Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования - определить рыночную стоимость товарного знака ОАО "Волжский пекарь".
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия товарный знак;
- изучить подходы к определению рыночной стоимости товарных знаков;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………………5
1.1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………….5
1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК……………………..13
1.3 НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…….20
II ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА…………………………………………………………………………….26
2.1 ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА……………………………………………………………………………..26
2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….29
2.3 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА………………………………………………………………………….….31
III ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"………………………………………………………………………..39
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "ВОЛЖСКИЙ ПЕКАРЬ"…………………………….39
3.2 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ……………………………….…….41
3.3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА МЕТОДОМ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ РОЯЛТИ………………………………………………….......45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….….49
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….51
3. По форме представления товарной информации товарные знаки м. б. комбинированными, которые включают в себя буквенную, числовую, словесную, объемную и изобразительную информацию. [16]
4. По виду собственности владельца: индивидуальные, коллективные (присваиваются товару, который производится ассоциацией, объединяющей предприятия, заинтересованные в выпуске определённого товара; знак добровольного объединения предприятия). [14]
5. Знаки страны происхождения товара делятся на международные и национальные. [18]
6. Знаки соответствия или качества указываются на товарах в виде букв или цифр, обозначающих регламентирующий документ. Эти знаки м. б. национальными или транснацианальными. Транснациональные (региональные) - это знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. [18]
7. Предупредительные знаки - предназначены для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации опасных товаров. Они делятся: - предупреждающие об опасности; - предупреждающие о действиях по безопасному использованию. [14]
8. Экологические знаки - предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации. [16]
9. Компонентные знаки - указывают на содержание в товаре пищевых добавок или иных компонентов свойственных данному товару. Наиболее часто применяются компонентные знаки, обозначающиеся буквой Е с трех или четырех цифровым кодом. [17]
При использовании зарегистрированный товарный знак сопровождается буквой R в круге. Фирменные имена, фирменные знаки и товарные образы представляют собой маркетинговые обозначения и не обеспечивают юридической защиты от использования конкурентами, если не зарегистрированы как товарные знаки пишет Алексеев О.Л. [3]
Основное преимущество присвоения товарам индивидуальных марок - независимость репутации фирмы от факта принятия или непринятия рынком конкретного товара. Его рыночная неудача не наносит особого ущерба репутации производителя.
Положительные стороны стратегии присвоения единого марочного названия всем товарам - снижение издержек по выводу товаров на рынок из-за сокращения затрат на рекламу, обеспечивающую узнаваемость марочного названия и создание ему предпочтения. Более того, сбыт пойдет успешно, если имя производителя уже благоприятно воспринимается рынком считает Есипов В.Е. [7]
Использование товарных знаков важно как для продавцов, так и для покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак. В случае удовлетворения покупкой в следующий раз он будет руководствоваться просто товарным знаком.
Использование товарного знака преследует несколько целей. С точки зрения лица, заинтересованного в покупке, он служит ориентиром при выборе того или иного товара. Выбор основывается на ожидаемых свойствах товара, в этом случае функция товарного знака состоит в том, чтобы указывать покупателю на наличие того или иного качества товара пишет Татауров. [11]
Другой функцией товарного знака является выделение товара или услуг конкретного производителя из однородных товаров и услуг других производителей. Данную функцию товарный знак может выполнять лишь в том случае, если он обладает "различительной способностью". Потребителю трудно определить конкретного производителя среди многих, если производители имеют похожие символы. Наглядным примером отсутствия различительной способности могут служить наименования и символика двух фирм, занимающихся изготовлением мебели, у которых оказались похожими не только фирменные обозначения, но и фирменные наименования. В Санкт-Петербурге имеется мебельная фирма "Дима и компания", занимающаяся производством и реализацией мебели, и мебельная компания "Дмитрий". В телефонном справочнике Петербургской телефонной сети за 1998 г. "Весь Петербург" рекламные модули двух этих фирм расположены один над другим. Принимая во внимание, что в качестве фирменного обозначения и та, и другая фирма выбрала изображение мягкого дивана, можно сделать вывод, что потребителю трудно выделить нужного ему производителя только по фирменному обозначению указанных фирм, так как последние не обладают различительной способностью. [14]
Кроме того, что использование товарного знака выделяет товар конкретного производителя из однородных товаров и услуг других производителей, товарный знак позволяет определить источник происхождения товара, так как сведения о владельцах товарных знаков внесены в Реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве. Еще одной немаловажной функцией товарного знака является рекламирование. Товарные знаки благодаря связи с товарами дают обществу информацию о товарах и услугах, помогая стимулировать и сохранять спрос на них, а предприятию и товару обеспечивают широкую известность.
Замечено, что наличие товарного знака способно увеличить цену товара на 10 - 20 %. Однако создание престижного знака по силам достаточно крупным компаниям, которые могут выпускать качественные товары, поставлять их на различные рынки, а также нести значительные издержки при их продвижении считает Виноградова А. [6]
Успешным считается товарный знак, охотно покупаемый потребителями и торговыми организациями. Он способен увеличить долю рынка для фирмы, путем увеличения объемов продаж.
По Алексееву О.Л. сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. Право на товарный знак является абсолютным. Никто, кроме управомоченного лица не может пользоваться знаком. Любое использование знака другими лицами без согласия правообладателя, составляет правонарушение. Следует помнить, что действие права на товарный знак ограничивается: [3]
перечнем товаров, указанных в свидетельстве;
территорией страны регистрации;
сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.
Правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Так, статьей 6-bis Парижской конвенции предусмотрен льготный режим охраны "общеизвестных" знаков, к которым относятся обозначения, известные широким слоям потребителей благодаря большому объему их использования и интенсивной рекламе. Например, к общеизвестным относится знак "McDonald's", на рекламу которого в 1974-1979 гг. фирма затратила 57 млн. долларов. "Общеизвестные" знаки охраняются без регистрации, а в некоторых странах этим знакам предоставляется правовая охрана, выходящая за рамки тех товаров, для которых эти знаки используются. Одним из окружных судов США было признано сходство обозначений "Winston" и "Wilsons". Было подчеркнуто, что сигареты "Winston" появились в продаже в 1954 г. и их реклама активно ведется до настоящего времени. [17]
Определяя роль и место конкретного изготовителя на рынке, гарантируя качество продукции, товарный знак приобретает большую экономическую ценность, превращаясь в средство, способное не только информировать широчайшие круги потребителей, но и вырабатывающее у них автоматизм в приобретении товара определенного изготовителя. Появление товарных знаков, указывающих на производителя товаров, в основном, связано с периодом становления товарно-денежных отношений, когда ремесленники и мастеровые стали ставить отличительные знаки (клейма) на свою продукцию - оружие, кухонную утварь. В России определение понятия товарного знака в законодательстве впервые появляется в 1767 г., когда был принят Новоторговый Устав, содержащий правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Однако по мере использования товарных знаков все чаще стали появляться случаи фальсификации, когда дешевые подделки при наличия на них знака, сходили за изделия признанных мастеров. Чтобы остановить фальсификаторов, требовались юридические методы защиты. В России законом 1830 г., содержащим правила и способы клеймения товаров, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак, в том числе за подделку товара или клейма. Начиная с конца Х1Х в. был подписан ряд международных соглашений в области охраны промышленной собственности - Парижская конвенция 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков 1891 г. и т.д.
В настоящее время в России отношения, возникающие в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются целым рядом законодательных актов: Гражданским Кодексом РФ (ч.4), Законом от 22.03.1992 г. №948-1 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", Законом от 7.02.1992 г. № 2300-1 ФЗ "О защите прав потребителей", Уголовным кодексом РФ, международными соглашениями и конвенциями, участниками которых является Россия, а также рядом подзаконных актов. [12]
Владелец товарного знака имеет право проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным в Российской Федерации товарным знаком.
Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, а следовательно, это гарантирует покупателю приобретение товара именно того производителя, на которого он рассчитывает.
Нормы о предупредительной маркировке с указанием ее формы содержатся в законодательствах таких стран, как США и Япония. Закон Японии, в частности, рекомендует для привлечения внимания к знаку и предупреждения его потенциальных нарушителей сопровождать знак маркировкой в виде латинской буквы R или R в окружности или словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный знак". [15]
Кроме названных изображений в мировой практике получили распространение буквенные сочетания "ТM", а также слова "Trademark", "зарегистрированный знак", - "RegisteredTrademark" (Великобритания), "Marfuedepose" (Франция, Бельгия), "MarksRegistrada" (латиноамериканские страны). Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции. [17]
В Российском законодательстве на данный момент не установлен вид маркировки, поэтому отечественные производители используют либо знак R, либо надпись "Зарегистрированная торговая марка (товарный знак)". [3]
Товарный знак регистрируется Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент) на определенный срок. Можно продлить срок действия товарного знака. По общему правилу допускается возможность неограниченного многократного продления срока действия знака. [13]
Квалифицировать обозначение в качестве товарного знака может только один орган - Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). Такая регистрация означает государственное признание заявителя единственно правомочным владельцем. [12]
Право на товарный знак имеет территориальный характер, т.е. действует лишь на территории государства, где знак зарегистрирован.
Товарные знаки регистрируются на срок, указанный заявителем, но не более чем на 10 лет. Практика показывает, что срок охраны знака целесообразно выбирать максимальный, поскольку проще отказаться от применения знака, нежели продлить срок его действия. Продление связано с оформлением соответствующей документации, сроками рассмотрения, пошлиной, публикационным сбором. Продление срока действия свидетельства на товарный знак может быть произведено в течение последнего года срока его действия, но не позднее шести месяцев после него. [15]
Возможна регистрация обозначений в любых цветовых сочетаниях. Охрана в качестве товарных знаков предоставляется при условии, если заявленные на регистрацию обозначения удовлетворяют требованиям охраноспособности, определенным Положением о товарных знаках пишет Алексеев. [3]
Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Алексеева О.Л. считает, что сущность исключительного права владельца товарного знака (правообладателя) заключается в том, что он (владелец) имеет право беспрепятственно пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другим лицам. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются практически все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов в соответствии с гражданским законодательством. [3]
Сущность предоставления правовой охраны товарному знаку состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, с автоматическим исключением из числа пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение или обозначение, сходное с ним до степени смешения. Любое использование таких обозначений в гражданском обороте другими лицами без согласия владельца зарегистрированного товарного знака является нарушением его исключительных прав и может преследоваться в соответствии с действующим законодательством. [17]
Исключительное право на товарный знак возникает только в результате регистрации товарного знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте) пишет Алексеева О.Л.. [3]
В качестве основных этапов получения правовой охраны товарного знака товарного знака следует отметить следующие: [12]
После подачи в Роспатент надлежащим образом оформленных документов на регистрацию товарного знака в Патентном Ведомстве по поступившей заявке проводится формальная экспертиза и затем экспертиза заявленного обозначения.
В ходе проведения формальной экспертизы (в течение месяца с даты поступления заявки в Роспатент) проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям.