Задачи реформирования бухгалтерского учета в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:03, реферат

Краткое описание

Процесс реформирования российского бухгалтерского учета имеет уже собственную историю, свои этапы и соответствующие каждому этапу наиболее актуальные проблемы, требующие своего осмысления и наиболее эффективного решения. Часть этих проблем была успешно решена, в то время как другая часть не только не нашла своего адекватного решения, но и вызвала целый ряд вытекающих из них дополнительных проблем и спорных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Задачи реформирования бухгалтерского учета в РФ.docx

— 25.81 Кб (Скачать)

ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

 

Процесс реформирования российского бухгалтерского учета имеет уже собственную  историю, свои этапы и соответствующие  каждому этапу наиболее актуальные проблемы, требующие своего осмысления и наиболее эффективного решения. Часть этих проблем была успешно решена, в то время как другая часть не только не нашла своего адекватного решения, но и вызвала целый ряд вытекающих из них дополнительных проблем и спорных ситуаций.

Официальным началом процесса реформирования учета в России следует считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 г.  № 3708-1.

В этом документе цель реформирования бухгалтерского учета была сформулирована так - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

В декабре 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России была одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

В этой Концепции на основе проведенного детального анализа российской и международной практики и тенденций развития бухгалтерского учета были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10–15 лет.

В целях более активной реализации положений Концепции в 1998 году Министерством финансов Российской Федерации была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Главной задачей этой Программы являлось согласование национальных положений по бухгалтерскому учету с МСФО и требованиями рыночной экономики, в целях создания приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

В соответствии с данной Программой, Министерством финансов Российской Федерации были разработаны основные направления развития системы бухгалтерского учета до 2010 гг. В этом документе были определены следующие основные направления и определены стратегические задачи развития российской системы бухгалтерского учета:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
  • создание совместимой с МСФО системы бухгалтерского учета, учитывающей потребности предприятий в зависимости от структуры собственности и объемов работы на рынках капитала;
  • обеспечение возможностей внедрения МСФО в качестве единственно допустимого формата финансовой отчетности для эмитентов ценных бумаг и других заинтересованных предприятий;
  • развитие бухгалтерской профессии в качестве активного участника процесса регулирования российского бухгалтерского учета;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

На  этом этапе реформирования Российского  учета возникла неожиданная проблема, связанная с реструктуризацией  Комитета по МСФО, изменением его устава, целей и задач функционирования и, как следствие, – изменением самих  стандартов МСФО. В период с 2000 по 2004 год Совет

по МСФО пересмотрел основные положения отдельных существующих ранее стандартов IAS (International Accounting Standards) и отменил действие ряда из них, и приступил к разработке нового поколения стандартов МСФО – IFRS (International Finantional Reporting Standards). Одновременно с переработкой стандартов подверглись серьезному пересмотру и положения интерпретаций SIC и IFRIC.

В этих условиях в России возник вполне обоснованный вопрос, на какие стандарты следует ориентироваться при переходе на МСФО? Длительное рассмотрение данного вопроса значительно затормозило внедрение МСФО в практику Российских предприятий и организаций.

Для решения возникших проблем и определения точки зрения государственных органов на проблемы реформирования учета, в июле 2004 г. Минфином России была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу и подробный план ее

реализации, четко устанавливающий приоритет реформы.

Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочный период были признаны:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Концепция декларировала постепенный переход на МСФО с учетом возможностей и готовности профессиональной среды, а также органов государственной власти.

Как следует из текста Концепции, для внедрения МСФО в практику российского бухгалтерского учета государственным органам совместно с бухгалтерским и аудиторским профессиональными сообществами необходимо решить целый ряд задач:

  • преодолеть существующие противоречия в принципах формирования финансовой отчетности в соответствии с национальными и международными правилами;
  • разработать необходимую инфраструктуру применения МСФО;
  • определить, какие стандарты будут официально признаны к применению на территории РФ;
  • обеспечить профессиональную переподготовку бухгалтеров и пользователей отчетности по МСФО;
  • организовать надлежащий мониторинг применения МСФО для выявления факторов, требующих совершенствования и поддержки составителей и пользователей со стороны государственных органов и профессиональных организаций.

В рамках реализаций положений Концепции с 2005 г. все кредитные организации перешли на составление отчетности в соответствии с нормами МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации являлось создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 25 февраля 2011 г. № 107 было утверждено «Положение о признании международных  стандартов финансовой отчетности и  разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

При этом под признанием документов международных  стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа  международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, заключающийся  в последовательном осуществлении  следующих действий:

а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

б) экспертиза применимости документа  международных стандартов на территории РФ;

в) принятие решения о введении документа  международных стандартов в действие на территории РФ;

г) опубликование документа международных  стандартов.

В декабре 2011 года состоялось официальное  опубликование и вступление в  силу на территории РФ Международных  стандартов финансовой отчетности и  Разъяснений к ним, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н и по согласованию с Федеральной  службой по финансовым рынкам и Центральным  банком Российской Федерации.

Таким образом, МСФО непосредственно введены  в систему российского законодательства и в случаях, предусмотренных  соответствующими актами, имеют прямое действие, а в определенных случаях  МСФО будут заменять собой российские положения по бухгалтерскому учету  и отчетности, использоваться при  их разработке и формировании учетной политики организаций. Официальное вступление в силу МСФО в России автоматически активирует требования закона о консолидированной отчетности (№ 208-ФЗ от 27.07.2010), согласно которому организации составляют, представляют и публикуют консолидированную

Финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т.е. начиная с отчетности за 2012 год.

Также очередным шагом к сближению с международными стандартами финансовой отчетности является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года, вступивший в силу с 1 января 2013 года. Он отменил Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Целью введения нового закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету и отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Однако нормативно-правовой механизм им предусмотренный заработает только после утверждения федеральных и отраслевых стандартов.

В отличие от предыдущего, новый закон  предусматривает ведение бухгалтерского учета в полном объеме всеми организациями, в том числе применяющими специальные  налоговые режимы.

В декабре 2011 года был опубликован План Министерства финансов Российской Федерации на 2012–2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденный приказом Минфина России от 30.11.2011 г. № 440. В соответствии с этим Планом в России к 2016 г. планируется разработка на основе МСФО новых нормативно-правовых актов в области учета и отчетности, а также завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО. Особое внимание уделено в нем и проблемам развития бухгалтерской профессии в части развития саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг и введению системы аттестации и ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.

Несомненно, за период 2011–2012 гг. проделана огромная работа в части решения задач, определенных Концепцией бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Тем не менее,  по-прежнему не решен огромный перечень проблем, связанных с согласованием положений МСФО с требованиями Гражданского и Налогового Кодексов России в части признания в отчетности отдельных хозяйственных операций. Нельзя не признать и острейшую потребность практикующих учетных работников в получении соответствующих методик и разъяснений по наиболее сложным вопросам МСФО в целях единообразного формирования отдельных показателей отчетности. Большой ряд вопросов возник и в связи с выбором Минфином РФ в 2011 году для применения в России МСФО в редакции официального перевода 2009 года. Эта проблема особенно актуальна для организаций, котирующих свои акции за рубежом, т.к. согласно действующим правилам они должны представлять свою отчетность по МСФО в последних редакциях. Вызывает непонимание и процедура экспертизы МСФО Фондом НСФО («Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»), т.к. в реальности все МСФО в редакции официального перевода 2009 года и были одобрены к применению в России без каких-либо исключений и уточнений.

В заключение следует отметить, что перечисленные  задачи и проблемы, связанные с реформированием Российского учета, требуют своего разрешения не только со стороны государственных органов, но и со стороны профессионального сообщества бухгалтеров, что и является залогом успешной реализации реформы.


Информация о работе Задачи реформирования бухгалтерского учета в РФ