Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования - определить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь".
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия товарный знак;
- изучить подходы к определению рыночной стоимости товарных знаков;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………………5
1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………….5
1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК……………………..13
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…….20
II ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…………………………………………………………………………….26
2.1 ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА……………………………………………………………………………..26
2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….29
2.3 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….31
III ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"………………………………………………………………………..39
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"…………………………….39
3.2 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ……………………………….…….41
3.3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ РОЯЛТИ………………………………………………….......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….….49
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….51
Для определения дополнительной премии за риск инвестирования в определенную компанию учитываются следующие наиболее важные факторы:
Размер компании.
Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 3%. Принимаем в размере 2%, т.к. объект оценки можно позиционировать как средний бизнес странового масштаба.
Финансовая структура.
Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 5%. Данный показатель зависит от коэффициента концентрации собственного капитала и от показателя текущей ликвидности. Принимаем в размере 3%.
Диверсификация клиентуры.
Данный фактор риска оценивается в пределах 0-4%. Риск потери клиентуры характерен для всех компаний. Однако потеря клиента в различной степени отражается на объемах сбыта разных предприятий. Чем меньше зависимость доходов компании от одного или нескольких крупнейших клиентов, тем при прочих равных условиях она стабильнее. Потребителями продукции "Волжского пекаря" являются 43 региона страны, что позволяет оценить данный фактор риска как средний в размере 2%.
Рентабельность предприятия и прогнозируемость его доходов.
Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 4%. Рентабельность данного предприятия в первую очередь зависит от ценовой политики. Прогнозируемость и стабильность доходов в данном бизнесе высокая, поэтому оцениваем данный фактор в 2%.
Качество управления.
Качество управления отражается на всех сферах существования компании, т.е. текущее состояние компании и перспективы ее развития во многом предопределены качеством управления. Зачастую невозможно выявить те отдельные показатели, на которые управление оказало особенно сильное влияние. Поэтому данный фактор риска определяем как среднюю величину факторов, кроме факторов, зависящих от величины компании и прогнозируемости доходов. Величина фактора качества управления составляет 2,5%.
Прочие собственные риски.
Данный фактор риска оценивается в пределах 0 - 5 % и учитывает вероятность влияния на получение прогнозируемых доходов других специфических рисков, присущих оцениваемой компании. Принимая во внимание специфику ведения бизнеса в России, необходимо предусмотреть в ставке дисконта величину данного фактора на уровне середины диапазона. Принимаем данный показатель 2,5%.
Таким образом, ставка дисконта, определенная методом кумулятивного построения, составила 20%.
Так как российский рынок является недостаточно стабильным и невозможно достаточно точно спрогнозировать темпы инфляции, то рассчитывать рыночную стоимость товарного знака на долгосрочную перспективу лучше только на 5 лет.
По данным аналитиков Альфа-банка инфляция в этом году составит 8%. А официального прогноза нет? Согласно официальному прогнозу ставка инфляции на период 2012-2015 гг. будет равна 7%. Таким образом, денежный поток в 2011 г.:
PV = 7091000*0,08+7091000 = 7658280 (руб.)
На 2012 год: PV = 7658280*0,07 + 7658280 = 8194360 (руб.)
2013 год: PV = 8767965 (руб.)
2014 год: PV = 9381723 (руб.)
2015 год: PV = 10038,444 (руб.)
На основе этих данных можно рассчитать рыночную стоимость товарного знака. Результаты сведем в таблицу.
Таблица 1 - Расчет рыночной стоимости товарного знака "Волжский пекарь" с помощью метода дисконтированных денежных потоков.
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Номер периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Денежный поток, тыс. руб. |
7658,28 |
8194,36 |
8767,965 |
9381,723 |
10038,444 |
Ставка дисконтирования, % |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Коэффициент дисконтирования |
0,833 |
0,694 |
0,579 |
0,482 |
0,402 |
Текущая стоимость, тыс. руб. |
6379 |
5687 |
5077 |
4522 |
4035 |
Чистая текущая стоимость, тыс. руб. |
25 700 |
С = 6379000+5687000+5077000+
Таким образом, рыночная стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь", рассчитанная методом дисконтированных денежных доходов получилась равной 25 700 000 руб.
Роялти принято представлять ставкой Р, выраженной в процентах от базы - эффекта (результата) у лицензиата (покупателя).
В таблице 2 указаны обычные (примерные) ставки роялти на базе анализа мировой практики заключения лицензионных сделок в разных отраслях индустрии. Эта таблица дозволяет предварительно определять примерную ставку роялти для каждого конкретного объекта.
Таблица 2 - Расширенный список обычных ставок роялти - в % от цены единицы продукции, либо от суммы продаж (размера реализации)
№ |
Объекты внедрения ставок роялти |
Роялти Р в % |
ОТРАСЛИ Индустрии: | ||
1 |
Авиационная |
6-10 |
2 |
Авто |
1-3 |
3 |
Инструментальная |
3-5 |
4 |
Металлургическая |
5-8 |
5 |
Потребительских продуктов долгого использования |
5 |
6 |
Потребительских продуктов массового спроса с малым сроком использования |
0,2-1,5 |
7 |
Сельскохозяйственного машиностроения |
4,5 |
8 |
Станкостроительная |
4,7-7,5 |
9 |
Строительного машиностроения |
4,5 |
10 |
Текстильная |
3-6 |
11 |
Фармацевтическая |
2-5 |
12 |
Химическая |
2-4 |
13 |
Химического машиностроения |
4-7 |
14 |
Электронная |
4-10 |
15 |
Электротехническая |
1-5 |
Так как продукция ОАО "Волжский пекарь" относится к отрасли потребительских продуктов массового спроса с малым сроком использования, ставка роялти находится в диапазоне 0,2 - 1,5. В данном случае ставка роялти будет принята за 1, так как присутствует конкуренция и нет исключительной лицензии.
Чтобы спрогнозировать выручку на 5 лет рассчитаем темп роста выручки ОАО "Волжский пекарь" за ряд лет.
Таблица 3 - Темпы роста выручки ОАО "Волжский пекарь"
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
Выручка, тыс. руб. |
1 700 344 |
1 751 743 |
1 825 556 |
Темп роста, % |
103 |
104 |
Средний темп роста находим по формуле:
= 103,5
Выручка ОАО "Волжский пекарь" будет увеличиваться каждый год в среднем на 3,5%.
Таблица 4 - Расчет рыночной стоимости товарного знака "Волжский пекарь" с помощью метода освобождения от роялти.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Выручка, тыс. руб. |
1 889 450 |
1 955 581 |
2 024 026 |
2 094 867 |
2 168 187 |
Ставка роялти, % |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Поступления от лицензиата, тыс. руб. |
18 894,5 |
19 555, 81 |
20240, 26 |
20 948, 67 |
21 681, 87 |
Ставка дисконтирования, % |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Коэффициент дисконтирования |
0,833 |
0,694 |
0,579 |
0,482 |
0,402 |
Чистый дисконтированный доход от лицензиата, тыс. руб. |
15 739 |
13 572 |
11719 |
10 097 |
8 716 |
С = 15739000+13572000+11719000+
Метод дисконтированных денежных подходов и метод освобождения от роялти одинаково применимы при оценке рыночной стоимости товарных знаков, поэтому весовые значения будут равны 0,5 и 0,5 соответственно.
С = 25 700 000*0,5 + 59 843 000*0,5 = 42 771 500 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время отечественные предприятия кардинально меняют ориентиры в своей деятельности, усиливают внимание к обеспечению правовой охраны выпускаемой продукции, маркировке ее зарегистрированными в установленном порядке товарными знаками. В качестве товарного знака регистрируется не только фирменное наименование, но и выпускаемая продукция.
Таким образом, определение стоимости товарного знака предприятия является актуальной темой.
Объектом исследования являлось ОАО "Волжский пекарь".
Предмет исследования - товарный знак ОАО "Волжский пекарь".
Цель исследования - определить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь".
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты понятия товарный знак;
изучить методы определения рыночной стоимости товарных знаков;
дать характеристику ОАО "Волжский пекарь";
оценить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь" двумя способами;
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Рыночная стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь" равна:
42 771 500 руб.
[1] Гражданский кодекс РФ
[2] Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" № 3520-1 от 1992 год.
[3] Алексеева O.Л. Правовая охрана промышленных образцов в России: Эволюция и перспективы развития законодательства: Учеб. М.: Патент, 2006. - 78 с.
[4] Артеменкова А.И. Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007/ Пер. с англ.А.И. Артеменкова, Г.И. Микерина / ООО "Российское общество оценщиков", 2009. - С.422.
[5] Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности: Учебники экономического факультета СПбГУ М.: Экономика, 2009. - 472 с.
[6] Виноградова Е. Оценка товарного знака: иллюзия или реальность/ Е. Виноградова // Управление компанией. - 2007. - №5 - с.14-16
[7] Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса.2-е изд. Глава 4. Оценка стоимости нематериальных активов СПб.: Питер, 2008. - С.180-199.
[8] Леонтьев Ю.Б. Практика оценки товарных знаков/ Ю.Б. Леонтьев // Вопросы оценки. 2007 - №2 - с.17-19.
[9] Якубова Д.Н., Казаков А.А. Материалы к изучению курса "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности" на тему "Оценка стоимости товарного знака: М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2008 г. - с.348
[10] Годовой отчет ОАО "Волжский пекарь" за 2010 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vpekar.ru/, свободный. - Заглавие с экрана
[11] Зачем нужна оценка товарных знаков
А.Н. Татауров [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.bfs.ru/libs/lid_
[12] Регистрация товарного знака -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consalt-center.ru/
[13] Регистрация товарного знака [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.prodesign.ru/
[14] Сущность товарного знака [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.tm-reg.ru/
[15] Специфика охраны бренда товарным
знаком [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.innovbusiness.ru/
[16] Товарный знак и его сущность [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.finekon.ru/tov%
[17] Товарные знаки. Использование
товарного знака [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.advertme.ru/znaki/2
[18] Что такое товарный знак, знак
обслуживания? [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.rupatent.ru/
[19] Правовая охрана и защита
товарных знаков. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.tovarnieznaki.ru/
Бухгалтерский баланса
Коды | ||
Форма № 1 по ОКУД |
0710001 | |
Дата |
||
Организация: Открытое акционерное общество "Волжский пекарь" |
по ОКПО |
00345710 |
Идентификационный номер налогоплательщика |
ИНН |
6900000501 |
Вид деятельности |
по ОКВЭД |
15.81 |
Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество |
по ОКОПФ / ОКФС |
|
Единица измерения: тыс. руб. |
по ОКЕИ |
384 |
Местонахождение (адрес): 170034 Россия, Тверская область, Дарвина 5 |
АКТИВ |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Нематериальные активы |
110 |
54 |
229 |
Основные средства |
120 |
211 147 |
392 566 |
Незавершенное строительство |
130 |
169 597 |
180 406 |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
||
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
10 |
2 |
прочие долгосрочные финансовые вложения |
145 |
228 |
228 |
Отложенные налоговые активы |
148 |
||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
||
ИТОГО по разделу I |
190 |
381 036 |
573 431 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Запасы |
210 |
63 924 |
65 007 |
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
211 |
55 145 |
51 247 |
животные на выращивании и откорме |
212 |
||
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) |
213 |
||
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
5 825 |
9 980 |
товары отгруженные |
215 |
||
расходы будущих периодов |
216 |
2 954 |
3 780 |
прочие запасы и затраты |
217 |
||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
963 |
671 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
||
покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
231 |
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
221 901 |
234 372 |
покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
241 |
201 111 |
191 565 |
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) |
250 |
||
займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев |
251 |
||
собственные акции, выкупленные у акционеров |
252 |
||
прочие краткосрочные финансовые вложения |
253 |
||
Денежные средства |
260 |
5 480 |
7 091 |
Прочие оборотные активы |
270 |
||
ИТОГО по разделу II |
290 |
292 268 |
307 141 |
БАЛАНС |
300 |
673 304 |
880 572 |