Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования - определить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь".
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия товарный знак;
- изучить подходы к определению рыночной стоимости товарных знаков;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………………5
1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………….5
1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК……………………..13
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…….20
II ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…………………………………………………………………………….26
2.1 ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА……………………………………………………………………………..26
2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….29
2.3 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….31
III ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"………………………………………………………………………..39
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"…………………………….39
3.2 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ……………………………….…….41
3.3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ РОЯЛТИ………………………………………………….......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….….49
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….51
По результатам формальной экспертизы заявителю сообщается либо о принятии заявки к рассмотрению, либо об отказе в принятии ее к рассмотрению. В случае принятия заявки к рассмотрению, проводится экспертиза заявленного обозначения. На этой стадии проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным Законом о товарных знаках.
По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака либо об отказе в его регистрации. В первом случае, после уплаты заявителем установленных государственных пошлин, осуществляется регистрация товарного знака и выдача свидетельства.
Если заявитель не согласен с решением экспертизы заявленного обозначения, он может в течение 3-х месяцев с даты получения решения обжаловать его в Палате по патентным спорам Роспатента.
Заявка может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации товарного знака.
Срок стандартной процедуры регистрации товарного знака с момента подачи заявки до получения свидетельства о государственной регистрации составляетоколо 1 года. Так же возможна ускоренная регистрация, которая составляет около 6 месяцев.[19]
При этом, в случае наличия планов дальнейшего развития бизнеса не только в РФ, а и за рубежом, например, в странах СНГ или странах дальнего зарубежья, необходимо заранее проработать вопрос о целесообразности получения правовой охраны на свой товарный знак в установленном порядке в этих странах, путем регистрации своего обозначения в каждой из этих стран - в противном случае, может оказаться, что рынок какой-либо страны окажется закрыт из-за регистрации этого товарного знака, или сходного с ним до степени смешения обозначения, на другое лицо. [13]
Необходимое условие правовой охраны - новизна товарного знака. Сущность ее заключается в том, что представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки тех же самых или подобного рода изделий, которые по действующей классификации товаров и услуг относятся к тому же классу товаров.
Новым считается такой символ, который по своему содержанию не является идентичным или сходным с уже известными знаками, используемыми в обороте для аналогичной продукции. Степень новизны знака определяется путем сопоставления знака с подобными обозначениями.
Идентичным (тождественным) знаком признается такое обозначение, которое во всех своих элементах повторяет уже известный товарный знак, зарегистрированный или заявленный к регистрации, и относится при этом к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне.
Одноименная статья 1515 части 4 ГК РФ в основном ограничивается перечислением способов защиты: [1]
правообладатель вправе требовать изъятия и уничтожения контрафактных товаров, этикеток, упаковок с незаконно используемым товарным знаком или сходным с ним до степени смешения обозначением
аналогичное требование касается удаления товарного знака с материалов, сопровождающих выполнение работ и оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок
правообладатель вправе требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации от 10 тыс. до 5 млн. руб. по усмотрению суда, либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или двукратном размере стоимости права использования знака исходя из цены, взимаемой за правомерное использование знака.
Помимо перечисленных выше со ссылкой на ст.1515 ГК РФ способов защиты владелец товарного знака вправе требования признания своих прав на этот знак, восстановлении положения до нарушения права и пресечения дальнейших нарушений, возмещении причиненных убытков в полном объеме, а также публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации. [15]
Также владелец товарного знака может предпринимать самостоятельные превентивные меры, снижающие риск захвата его знака и незаконного использования.
К ним можно отнести, например, регистрацию целого "блока" вариантов знака с некоторыми изменениями, например, различающихся по дизайну, цветовой гамме и т.д., а также регистрация каждые несколько лет новой модификации знака, во избежание аннулирования по неиспользованию. Важна своевременная регистрация знака сразу же при открытии новой фирмы. Необходимо постоянно отслеживать и пресекать попытки конкурентов использовать знак.
При грамотном управлении товарным знаком его стоимость, а следовательно, и доходы владельца ТЗ существенно возрастают. Надежная охрана товарного знака, продуманная реклама, постоянная поддержка знака в силе, предотвращение нарушений прав его владельца гарантируют высокую репутацию товарного знака. И, самое главное, позволяют владельцу занять достойное место на рынке товаров и услуг, а также завоевывать все новые сферы сбыта своей продукции.
Отечественные и зарубежные специалисты отмечают все возрастающую роль товарных знаков в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью фирмы. С одной стороны это связано с тем, что ТЗ имеет практически неограниченный срок жизни вследствие возможности неоднократного продления его регистрации, а с другой стороны, получение и поддержка правовой охраны ТЗ дешевле, чем, например, патентов на изобретения. [11]
По Леонтьеву стоимость - лучший и один из универсальных показателей деятельности компании. Однако расплатой за универсальность стоимости можно считать сложность ее определения: со временем она изменяется, неодинакова для различных участников рынка и зависит от целей, с которыми они выступают. [8]
Прежде чем приступать к оценке рыночной или инвестиционной стоимости ТЗ, важно определить круг лиц, для которых понятна ценность товарного знака. Практика показывает, что товарный знак иногда "перерастает" бизнес. Его стоимость для потенциального инвестора может быть гораздо выше, чем при существующем использовании. В отчете об оценке инвестиционной стоимости объекта должны быть указаны критерии установления оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки. Эти критерии и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости устанавливаются на основании положений нормативных актов исходя из цели оценки и поставленных перед оценщиком задач. Согласно стандартам оценки, инвестиционная стоимость объекта оценки - это стоимость данного объекта, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях считают Якубова и Казаков. [9]
Инвестиционная стоимость объекта оценки для целей внесения в уставный капитал определяется в соответствии с инвестиционными ожиданиями собственника относительно доходности предприятия, в уставный капитал которого вносятся исключительные права на объект оценки, а не в текущем использовании. Не в контексте определения стоимости "действующего предприятия" (в международных стандартах оценки используется термин "goingconcern") и не в составе предприятия как имущественного комплекса пишет Леонтьев. [8]
По Татаурову оценка инвестиционной стоимости исключительных прав на товарный знак чаще всего осуществляется в следующих случаях. [11]
При внесении в качестве вклада в уставный капитал. При внесении прав на ТЗ в качестве вклада в уставный капитал фирмы, как правило, определяется инвестиционная стоимость товарных знаков. Величина денежной оценки вклада в уставный капитал не должна превышать стоимости, определенной оценщиком.
При слияниях и поглощениях стоимость ТЗ оценивается для установления стоимости товарных знаков, вовлеченных в соответствующую сделку. До 90% цены, приобретаемой в процессе поглощения компании, владеющей известным ТЗ, приходится на НМА. Решение о поглощении в основном основывается на оценке стоимости ТЗ с учетом инвестиционных критериев будущего собственника.
При определении условий передачи лицензий на ТЗ. Многие компании позволяют использовать свои товарные знаки дочерним фирмам и третьим лицам, ожидая при частичной уступке прав доходности, не меньшей, чем в бизнесе инвестора. Для определения условий оплаты за пользование ТЗ необходимо определить его стоимость с учетом критериев инвестирования собственника. И если сделки по купле/продаже товарного знака отдельно от всего предприятия все еще являются редкими, то практика заключения лицензионных договоров на использование товарных знаков распространена уже достаточно широко. Наибольшая активность наблюдается в пищевой промышленности, особенно в ликероводочной, кондитерской и мясомолочной отраслях, а также на рынке услуг.
При взаимодействии с инвесторами. В отдельных случаях к услугам по оценке ТЗ прибегают для обеспечения контактов с инвесторами или финансовыми аналитиками. Такая оценка подчеркивает значение товарного знака при управлении стоимостью бизнеса и определении перспектив роста стоимости акций.
Для управления стоимостью бизнеса и оптимизации налогообложения. Внутри компании оценки стоимости ТЗ используются при анализе результатов деятельности бизнес - единиц, что способствует учету менеджерами долгосрочных последствий принимаемых маркетинговых решений и эффективному управлению собственностью. В отдельных случаях механизм выплаты роялти по лицензионным соглашениям за использование ТЗ (в том числе зарубежными филиалами и представительствами) позволяет оптимизировать налогообложение компании.
Рыночная стоимость исключительных прав на товарный знак обычно оценивается в следующих случаях пишет Татауров. [11]
При приватизации предприятий (для государственных нужд). Обязательна оценка стоимости принадлежащих государству объектов в целях их приватизации, передачи в доверительное управление; при продаже, переуступке долговых обязательств.
Для целей судопроизводства (определение ущерба от фальсификации товаров и услуг). Оценка стоимости ТЗ нередко используется в судебных процессах для определения ущерба от незаконного использования ТЗ или его отдельных элементов третьими лицами, а также для определения стоимости активов при ликвидации имущества обанкротившихся компаний.
При национализации. Предполагается работа независимого оценщика, который должен определить рыночную стоимость нужного государству актива.
Для целей страхования. Для предотвращения последствий подделки товарного знака производители могут застраховать свой брэнд. При этом также потребуется оценка нематериальных активов для расчета страховой суммы и страховых взносов.
Весьма часто возникает необходимость выяснить сумму ущерба, нанесенного, так называемыми, "пиратами". Это особенно часто встречается при работе с алкоголем, сигаретами, кондитерскими изделиями и другими товарами массового потребления. Очевидно, что фальсификации подвергаются только известные брэнды, в раскрутку которых вложены немалые средства, падает репутация настоящего товара и его производителя, снижаются доходы, и ущерб становится весьма значительным. Чтобы избежать последствий противоправных действий в отношении брэнда и товарного знака, производители могут воспользоваться услугами страховых компаний. В этом случае потребуется оценка товарного знака (брэнда) для расчета страховой суммы и страховых взносов.
Оценка товарных знаков с целью залога при кредитовании предприятий. Выдача кредита под залог товарного знака возможна только для предприятия, имя которого широко известно не только на региональных, но и на международных рынках.
По Леонтьеву оценка брэндов и товарных знаков при кредитовании предприятий для внесения залога встречаются гораздо реже. Это связано с тем, что во-первых, банки очень настороженно относятся к нематериальным активам именно в силу их неосязаемости. Кроме того, могут возникнуть трудности с дальнейшей реализацией предмета залога. Выдача кредита под залог товарного знака возможна только для предприятия, имя которого широко известно не только на региональных, но и на международных рынках. В свою очередь, предприятия - владельцы таких брэндов не желают рисковать столь уникальным активом, так как основные фонды всегда можно приобрести еще раз, а вот заново создать мировой брэнд требует огромных денежных и временных затрат. [8]
Обоснование цены сделки по купле/продаже (уступке) товарного знака. Отчет об оценке, подготовленный независимым оценщиком, содержащий обзор отрасли с описанием основных конкурентов, а также обоснованный расчет стоимости товарного знака с применением нескольких методик, может стать серьезным аргументом на переговорах с потенциальными покупателями пишут Якубова и Казаков. [9]
Оценка товарного знака также пригодится, когда речь идет о продаже целого предприятия. Зачастую покупатели предпочитают "забывать" о существовании нематериальных активов. В то же время расчет реальной стоимости брэнда может значительно повлиять на конечную цену сделки.
Оценка стоимости товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара или фирмы производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг пишет Леонтьев. [8]
Экспертиза оценки данных объектов, проводится при переоценке активов компании, определении размера капитализации, продаже объекта, по договору франчайзинга, при передаче права использования торговой марки, при взносе в уставной капитал, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д. пишет Татауров. [11]
Оценка стоимости товарного знака и бренда - достаточно сложное дело, и все потому, что стоимость товарного знака и бренда включает в себя множество нюансов. Необходимо учитывать степень известности того или иного бренда или товарного знака. Оценка стоимости бренда тем точнее, чем глубже компанией оценщиком изучена история предприятия, а также чем лучше изучено положение данной компании на рынке. Оценка стоимости бренда или товарного знака зависит от отношения потребителя к данному торговому знаку (бренду). Оценку товарного знака, оценку бренда необходимо производить в том случае, когда данный бренд, товарный знак может зарабатывать деньги, другими словами, когда необходима защита от посягательств третьих лиц на данное имя (бренд). В некоторых случаях используются сложные методы оценки бренда или товарного знака, тогда такой оценкой бесспорно должны заниматься профессионалы. [4]