Оплата труда в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:11, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночной экономике и в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии нашей страны, существенно меняется и государственная политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработка (а так же различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время ( ежегодный отпуск, праздничные дни)…

Оглавление

1. Введение
2. Сущность заработной платы.
3. Системы оплаты труда.
4. Факторы, влияющие на выбор формы и системы оплаты труда.
5. Основы планирования заработной платы
6. Нетрадиционные системы оплаты труда
7. Хорошо ли работникам, получающим зарплату в конверте?
8. Оплата труда в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 164.00 Кб (Скачать)
  1. возможность диктовать условия заключаемых трудовых договоров;
  2. полный контроль над налоговой отчетностью;
  3. возможность привлекать лучших юристов к анализу прорех в законодательстве и защите своих интересов;
  4. значительно большие финансовые возможности у организации по сравнению с обычными физическими лицами;
  5. возможность заключать трудовые договора от лица «черных» юридических лиц, не имеющих никакого имущества или от лица юридических лиц, являющих резидентами, например, Британских Виргинских островов, для исключения работника возможности изыскать даже ту урезанную зарплату, которая указана в договоре.

    В то же время лица, действительно заинтересованные в уплате такого налога,- государство  и работник, в соответствии с существующим законодательством не имеют реальных возможностей влиять на величину уплачиваемого ЕСН:

    • работник в связи с боязнью потерять работу;
    • Государство в связи с отсутствием возможности приставить по налоговому инспектору к каждому окошечку, в котором выдают зарплату.

В результате государство теряет возможность  финансировать социальные функции, а работник право на достойную  пенсию, эффективную медицину и другие социальные гарантии.

Многообразие  налоговых ставок ЕСН, сложный порядок их исчисления и распределения между бюджетом и фондами делают проблематичной уплату ЕСН даже добросовественного налогоплательщика. Удачный опыт по введению единой, плоской налоговой ставки НДФЛ можно с успехом применить и к ЕСН.

Уплата  суммы налога отдельно в бюджет и отдельно в каждый из внебюджетных фондов приводит к значительным трудностям с уплатой ЕСН даже добросовестными налогоплательщиками. 
Ошибка с указанием одной цифры КБК приводит к ситуации, когда деньги реально поступили в распоряжение государства, но уплаченными не считаются. Идет нагрузка на налоговые органы, суды, вынужденные решать вопросы по возврату уплаченных платежей. Проблемы возникают у налогоплательщиков, которые честно пытаются платить налоги. Получается, что если налоги не платить, проблемы значительно меньше. Если ли вообще необходимость перегружать налоговый кодекс распределением сумм платежей между бюджетом м внебюджетными фондами или такое распределение можно сделать в другом законе – тоже вопрос для обсуждения.

Распределять  сумму уплаченного налога между получателями средств могут и должны налоговые органы. Главная задача – максимально упростить расчет и уплату налога добросовестным налогоплательщиком.

Принципы, которые необходимо положить в основу совершенствования ЕСН, для устранения всех вышеперечисленных проблем:

  1. Налоги взимать с тех лиц, которые обладают меньшими возможностями по уходу от налогообложения.
  2. Лучше всего, когда у налогоплательщика есть заинтересованность в уплате такого налога (например, если размер пенсии прямо связать с размером уплаченного ЕСН).
  3. Порядок взимания должен быть максимально простым.
  4. По возможности быть одинаковой для всех налогоплательщиков;
  5. Ставка налога должна по возможности быть низкой;
  6. Налог должен уплачиваться единым платежом и одним платежным поручением, для исключения ошибок налогоплательщиков;
  7. Если есть необходимость в распределении платежей по уровням бюджетной системы, лучше если такое распределение будет производить государственный орган, контролирующий сбор такого налога;
  8. Необходимо исключить возложение социальных функций на работодателя, например выплаты пособий. Бизнес должен нести единственную социальную функцию – платить налоги.
  9. Пособия людям должно платить государство.

По моему  мнению, кардинального решения проблемы «черных» зарплат нельзя добиться, используя только принцип государственного принуждения.

Пока  концепция, положенная в основу ЕСН, не будет выгодна как государству, так и работодателям, достичь  полного решения проблемы «черных» зарплат нереально.

Считаю, что достижение такого результата возможно при следующем подходе:

  • Плательщиком ЕСН должны быть работники;
  • Удерживать ЕСН в качестве налоговых агентов будут работодатели;
  • Выплаченная зарплата, безусловно, должна уменьшать налогооблагаемую прибыль работодателя.

Такой подход подталкивает работодателя показывать в расходах зарплату полностью. Одновременно государство получает возможность собирать ЕСН в полном объеме и финансировать ФОМС, ФСС и ПФ совершенно на другом уровне. Работник получит пенсионные начисления с реальной зарплаты сможет увереннее отстаивать свои права в спорах с работодателем. 
 

Оплата  труда в современных  условиях 

В настоящее время, характеризующееся  переходом от централизованной экономики  к рыночной, возрастает роль нормирования труда как элемента управления стабильностью экономического, социального и технического развития предприятия любой организационно-правовой формы - государственного, казенного, малого, акционерного и др. Это объясняется, прежде всего, повышением роли экономического фактора в складывающихся отношениях между работодателем (администратором, доверенным лицом м т.д.) и работником в процессе производства материальных благ (оказания услуг), получения прибыли и их распределения, а также усилением социальной направленности современного менеджмента.

При организации работы по нормированию труда в настоящее время необходимо учитывать особенности рыночной экономики применительно к сфере  трудовых отношений.

Прежде  всего, в условиях действия разнообразных  форм собственности, в том числе  и на труд, у работодателя и работника повышается экономический интерес к установлению обоснованных затрат рабочего времени н его использованию.

Работодатель  как собственник средств производства (или их части) стремится извлечь  максимальную прибыли от их применения посредством рационального использования труда работника с минимальными издержками, в т.ч. оптимальной численностью персонала, минимальными затратами рабочего времени при обеспечении высокого качества товара (услуг). Вот почему в странах с развитой рыночной экономикой на ряде фирм (их подразделений) создаются программы по нормированию труда, представляющие собой взаимоувязанные мероприятия, направленные на максимальное использование трудового потенциала всех работников путем расширения сферы нормирования, обеспечения высокого качества норм и нормативов, поддерживая их на необходимом уровне, формирования высококвалифицированных кадров специалистов-нормировщиков и др. Достаточно новой тенденцией является усиление координирующей деятельности централизованной службы нормирования труда в рамках всей фирмы, что связано с возрастающей потребностью установления равнонапряженных норм времени на одни и те же виды работ (функций) и необходимостью создания единой автоматизированной нормативно-информационной базы. В то же время широкое развитие получают консультативные службы по вопросам нормирования труда, созданию соответствующей отчетности, документации и т.п. По мере развития рыночных отношений вопросы нормирования труда все в большей степени связываются с социально-экономическими и социально-психологическими аспектами управления, ибо проблема повышения эффективности использования труда персонала остается самой острой.

Нормирование  труда оказывает существенное влияние  на решение многообразных социально-экономических  задач лишь в том случае, если на предприятии действуют прогрессивные нормы, учитывающие оптимальные организационно-технические, экономические, психофизиологические и социальные факторы.

У работника, реализующего свои трудовые способности, повышаются интерес в более эффективном использовании рабочего времени, и в то же время, требования нормальных условий труда и оптимальной его напряженности, установленной на базе объективно рассчитанных затрат.

Без нормативного регулирования рабочего времени по продолжительности, степени напряженности (интенсивности), организации рационального использования трудовых затрат не могут состояться рыночные отношения внутри предприятия любой формы, собственности и структуры управления.

Полная  экономическая самостоятельность  или свобода предпринимательства, характерная для рыночной экономики, наряду с выбором номенклатуры продукции (услуг), организационно-правовых форм и структур управления, финансового планирования и решения других хозяйственно-производственных вопросов, предполагает самостоятельность в установлении численности персонала, подборе кадров, выборе форм и систем оплаты труда и методов ее организации, в решении вопросов замены и пересмотра норм и других задач нормирования.

Это означает, что в современных условиях направление решения основных трудовых вопросов переносится на уровень предприятия.

Для предпринимательства важны точный учет и контроль издержек производства, в т.ч. на трудовые ресурсы, а также  повышение производительности труда  всех категорий работающих, прежде всего, за счет максимально рационального использования рабочего времени. Эти цели достигаются при помощи нормирования труда.

Зарубежные  специалисты отмечают, что при  внедрении нормирования труда предприниматели  получали значительный эффект, выражающийся в увеличении объемов выпуска и повышения качества продукции (услуг) при неизменных производственных мощностях, в росте прибыли за счет сокращения издержек, а также - социальный эффект: снижение текучести кадров, уменьшение числа трудовых конфликтов и т.п.

Для работников свобода предпринимательства в настоящее время в значительной мере выражается в самостоятельном выборе сферы приложения своих способностей путем оценки не только уровня квалификации, сложности труда и пр., но и учета продолжительности рабочего времени и степени интенсивности (напряженности) трудовой деятельности.

В то же время, рыночные отношения, предусматривающие  конкуренцию, зависят от ценообразования, саморегулирования рынка с учетом спроса - предложения и т.п. Свободные  цены, безусловно, не означают отсутствия учета затрат труда на единицу производственной продукции (услуги), что, в свою очередь, повышает необходимость установления обоснованных трудовых затрат при определении цены на нее, а, следовательно, экономическое значение нормирования.

Интерес к нормированию трудовых процессов, установлению необходимых затрат рабочего времени и его рациональному использованию повышается также при определении стоимости (цены) рабочей силы на рынке труда, где в рыночные отношения вступают работодатель и работник. Эти отношения регулируются на всех стадиях общественного воспроизводства путем формирования трудового потенциала (рабочей силы) и его использования и определяются формой собственности на средства производства и предметы производства и самой рабочей силой. Цена рабочей силы связана со многими аспектами переходного периода в экономике и зависит от многих факторов. Вместе с тем, при установлении цены труда на каждого работника на конкретном предприятии становится очевидной необходимость, наряду с оценкой его квалификации, сложности, условий, определении количества (продолжительности) рабочего времени, степени его напряженности, а также темпа работы, что не случайно является неотъемлемой частью оперативного нормирования на предприятиях (фирмах) стран с развитой рыночной экономикой.

Приведенные выше аргументы подтверждают значение организации и совершенствования  работы по нормированию труда на разных уровнях управления экономикой с  учетом условий переходного периода.

Однако, по мере перехода предприятий на новые  формы управления, реорганизации и т.п., на многих из них имеет место негативное отношение к нормированию труда, отрицание его роли при решении производственно-хозяйственных задач, вопросов ценообразования и т.п., а также сокращение и ликвидация служб, занятых организацией и нормированием труда персонала, сокращение подготовки и повышения квалификации кадров специалистов по труду. Причины такого положения имеют и объективный и субъективный характер.

Таким образом, в настоящее время требуется  создать условия для выполнения нормами затрат труда их основных функции -меры труда, меры вознаграждения за труд, эталона эффективности организации производства, труда и управления, критерия оценки уровня производительности труда, цены и качества продукции (услуги) - с учетом особенностей современного этапа развития экономики.

Информация о работе Оплата труда в современных условиях