Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:19, контрольная работа
Лизинговые операции с учетом их организационных особенностей могут быть отнесены к посредническим. Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. В отличие от обычной аренды лизинг предполагает участие в данных отношениях не только арендодателя и арендатора, но и третьей стороны — изготовителя (поставщика) оборудования.
Оперативный лизинг — это
договорные отношения, при которых
имущество передается лизингополучателю
на срок, существенно меньший
— срок договора обычно не превышает
2-6 лет;
— договор допускает расторжение со стороны
лизингополучателя в любое время;
— риски (утери, порчи предмета сделки,
риск не найти последующего лизингополучателя
и др.) лежат в основном на лизингодателе.
Для снижения рисков лизингодатель обычно
страхует имущество за свой счет, что увеличивает
его расходы по лизингу;
— из-за более высоких рисков и дополнительных
расходов лизингодателя ставки лизинговых
платежей, как правило, выше, чем при финансовом
лизинге;
— лизингодатель по своему усмотрению
приобретает имущество, а затем ищет лизингополучателя,
которому данное имущество необходимо
на условиях лизинга.
В связи с этим возникает задача приобрести имущество, которое пользуется в данное время наибольшим спросом на рынке. Однако риск принятия ошибочных решений и, как следствие, возможных потерь в этом случае выше.
Если действующие предприятия
испытывают недостаток финансовых ресурсов
для развития, им целесообразно обратить
внимание на такую форму, как возвратный
лизинг. По сути, он является разновидностью
финансового лизинга. Возвратный лизинг
используется в ситуации, когда у
предприятия имеется
Применительно к сектору рынка различают внутренний лизинг, когда все участники лизинговой операции действуют в одной стране, и международный, если кто-либо из партнеров является нерезидентом РФ. Различаются и другие формы лизинга, которые пока в России не практикуются.
Экономический эффект от лизинговых сделок во многом зависит от правильной организации этой операции. При финансовом лизинге исходным мотивом является обращение будущего лизингополучателя в лизинговую компанию или специализированный отдел банка с заявкой, в которой содержатся данные по виду имущества, его потенциальному поставщику, сроку сделки.
Лизингодатель анализирует финансовые возможности лизингополучателя осуществлять платежи, его кредитоспособность, оценивает спрос на продукцию, услуги, производимые с помощью лизингового имущества, продолжительность договора, периодичность платежей, остаточную стоимость и другие вопросы сделки. При положительных результатах предварительной аналитической работы стороны переходят к заключению договора поставки и лизингового соглашения, в которых предусматриваются их права, обязанности и ответственность. Важным элементом договора являются лизинговые платежи.
Необходимым этапом является
страхование всех видов рисков. Оно
может осуществляться за счет средств
лизингодателя или
— амортизационные отчисления
за весь срок действия договора;
— комиссионное вознаграждение лизингодателя
за предоставленные кредитные ресурсы;
— плата за дополнительные услуги лизингодателя
или поставщика в соответствии с договором;
— компенсация платы лизингодателя за
использованные им заемные средства при
недостатке его собственных ресурсов;
— стоимость выкупаемого имущества, когда
по договору предполагается выкуп, а остаточная
стоимость включена в виде долей в лизинговый
платеж.
В соответствии с условиями
договора поставщик отгружает имущество
лизингополучателю, который оформляет
акт о его приемке и тем
самым приобретает право
В России финансовый лизинг начал развиваться высокими темпами в 90-х годах. В октябре 1994 г. была образована «Российская ассоциация лизинговых компаний», учредителями которой явились «Балтлиз» (г, Санкт-Петербург), «Лизингбизнес» (г. Москва), «Промстройлизинг» (г. Москва), «Сибирский лизинг» (г. Омск), Российско-Американский инвестиционный банк «РАИБ» (г. Москва) и другие лизинговые компании. В 1996 г. функционировало уже примерно 30 лизинговых компаний. Активное участие в лизинговых операциях принимали и коммерческие банки. Так, начиная с 1994 г. стоимость имущества, переданного банкам в лизинг, увеличилась за два года с 7 млрд. руб. до 455,7 млрд. руб., т.е. в 35 раз. В целях развития лизинговых операций коммерческие банки начали формировать дочерние лизинговые компании, в частности Сбербанк РФ создал Российско-германскую лизинговую компанию «РГ Лизинг».
В значительной
мере расширению лизинга способствует
система налоговых льгот для
его участников, предусмотренная
российским законодательством и
другими нормативно-правовыми
Кроме налоговых льгот, предусматривается
проведение амортизации по лизинговому
имуществу. Так, в целях создания
финансовых условий для внедрения
в производство научно-технических
достижений, обновления и развития
машин, оборудования, транспортных средств
можно применять метод
Динамика развития лизинговых операций определяется также и тем, насколько они привлекательны для его участников.
С точки зрения лизингополучателя, такие операции имеют ряд преимуществ по сравнению с долгосрочной банковской ссудой (см. рис. 16.2).
В то же время лизинг имеет определенные недостатки для лизингополучателя: более высокую стоимость по сравнению с обычным кредитованием; потери при росте лизинговых платежей в результате инфляции; сохранение размера лизинговых платежей до конца договора независимо от морального старения имущества.
Интерес коммерческих банков к лизинговым операциям объясняется следующими обстоятельствами:
— конкуренция на рынке
традиционных услуг толкает банки
к поиску новых выгодных вложений
средств;
— лизинг имеет реальное материальное
обеспечение в виде движимого имущества,
находящегося в собственности лизингодателя,
поэтому реализация имущественных прав
существенно упрощается по сравнению
с залогом;
— лизинговые операции имеют более высокий
уровень рентабельности по сравнению
с долгосрочным кредитованием;
— развивая лизинг, банки имеют возможность
расширить круг надежных клиентов и повысить
качество их обслуживания;
— учитывая долгосрочный характер лизинговых
операций, банк получает стабильный доход
в течение длительного времени;
— наличие системы льгот по налогообложению.
Однако важно учитывать, что лизинг — это банковская операция с достаточно высоким уровнем риска. Степень риска особо возрастает при оперативном лизинге. Кроме того, лизинг является капиталоемким видом бизнеса, и лизинговые компании заинтересованы в широком привлечении заемных средств. Поэтому коммерческим банкам целесообразно участвовать в лизинговых операциях не только непосредственно (организация лизингового отдела, управления в банке), но и опосредованно, кредитуя лизинговые компании, формируя дочерние компании и тем самым воздействуя на масштабы, направления и конкретные виды лизинга.
ФАКТОРИНГ
Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, направленной на решение проблемы недостатка оборотных средств клиента для осуществления расчетов с его партнерами.
В классическом варианте факторинг
представляет собой многоцелевую операцию,
связанную с краткосрочным
Мировой опыт свидетельствует, что в 60-х годах XX столетия факторинговые операции стали постепенно вытеснять коммерческий кредит на основе векселей. Особенно быстро факторинг развивался в 80-х годах, когда за 10 лет оборот по нему вырос в Италии в 74 раза, в Испании — в 14, в Великобритании и во Франции — в 7,5 раза («Экономика и жизнь», № 27, июль 1996 г., Приложение, стр. 9).
В России после публикации письма Госбанка СССР «О порядке операций по уступке поставщиком банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги» (№ 252 от 12.02.89 г.) стало возможным проведение факторинговых операций коммерческими банками. Право банков на данный вид деятельности («приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме») зафиксировал Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РФ» (ст. 5, пункт 6 — Сделки). Несколько ранее, в 1988 г., Промстройбанк СССР в порядке эксперимента создал факторинговые отделы и начал проводить операции. Позже к нему присоединились и другие коммерческие банки. Однако первый опыт факторинга оказался не совсем удачным и выявил ряд проблем:
— проводимые банками операции
дисконтирования платежных
— недостаточное внимание уделялось работе
по привлечению средств под факторинг,
в частности вкладов граждан, средств
хозяйственных структур. По причине определенной
обособленности факторинговых отделов
этот вопрос приобрел особое значение;
— анализ структуры средств, использованных
по факторингу выявил их нерациональное
размещение, поскольку свыше половины
ресурсов направлялось на выдачу заработной
платы работникам предприятий, что отрицательно
сказывалось на оборачиваемости средств;
— практика факторинговых операций российских
банков показала, что необходимо формировать
резервный фонд для обеспечения обязательств
отдела перед клиентами и покрытия возможных
убытков по операциям.
В середине 90-х годов поднялась новая волна интереса коммерческих банков к факторинговым операциям. Так, с июля 1996 г. был подписан договор между банком «Российский кредит» и 48 торговыми предприятиями Москвы о передаче дебиторской задолженности. Фактически «Российский кредит» предложил клиентам комплексное обслуживание по финансовому обеспечению сбыта продукции и расчетам с потребителями. Международный институт унификации частного права принял в 1988 г. Конвенцию о международном факторинге, в которой определил основные критерии факторинга:
— осуществление кредитования
в форме предварительной оплаты
деловых требований;
— ведение бухгалтерского учета поставщика,
в том числе учета реализации продукции,
работ, услуг;
— инкассирование задолженности поставщика;
— страхование поставщика от кредитного
риска.
Операция относится к факторингу, если она отвечает хотя бы двум из указанных критериев. В зависимости от состава участников сделки, ее предмета можно выделить различные виды факторинга. Так, при обслуживании задолженности клиентов по расчетам за товары, работы, услуги участниками факторинга являются:
— факторинговый отдел коммерческого
банка или специализированная факторинговая
компания, которые организуют операцию;
— поставщик продукции;
— покупатель продукции.
В зависимости от вида задолженности различают факторинг поставщика и факторинг покупателя.
Предметом факторинга поставщика является дебиторская задолженность по расчетам с его покупателями. Это наиболее популярная форма факторинга. Покупка долговых обязательств у поставщика позволяет ему разрешить проблему с недостатком денежных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, рационализировать структуру его баланса, снизить риски неплатежа, ускорить денежный оборот.