Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:57, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса на материалах ТСЖ «Балтика» и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 7
1.1.Нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов малого бизнеса 7
1.2. Основные формы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 14 1.3. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 20
Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 30
2.1.Краткая характеристика финансово-экономической деятельности ТСЖ «Балтика» 30
2.2.Порядок организации бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 33
2.3.Порядок исчисления налоговой базы при переходе с общего режима на упрощенную систему налогообложения 40
Глава 3. Учет финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Балтика» в книге доходов и расходов 45
3.1.Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения и налоговый учет 45
3.2.Совершенствование и порядок организации бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 56
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70
Соответственно можно сделать вывод, что существующие проблемы в нормативно - правовом регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях существенно усложняют профессиональную деятельность сотрудников бухгалтерской службы организации, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами. Тем не менее, любой факт хозяйственной деятельности, даже если с его нормативным регулированием возникают проблемы, организации обязаны отразить в бухгалтерском учете. Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.
1.2 Основные формы бухгалтерского учета на малых предприятиях
При разработке учетной политики малому предприятию необходимо установить систему учетных регистров для обобщения данных о хозяйственных операциях за отчетный период. Применение учетных регистров какой-либо из форм бухгалтерского учета устанавливается исходя из специфики деятельности малого предприятия, масштабов бизнеса.
Учетной политикой может быть принята одна из следующих форм бухгалтерского учета:
1. Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом Минфина России от 22.12.95 №131 – малым предприятиям рекомендовано вести бухгалтерский учет с применением единой журнально-ордерной формы «счетоводства», утвержденной письмом Минфин СССР от 08.03.60 г. №63.
Данные журнала-ордера громоздки и требуют значительных затрат, особенно при ручной обработке. Профессор И. С. Черник разработал для малых предприятий журнал-ордер упрощенной формы с накоплением в них месячных кредиторских и дебиторских оборотов. Они открываются по каждому счету бухгалтерского учета и построены следующим образом:
- в верхней части журнала-ордера по каждой хозяйственной операции регистрируются обороты по кредиту счетов с указанием корреспондирующих счетов по дебиту.
- в нижней части в разрезе номеров журнала-ордера указываются обороты по дебиту счетов с указанием корреспондирующих счетов по кредиту [16].
Количество журнала-ордера определяется планом счетов организации. Месячные итоговые данные переносятся в главную книгу. Счета в главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета взаимной проверки произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. Главная книга и журнал-ордер дают полную развернутую корреспонденцию счетов по дебиту и кредиту каждого синтетического счета. Значение главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражений в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности организации, за соблюдением бухгалтерией типовой корреспонденции счетов, установленной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в редакции от 08.11.2010).
Применение журнально-ордерной формы учета, значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержат в себе необходимые данные аналитического учета [16].
При
ведении главной книги
- в книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);
- в книге учета доходов и расходов.
Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи. Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу [15].
При
упрощенной форме с использованием
регистров применяются
- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
- Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям - форма № В-2;
- Ведомость учета затрат на производство - форма № В-З;
- Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;
- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
- Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);
- Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
- Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
- Ведомость (шахматная) - форма № В-9.
Все
ведомости, кроме формы № В-9, заполняются
на основе первичных учетных документов
с формированием оборотов по дебету
и кредиту счетов в корреспонденции
с другими счетами. Затем их данные
переносятся в шахматную
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении [3]:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета с применением бухгалтерской программы.
Малое предприятие может использовать учетные регистры одной из перечисленных форм бухгалтерского учета [25 c.36].
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим не значительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам. И тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета, который указывается в таблице 1.1.
В данной таблице вы сможете увидеть в краткой форме рабочий План счетов, их наименования, номера и объединяющие счета. Особенностью такого плана счетов является объединение нескольких счетов в один общий счет.
Таблица 1.1
Рабочий План счетов бухгалтерского учета
Наименование счета | Номер счета | Объединяющий счет |
1 | 2 | 3 |
Основные средства | 01 | 01 |
Нематериальные активы | 04 | |
Амортизация основных средств | 02 | 02 |
Амортизация нематериальных активов | 05 | |
Оборудование к установке | 07 | 10 |
Материалы | 10 | |
Заготовление и приобретение материальных ценностей | 15 | |
Отклонение в стоимости материальных ценностей | 16 | |
Основное производство | 20 | 20 |
Полуфабрикаты собственного производства | 21 | |
Вспомогательные производства | 23 | |
Общепроизводственные расходы | 25 | |
Общехозяйственные расходы | 26 | |
Брак в производстве | 28 | |
Расходы на продажу | 44 | |
Товары | 41 | 41 |
Готовая продукция | 43 | |
Товары отгруженные | 45 | 90 |
Продажи | 90 | |
Расчеты с покупателями и заказчиками | 62 | 76 |
Резервы по сомнительным долгам | 63 | |
Расчеты с подотчетными лицами | 71 | |
Расчеты с персоналом по прочим операциям | 73 | |
Расчеты с учредителями | 75 |
Окончание таблицы 1.1
1 | 2 | 3 | |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 76 | ||
Внутрихозяйственные расчеты | 79 | ||
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | 66 | 66 | |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам | 67 | ||
Целевое финансирование | 86 | ||
Расчеты по налогам и сборам | 68 | 68 | |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 69 |
Малый бизнес в любой стране составляет часть экономики, причем в промышленно развитых странах ему принадлежит значительная доля, более чем 50%. Чем больше доля малого предпринимательства, тем, успешнее развивается экономика страны. В России малое предпринимательство находится в государственной поддержке. В рамках закона от 23.07 2010 г. № 315 «О государственной поддержке малого предпринимательства» принимаются и реализуются мероприятия по поддержке малых предприятий. В числе таких мероприятий, создание ряда нормативных документов по упрощению учета и налогообложения на малых предприятиях [4].
1.3 Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
Малым предприятиям сегодня приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.
Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметические ошибки), либо из-за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета в России. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете или при использовании устаревших или нелегальных версий программных комплексов [20].