Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса (на материалах ТСЖ "Балтика")

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса на материалах ТСЖ «Балтика» и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 7
1.1.Нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов малого бизнеса 7
1.2. Основные формы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 14 1.3. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 20
Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 30
2.1.Краткая характеристика финансово-экономической деятельности ТСЖ «Балтика» 30
2.2.Порядок организации бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 33
2.3.Порядок исчисления налоговой базы при переходе с общего режима на упрощенную систему налогообложения 40
Глава 3. Учет финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Балтика» в книге доходов и расходов 45
3.1.Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения и налоговый учет 45
3.2.Совершенствование и порядок организации бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 56
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 128.38 Кб (Скачать)

      Соответственно  можно сделать вывод, что существующие проблемы в нормативно - правовом регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях существенно усложняют профессиональную деятельность сотрудников бухгалтерской службы организации, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами. Тем не менее, любой факт хозяйственной деятельности, даже если с его нормативным регулированием возникают проблемы, организации обязаны отразить в бухгалтерском учете. Принятые в последние годы законодательные и  нормативные  документы  по малому бизнесу и практическая их реализация  требуют  серьезного  осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам  развития  этой  сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и  значения малого предпринимательства в  современной  экономике,  определение  динамики его развития в нашей стране и за рубежом,  сравнение  тенденций  становления малого  бизнеса  в  разных  странах  с  целью  внесения  полезного  в   нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.

 
 

    1.2 Основные формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

 

     При разработке учетной политики малому предприятию необходимо установить систему учетных регистров для  обобщения данных о хозяйственных  операциях за отчетный период. Применение учетных регистров какой-либо из форм бухгалтерского учета устанавливается  исходя из специфики деятельности малого предприятия, масштабов бизнеса.

     Учетной политикой может быть принята  одна из следующих форм бухгалтерского учета:

      1. Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом Минфина России от 22.12.95 №131 – малым предприятиям рекомендовано вести бухгалтерский учет с применением единой журнально-ордерной формы «счетоводства», утвержденной письмом Минфин СССР от 08.03.60 г. №63.

     Данные  журнала-ордера громоздки и требуют  значительных затрат, особенно при  ручной обработке. Профессор И. С. Черник разработал для малых предприятий журнал-ордер упрощенной формы с накоплением в них месячных кредиторских и дебиторских оборотов. Они открываются по каждому счету бухгалтерского учета и построены следующим образом:

      - в верхней части журнала-ордера по каждой хозяйственной операции регистрируются обороты по кредиту счетов с указанием корреспондирующих счетов по дебиту.

      - в нижней части в разрезе номеров журнала-ордера указываются обороты по дебиту счетов с указанием корреспондирующих счетов по кредиту [16].

     Количество  журнала-ордера определяется планом счетов организации. Месячные итоговые данные переносятся в главную книгу. Счета в главной книге открыты  в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета взаимной проверки произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. Главная книга и журнал-ордер дают полную развернутую корреспонденцию счетов по дебиту и кредиту каждого синтетического счета. Значение главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражений в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности организации, за соблюдением бухгалтерией типовой корреспонденции счетов, установленной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в редакции от 08.11.2010).

     Применение  журнально-ордерной формы учета, значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержат в себе необходимые данные аналитического учета [16].

 При  ведении главной книги рекомендуют  не вести оборотно-сальдовый   баланс, а сразу же переносить  данные в баланс. Однако на  практике, если будет неравенство актива и пассива  сложно найти ошибку, поэтому для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять оборотно-сальдовый баланс и только затем на основании оборотно - сальдового баланса, учетных регистров и отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов [13 c.87].

      2. По упрощенной форме с использованием сокращенного рабочего плана счетов бухгалтерского учета утвержденный  приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (в редакции от 19.07.2011 г. № ПЗ-3/2010). При использовании упрощенной формы возможны следующие варианты:

      - в регистрах бухгалтерского учета имущества - ведомостях форм № В-1-В-9;

      - в книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);

      - в книге учета доходов и расходов.

      Все перечисленные формы ведения  учета предполагают использование  счетов бухгалтерского учета и двойной  записи, за исключением одной. При  ведении книги учета доходов  и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод  двойной записи. Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу [15].

      При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие  ведомости:

      - Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;

      - Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям - форма № В-2;

      - Ведомость учета затрат на производство - форма № В-З;

      - Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

      - Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

      - Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

      - Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

      - Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

      - Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

      - Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

      Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются  на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции  с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную  ведомость. С помощью шахматной  ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении  хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется  баланс. В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, книга учета хозяйственных операций и книга учета доходов и расходов.

      Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности  работников. При этом малое предприятие  может самостоятельно приспосабливать  применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении [3]:

      - единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

      -  взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

      - сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

      - накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

      3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета с применением бухгалтерской программы.

      Малое предприятие может использовать учетные регистры одной из перечисленных форм бухгалтерского учета [25 c.36].

     Малым предприятиям с простым технологическим  процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и  имеющим не значительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется  применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

     Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое  предприятие на основе типового Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах  бухгалтерского учета по основным счетам. И тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

     Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий  рабочий План счетов бухгалтерского учета, который указывается в  таблице 1.1.

     В данной таблице вы сможете увидеть  в краткой форме рабочий План счетов, их наименования, номера и объединяющие счета. Особенностью такого плана счетов является объединение нескольких счетов в один общий счет.

     Таблица 1.1

     Рабочий План счетов бухгалтерского учета

Наименование  счета Номер счета Объединяющий  счет
1 2 3
Основные  средства 01 01
Нематериальные  активы 04
Амортизация основных средств 02 02
Амортизация нематериальных активов 05
Оборудование  к установке 07 10
Материалы 10
Заготовление  и приобретение материальных ценностей 15
Отклонение  в стоимости материальных ценностей 16
Основное  производство 20 20
Полуфабрикаты собственного производства 21
Вспомогательные производства 23
Общепроизводственные  расходы 25
Общехозяйственные расходы 26  
Брак  в производстве 28
Расходы на продажу 44
Товары 41 41
Готовая продукция 43
Товары  отгруженные 45 90
Продажи 90
Расчеты с покупателями и заказчиками 62 76
Резервы по сомнительным долгам 63
Расчеты с подотчетными лицами 71
Расчеты с персоналом по прочим операциям 73
Расчеты с учредителями 75
 

 

Окончание таблицы 1.1

1 2 3
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76  
Внутрихозяйственные расчеты 79
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 66 66
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 67
Целевое финансирование 86
Расчеты по налогам и сборам 68 68
Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению 69
 
 

      Малый бизнес в любой стране составляет часть экономики, причем в промышленно  развитых странах ему принадлежит  значительная доля, более чем 50%. Чем больше доля малого предпринимательства, тем, успешнее развивается экономика страны. В России малое предпринимательство находится в государственной поддержке. В рамках закона от 23.07 2010 г. № 315 «О государственной поддержке малого предпринимательства» принимаются и реализуются мероприятия по поддержке малых предприятий. В числе таких мероприятий, создание ряда нормативных документов по упрощению учета и налогообложения на малых предприятиях [4].

 
 

    1.3 Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

 

     Малым предприятиям сегодня приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.

      Если  не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметические ошибки), либо из-за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета в России. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете или при использовании устаревших или нелегальных версий программных комплексов [20].

Информация о работе Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса (на материалах ТСЖ "Балтика")