Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 01:17, реферат
Современная экономика настоятельно требует единства нормативных предписаний для составления финансовой отчетности, того «языка бизнеса», на котором способны общаться предприниматели всего мира независимо от национальности, государственной принадлежности и других частностей.
Введение……………………………………………………………………………..3
§1. Предпосылки и условия реформирования бухгалтерского учета в России...4
§2. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета.
Направления реформирования…………………………………………………8
§3. Проблемы реформирования…………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………...16
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Предпосылки и условия реформирования бухгалтерского учета в России...4
§2. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета.
Направления реформирования…………………………………………
§3. Проблемы реформирования…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современная экономика настоятельно требует единства нормативных предписаний для составления финансовой отчетности, того «языка бизнеса», на котором способны общаться предприниматели всего мира независимо от национальности, государственной принадлежности и других частностей.
Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний. В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Ведь, например, по словам аналитика банка «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) Д.-П. Смита иностранные инвесторы «не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности». Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учёта в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер. Например, в рамках ЕС эта работа осуществляется уже около 40 лет.
§1. Предпосылки и условия реформирования бухгалтерского учета в России
Почему возник вопрос о целесообразности и необходимости использования международных стандартов в России?
Во-первых, формирование отчетности в соответствие с МСФО является одним из важных шагов, открывающим российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется предоставленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и соответственно будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.
В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако это означает, что компания попадет в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.
Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. В частности, использование международных стандартов дает возможность рационализировать и оптимизировать информационные системы компаний.
С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Не случайно неотъемлемой частью МСФО является документ «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности», определяющий, среди прочего, на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественные характеристики финансовой информации, делающие ее полезной этим пользователям.
Полезность информации, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что Лондонская, Франкфуртская, Цюрихская, Люксембургская, Амстердамская, Римская, Гонконгская и ряд других фондовых бирж допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. Еще в 1995 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) объявила о своем намерении рекомендовать признавать МСФО для целей листинга на всех международных рынках (включая Нью-Йоркскую и Токийскую фондовые биржи) после определенной доработки отдельных стандартов.
Зарубежные компании, подготавливающие свою публичную финансовую отчетность в соответствии с МСФО или исходя из них: «Roche» (Швейцария), «Renault» (Франция), «Deutsche Bank» (Германия), «Bayer» (Германия), «Fiat» (Италия), «Nestle» (Швейцария), «Nokia» (Финляндия), «Union Bank of Switzeland» (Швейцария). В России можно привести в качестве примера ОАО «ЛУКОЙЛ», Корпорацию «ИРКУТ», АК «АЛРОСА».
В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.
В-четвертых, использование МСФО закладывает основу для укрепления и расцвета бухгалтерской профессии, расширяет круг полномочий, обязанностей и, как следствие, знаний и навыков. Это, в свою очередь, заставит каждого бухгалтера переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре, а общество в целом – осознать значение бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики.
Применение МСФО не цель, а средство преобразований; весьма важное и эффективное, но лишь одно из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
«Внедрение» МСФО – не одномоментное изменение всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов является постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, что недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устраняются постепенно, последовательно, в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.
Невозможность перехода на МСФО «в один день» была обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребовались коррективы в законодательстве (гражданском, налоговом), а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Требовалось также переобучение и переаттестация бухгалтерских работников (а их в начальный период реформы по некоторым оценкам было около 3 млн. чел.) и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Эти и другие вопросы были основой для решения масштабных задач. Однако без их решения переход к МСФО мог бы оказаться просто фикцией.
Также важный аспект в использовании МСФО – что вкладывать в понятие «внедрение стандартов», как представлять практический переход к ним. При использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация. Нельзя просто проигнорировать национальные особенности страны, так как на основе их в любой стране, не только в России, складываются свои представления о бухгалтерском учете, его целях и задачах. И потом, большинство развитых стран с собственными богатыми традициями бухгалтерского дела (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия) принимают национальные стандарты. Очень малая доля стран принимает МСФО в качестве национальных стандартов.
В свете мирового опыта перевод российского учета на МСФО нельзя понимать как непосредственное внедрение этих стандартов в практику отечественных организаций. Использование международных стандартов в России заключается, прежде всего, в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что обеспечивает общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями.
§2. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета. Направления реформирования
Сегодня российский бухгалтерский учет переживает важный и интересный период – постепенное сближение с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Для этого федеральные органы приняли ряд важных решений: Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденную постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г.; закон «О бухгалтерском учете»; постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 910 и др. Определенными этапами в данном процессе стал переход к учету по так называемому методу начислений, развитие идей учетной политики, изменение форм бухгалтерской отчетности, введение отчета о движении денежных средств, новый порядок составления сводной отчетности, обеспечение открытости (публичности) отчетности, развитие института независимого аудита и др.
Согласно с программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1998 г. №283, основной целью реформирования бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требования рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:
• формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
• обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
• оказание методической помощи организации в понимании и внедрении управленческого учета.
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:
1. законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства Российской Федерации);
2. формирование нормативной базы (стандартов);
3. методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
4. кадровое обеспечение
(формирование бухгалтерской
5. международное сотрудничество.
Для выполнения задач по каждому направлению было намечено осуществить следующие меры.
1. Подготовить необходимые
изменения и дополнения в
2. Разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учтенных стандартов, а также новый План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций.
3. Разработать:
- методические указания
(инструкции и рекомендации) по
бухгалтерскому учету в
- подготовить типовые
методические рекомендации по
организации бухгалтерского
- пересмотреть регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
- пересмотреть первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов.
4. Для улучшения кадрового обеспечения должны:
- быть пересмотрены
программы обучения
а) начального (бухгалтер-счедовод);
б) среднего (бухгалтер-техник);
Информация о работе Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации