работает у работодателя (СБУ №16).

Информация о работе Организация учета материальных запасов