Определение рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности на примере товарного знака ОАО "волжский пекарь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь".
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия товарный знак;
- изучить подходы к определению рыночной стоимости товарных знаков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………………5
1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………….5
1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК……………………..13
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…….20
II ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…………………………………………………………………………….26
2.1 ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА……………………………………………………………………………..26
2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….29
2.3 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….31
III ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"………………………………………………………………………..39
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"…………………………….39
3.2 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ……………………………….…….41
3.3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ РОЯЛТИ………………………………………………….......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….….49
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ОСНА.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

Для определения дополнительной премии за риск инвестирования в определенную компанию учитываются следующие наиболее важные факторы:

Размер компании.

Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 3%. Принимаем в размере 2%, т.к. объект оценки можно позиционировать как средний бизнес странового масштаба.

Финансовая структура.

Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 5%. Данный показатель зависит от коэффициента концентрации собственного капитала и от показателя текущей ликвидности. Принимаем в размере 3%.

Диверсификация клиентуры.

Данный фактор риска оценивается в пределах 0-4%. Риск потери клиентуры характерен для всех компаний. Однако потеря клиента в различной степени отражается на объемах сбыта разных предприятий. Чем меньше зависимость доходов компании от одного или нескольких крупнейших клиентов, тем при прочих равных условиях она стабильнее. Потребителями продукции "Волжского пекаря" являются 43 региона страны, что позволяет оценить данный фактор риска как средний в размере 2%.

Рентабельность предприятия и прогнозируемость его доходов.

Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 4%. Рентабельность данного предприятия в первую очередь зависит от ценовой политики. Прогнозируемость и стабильность доходов в данном бизнесе высокая, поэтому оцениваем данный фактор в 2%.

Качество управления.

Качество управления отражается на всех сферах существования компании, т.е. текущее состояние компании и перспективы ее развития во многом предопределены качеством управления. Зачастую невозможно выявить те отдельные показатели, на которые управление оказало особенно сильное влияние. Поэтому данный фактор риска определяем как среднюю величину факторов, кроме факторов, зависящих от величины компании и прогнозируемости доходов. Величина фактора качества управления составляет 2,5%.

Прочие собственные риски.

Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 5 % и учитывает вероятность влияния на получение прогнозируемых доходов других специфических рисков, присущих оцениваемой компании. Принимая во внимание специфику ведения бизнеса в России, необходимо предусмотреть в ставке дисконта величину данного фактора на уровне середины диапазона. Принимаем данный показатель 2,5%.

Таким образом, ставка дисконта, определенная методом кумулятивного построения, составила 20%.

Так как российский рынок является недостаточно стабильным и невозможно достаточно точно спрогнозировать темпы инфляции, то рассчитывать рыночную стоимость товарного знака на долгосрочную перспективу лучше только на 5 лет.

По данным аналитиков Альфа-банка инфляция в этом году составит 8%. А официального прогноза нет? Согласно официальному прогнозу ставка инфляции на период 2012-2015 гг. будет равна 7%. Таким образом, денежный поток в 2011 г.:

PV = 7091000*0,08+7091000 = 7658280 (руб.)

На 2012 год: PV = 7658280*0,07 + 7658280 = 8194360 (руб.)

2013 год: PV = 8767965 (руб.)

2014 год: PV = 9381723 (руб.)

2015 год: PV = 10038,444 (руб.)

На основе этих данных можно рассчитать рыночную стоимость товарного знака. Результаты сведем в таблицу.

Таблица 1 - Расчет рыночной стоимости товарного знака "Волжский пекарь" с помощью метода дисконтированных денежных потоков.

Год

2011

2012

2013

2014

2015

Номер периода

1

2

3

4

5

Денежный поток, тыс. руб.

7658,28

8194,36

8767,965

9381,723

10038,444

Ставка дисконтирования, %

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

Коэффициент дисконтирования

0,833

0,694

0,579

0,482

0,402

Текущая стоимость, тыс. руб.

6379

5687

5077

4522

4035

Чистая текущая стоимость, тыс. руб.

25 700

       

 

С = 6379000+5687000+5077000+4522000+4035000=25 700 000 (руб.)

 

Таким образом, рыночная стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь", рассчитанная методом дисконтированных денежных доходов получилась равной 25 700 000 руб.

3.3 Оценка рыночной стоимости товарного знака методом освобождения от роялти

 

Роялти принято представлять ставкой Р, выраженной в процентах от базы - эффекта (результата) у лицензиата (покупателя).

В таблице 2 указаны обычные (примерные) ставки роялти на базе анализа мировой практики заключения лицензионных сделок в разных отраслях индустрии. Эта таблица дозволяет предварительно определять примерную ставку роялти для каждого конкретного объекта.

 

Таблица 2 - Расширенный список обычных ставок роялти - в % от цены единицы продукции, либо от суммы продаж (размера реализации)

Объекты внедрения ставок роялти

Роялти Р в %

ОТРАСЛИ Индустрии:

1

Авиационная

6-10

2

Авто

1-3

3

Инструментальная

3-5

4

Металлургическая

5-8

5

Потребительских продуктов долгого использования

5

6

Потребительских продуктов массового спроса с малым сроком использования

0,2-1,5

7

Сельскохозяйственного машиностроения

4,5

8

Станкостроительная

4,7-7,5

9

Строительного машиностроения

4,5

10

Текстильная

3-6

11

Фармацевтическая

2-5

12

Химическая

2-4

13

Химического машиностроения

4-7

14

Электронная

4-10

15

Электротехническая

1-5


 

Так как продукция ОАО "Волжский пекарь" относится к отрасли потребительских продуктов массового спроса с малым сроком использования, ставка роялти находится в диапазоне 0,2 - 1,5. В данном случае ставка роялти будет принята за 1, так как присутствует конкуренция и нет исключительной лицензии.

Чтобы спрогнозировать выручку на 5 лет рассчитаем темп роста выручки ОАО "Волжский пекарь" за ряд лет.

 

Таблица 3 - Темпы роста выручки ОАО "Волжский пекарь"

Наименование

2008

2009

2010

Выручка, тыс. руб.

1 700 344

1 751 743

1 825 556

Темп роста, %

 

103

104


Средний темп роста находим по формуле:

= 103,5

Выручка ОАО "Волжский пекарь" будет увеличиваться каждый год в среднем на 3,5%.

 

Таблица 4 - Расчет рыночной стоимости товарного знака "Волжский пекарь" с помощью метода освобождения от роялти.

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Выручка, тыс. руб.

1 889 450

1 955 581

2 024 026

2 094 867

2 168 187

Ставка роялти, %

1

1

1

1

1

Поступления от лицензиата, тыс. руб.

18 894,5

19 555, 81

20240, 26

20 948, 67

21 681, 87

Ставка дисконтирования, %

20

20

20

20

20

Коэффициент дисконтирования

0,833

0,694

0,579

0,482

0,402

Чистый дисконтированный доход от лицензиата, тыс. руб.

15 739

13 572

11719

10 097

8 716


 

С = 15739000+13572000+11719000+10097000+8716000=59 843 000 (руб.)

Метод дисконтированных денежных подходов и метод освобождения от роялти одинаково применимы при оценке рыночной стоимости товарных знаков, поэтому весовые значения будут равны 0,5 и 0,5 соответственно.

С = 25 700 000*0,5 + 59 843 000*0,5 = 42 771 500 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время отечественные предприятия кардинально меняют ориентиры в своей деятельности, усиливают внимание к обеспечению правовой охраны выпускаемой продукции, маркировке ее зарегистрированными в установленном порядке товарными знаками. В качестве товарного знака регистрируется не только фирменное наименование, но и выпускаемая продукция.

Таким образом, определение стоимости товарного знака предприятия является актуальной темой.

Объектом исследования являлось ОАО "Волжский пекарь".

Предмет исследования - товарный знак ОАО "Волжский пекарь".

Цель исследования - определить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь".

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

изучить теоретические аспекты понятия товарный знак;

изучить методы определения рыночной стоимости товарных знаков;

дать характеристику ОАО "Волжский пекарь";

оценить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь" двумя способами;

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Рыночная стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь" равна:

42 771 500 руб.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

[1] Гражданский кодекс РФ

[2] Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" № 3520-1 от 1992 год.

[3] Алексеева O.Л. Правовая охрана промышленных образцов в России: Эволюция и перспективы развития законодательства: Учеб. М.: Патент, 2006. - 78 с.

[4] Артеменкова А.И. Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007/ Пер. с англ.А.И. Артеменкова, Г.И. Микерина / ООО "Российское общество оценщиков", 2009. - С.422.

[5] Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности: Учебники экономического факультета СПбГУ М.: Экономика, 2009. - 472 с.

[6] Виноградова Е. Оценка товарного знака: иллюзия или реальность/ Е. Виноградова // Управление компанией. - 2007. - №5 - с.14-16

[7] Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса.2-е изд. Глава 4. Оценка стоимости нематериальных активов СПб.: Питер, 2008. - С.180-199.

[8] Леонтьев Ю.Б. Практика оценки товарных знаков/ Ю.Б. Леонтьев // Вопросы оценки. 2007 - №2 - с.17-19.

[9] Якубова Д.Н., Казаков А.А. Материалы к изучению курса "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности" на тему "Оценка стоимости товарного знака: М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2008 г. - с.348

[10] Годовой отчет ОАО "Волжский пекарь" за 2010 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vpekar.ru/, свободный. - Заглавие с экрана

[11] Зачем нужна оценка товарных знаков А.Н. Татауров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bfs.ru/libs/lid_571.html, свободный. - Заглавие с экрана

[12] Регистрация товарного знака - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consalt-center.ru/index. php? option=com_content&view=article&id=62&Itemid=56&limitstart=1, свободный. - Заглавие с экрана

[13] Регистрация товарного знака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prodesign.ru/likbez/reg. htm, свободный. - Заглавие с экрана

[14] Сущность товарного знака [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.tm-reg.ru/sushhnost-tovarnogo-znaka/, свободный. - Заглавие с экрана

[15] Специфика охраны бренда товарным знаком [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_A7D0A6C7-DDA6-40BC-BCF0-AF008EB3742B.html, свободный. - Заглавие с экрана

[16] Товарный знак и его сущность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finekon.ru/tov%20znak. php, свободный. - Заглавие с экрана

[17] Товарные знаки. Использование товарного знака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertme.ru/znaki/2, свободный. - Заглавие с экрана

[18] Что такое товарный знак, знак обслуживания? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rupatent.ru/trademark/tm_intr. htm, свободный. - Заглавие с экрана

[19] Правовая охрана и защита  товарных знаков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tovarnieznaki.ru/service/registration/, свободный. - Заглавие с экрана

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Годовая бухгалтерская отчетность эмитента 2010 г.

 

Бухгалтерский баланса

   

Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

 

Дата

 

Организация: Открытое акционерное общество "Волжский пекарь"

по ОКПО

00345710

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

6900000501

Вид деятельности

по ОКВЭД

15.81

Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество

по ОКОПФ / ОКФС

 

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

384

Местонахождение (адрес): 170034 Россия, Тверская область, Дарвина 5

   

 

АКТИВ

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     

Нематериальные активы

110

54

229

Основные средства

120

211 147

392 566

Незавершенное строительство

130

169 597

180 406

Доходные вложения в материальные ценности

135

   

Долгосрочные финансовые вложения

140

10

2

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

228

228

Отложенные налоговые активы

148

   

Прочие внеоборотные активы

150

   

ИТОГО по разделу I

190

381 036

573 431

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     

Запасы

210

63 924

65 007

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

55 145

51 247

животные на выращивании и откорме

212

   

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

213

   

готовая продукция и товары для перепродажи

214

5 825

9 980

товары отгруженные

215

   

расходы будущих периодов

216

2 954

3 780

прочие запасы и затраты

217

   

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

963

671

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

   

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231

   

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

221 901

234 372

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

201 111

191 565

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250

   

займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251

   

собственные акции, выкупленные у акционеров

252

   

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

   

Денежные средства

260

5 480

7 091

Прочие оборотные активы

270

   

ИТОГО по разделу II

290

292 268

307 141

БАЛАНС

300

673 304

880 572

Информация о работе Определение рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности на примере товарного знака ОАО "волжский пекарь