Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:57, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса на материалах ТСЖ «Балтика» и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 7
1.1.Нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов малого бизнеса 7
1.2. Основные формы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 14 1.3. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса 20
Глава 2. Организация бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 30
2.1.Краткая характеристика финансово-экономической деятельности ТСЖ «Балтика» 30
2.2.Порядок организации бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 33
2.3.Порядок исчисления налоговой базы при переходе с общего режима на упрощенную систему налогообложения 40
Глава 3. Учет финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Балтика» в книге доходов и расходов 45
3.1.Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения и налоговый учет 45
3.2.Совершенствование и порядок организации бухгалтерского учета в ТСЖ «Балтика» 56
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 70
Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, на основании ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 (в редакции от 04.06.2011) являются:
-
формирование полной и
-
обеспечение информацией,
-
предотвращение отрицательных
Законодательство России о бухгалтерском учете состоит из ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России, других федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства России. Согласно ст. 4 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» этот федеральный закон распространяется на все организации, в том числе и на предприятия малого бизнеса, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами России. Система законодательства России о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [17].
Объектами бухгалтерского учета на малых предприятиях являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в России осуществляется Правительством России. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории России:
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
-другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России [3].
Минфин России с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти. Осуществляет методическое руководство бухгалтерского учета и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию бухгалтерского учета, утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов России. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий Минфином России могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей других организаций. Акты Минфина России имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.
В случае противоречий между нормами законодательства о бухгалтерском учете и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и другие правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и других актах законодательства, а не нормами инструкций, положений и стандартов. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством. Предприятия малого бизнеса и другие организации в России самостоятельно формируют свою учетную политику [3].
Основные требования к ведению бухгалтерского учета в России определяются по правилам ст. 8 ФЗ №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах. Эти требования заключаются в следующем:
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в Российской валюте — в рублях;
-
имущество, являющееся
-
бухгалтерский учет ведется
-
организация ведет
-
при этом данные
-
все хозяйственные операции и
результаты инвентаризации
-
в бухгалтерском учете
Минюст России 1 декабря 2010 г. зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», который вносит поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все поправки касаются только малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета. Согласно этого приказа поправки не распространяются на кредитные организации и эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Изменения вступили в силу начиная с годовой отчетности за 2011 год [16].
Понятие
субъектов малого предпринимательства
дано в Федеральном законе от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
-
суммарная доля участия
-
средняя численность
-
выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета НДС
или балансовая стоимость
Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку кассовым методом, то есть по мере поступления денежных средств от покупателей.
Малые предприятия могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий [15]:
-
организация имеет право на
получение этой выручки,
-
сумма выручки может быть
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. В отношении отражения на счетах бухгалтерского учета расходов, то возможность признавать расходы после погашения задолженности была предусмотрена и «старой» редакцией п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и сейчас предусмотрена возможность признавать расходы после погашения задолженности. Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях выручка признается по мере оплаты. Теперь нормы ПБУ 10/99 «Расходы организации» согласуются с положениями ПБУ 9/99 «Доходы организации» (в редакции приказа Минфина России от 8 декабря 2010 г. № 144н) [6, 7].
Данные ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации» дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Предприятия малого бизнеса могут начать отражать доходы и расходы кассовым методом со следующего года, для чего потребуется прописать в учетной политике выбранный метод. Особенно актуальным введением является для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, ведь для упрощенной системы налогообложения доходы и расходы признаются по кассовому методу, а значит, будут отсутствовать расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. Если же компания в налоговом учете использует метод начисления, то в бухгалтерском учете неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (в редакции приказа Минфина России от 19.11.2002 г. № 114).
Согласно внесенным изменениям в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утвержден приказом Минфина России от 10.12.2002 г. № 126н) субъекты малого предпринимательства вправе не изменять первоначальную стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, а именно отражать в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости. При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая — финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая — финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется [5].
Поправки, внесенные в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», (утвержденная приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н) позволяют малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок п. 15.1 ПБУ 1/2008. Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компаний, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету установлен иной порядок [8].
Изменения внесены и в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 107н с изменениями от 08.11.2010 г.). В настоящее время расходы по займам признаются прочими расходами, кроме той их части, которая включается в стоимость инвестиционного актива. В этом случае проценты, причитающиеся заимодавцу и непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, учитываются в стоимости основных средств (нематериальных активов, иных внеоборотных активов).
Данное ПБУ 15/2008 позволяет субъектам малого предпринимательства признавать все затраты по займам прочими расходами, в том числе те, которые относятся к стоимости инвестиционного актива [9].
И последнее положение по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете» (утвержден приказом Минфина России от 28.06.2010 г. № 63н). Настоящее положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности малых предприятий. Малым предприятиям разрешено исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это положение по бухгалтерскому учету существенно упростила составление отчетности на предприятиях малого бизнеса [10].