Назначение и методы составления сводной бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Сводная отчетность в традиционном ее понимании – отчетность министерств и ведомств, основной целью которой является предоставление государству в лице соответствующих органов исполнительной власти возможность оценить результаты деятельности подчиненных организаций. Как правило, такая отчетность:

- отражает средние показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли;

- содержит значительное количество статистических показателей. Основными методами подготовки отчетности являются статистические методы группировки и сводки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности);

- является материалом для составления отраслевых и народнохозяйственных государственных планов экономического развития.

Файлы: 1 файл

КУрсовая работа БФО.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской  деятельности.

    Как показывает отечественная и мировая  практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

    Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой  проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

    а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

    б) четкие правила независимости аудиторских  организаций и аудиторов;

    в) непреложное следование аудиторских  организаций и аудиторов Кодексу  профессиональной этики;

    г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

    д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

    е) контроль качества работы аудиторских  организаций и аудиторов со стороны  прежде всего профессиональных общественных объединений;

    ж) эффективная система государственно-общественного  надзора за аудиторскими организациями  и аудиторами.

    Наряду  с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

    Развитие  бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности, определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности. 
 

     1.2 Положения по бухгалтерскому  учету, применяемые  при составлении  сводной бухгалтерской  отчетности 

     Состав и формы выходной бухгалтерской информации регламентируются нормативными актами, в частности:

  • Гражданским Кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 27.07.2010 г.  № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», который  устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Федеральным законом  от 21.11.1996 г. № 129 ФЗ « О бухгалтерском учете»
  • Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации;
  • Приказом Минфина РФ от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности»
  • Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 N 101"О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.12.1996 N 1209)
  • Приказом Минфина РФ от 30.12.1996  № 112 «О методических рекомендациях по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности» (в ред. приказа №36н от 12.05.1999 г.
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
  • Международными стандартами финансовой отчетности  - 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» и др.нормативные акты.
 
  1. Назначение и методы составления сводной бухгалтерской отчетности
 

    В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, кроме собственного бухгалтерского отчета, составляется сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    Таким образом, категория «сводная бухгалтерская отчетность» относится к организациям, имеющим дочерние и зависимые общества. Такие организации составляют:

    собственный бухгалтерский отчет;

    сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов дочерних и зависимых обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    Организации, имеющие филиалы представительства  и иные структурные подразделения, в том числе выделенные на отдельный баланс, должны включать показатели их деятельности в бухгалтерскую отчетность и составлять единый бухгалтерский отчет.

  Кроме того, существует сводная бухгалтерская  отчетность групп взаимосвязанных предприятий. Такая отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации, ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации. Группа предприятий может быть сформирована по принципу вертикальной интеграции, когда между предприятиями, входящими в нее, существуют материнско-дочерние отношения, и по принципу горизонтальной интеграции, когда группа состоит из равноправных предприятий, которые объединяются для достижения какой-либо хозяйственной цели и назначают единый управляющий орган.

    Предприятия, входящие в группы, имеют тесные экономические связи, проводят согласованную финансовую, производственную и маркетинговую политику, совместно действуют на рынке товаров и услуг и их операции фактически находятся под единым контролем, потребители экономической информации в настоящее время проявляют все больший интерес к результатам деятельности группы предприятий в целом. В этих условиях перед бухгалтерским учетом как информационной экономической системой ставится задача представления пользователям информации о финансово-хозяйственной деятельности группы. Важнейшим источником такой информации становится консолидированная отчетность. Этот вид отчетности относительно новый как в отечественной, так и в мировой практике в целом.

  Основным  признаком группы предприятий является наличие единого контроля над активами и операциями всех предприятий, входящих в группу. Под контролем здесь понимается возможность оказания решающего влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, возникающая вследствие распоряжения контрольным пакетом его акций либо наличия договора или иного основания, дающего право назначать большую часть руководства предприятия и влиять на принимаемые им решения. Этот тип контроля можно определить как контроль-влияние.

    Вместе  с тем под контролем может  также пониматься возможность осуществлять наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и ее проверку на соответствие определенным нормам (требованиям нормативных актов, требованиям руководства и т. п.). Такой тип контроля можно определить как контроль-проверка. Для целей составления консолидированной отчетности контроль понимается в более узком смысле. В частности, под контролем понимается управление головным предприятием финансово-хозяйственной деятельностью дочернего предприятия с целью извлечения экономической выгоды из результатов   его   деятельности   (контроль-управление). Источником возникновения контроля-управления, как правило, является контроль-влияние, следствием осуществления контроля-управления является контроль-проверка.

    Консолидированная отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерских отчетов взаимосвязанных предприятий, входящих в одну группу, и характеризует имущественное и финансовое положение группы предприятий в целом на отчетную дату, а также финансовый результат деятельности группы за отчетный период.        Таким образом, консолидированная отчетность является специфической, нетрадиционной формой бухгалтерской отчетности, поскольку она: 

  содержит  информацию об имущественном и финансовом положении группы взаимосвязанных предприятий, то есть нескольких юридических лиц, а не одного юридического лица, что выходит за рамки принципа имущественной обособленности;

    составляется  на основе данных отчетности предприятий  группы, а не бухгалтерского учета Консолидированный учет по группе не ведется. 

    В методических рекомендациях выделяют четыре группы, когда сводная (консолидированная) отчетность не составляется.

  1. Отсутствие контроля. Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность в случае, когда голосующие акции (доля в уставном капитале) дочернего общества или зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи, либо в случае, когда головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

    2. Несоответствие требованиям существенности  и рациональности. Данные о дочернем обществе, а также данные о зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы либо включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности.

    3. Подконтрольность головного предприятия другой организации. Дочернее общество, которое, в свою очередь, выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность, если 100% его голосующих акций (уставного капитала) принадлежат другой головной организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности, либо 90% или более его голосующих акций (уставного капитала) принадлежат другой головной организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.

  4. Различная деятельность. Стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе, являющемся банком или иной кредитной организацией, может отражаться в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения вложений в зависимое общество.

    Кроме того, сводная отчетность не составляется, если у головной организации только зависимые общества.

  Основной  целью сводной отчетности группы взаимосвязанных предприятий является представление пользователям информации о группе как о едином хозяйственном субъекте, Методическими рекомендациями выделяются следующие требования к сводной отчетности группы:

  полнота отчетности. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ, за исключением случаев, не предусмотренных Методическими рекомендациями;

  единство  методов оценки статей отчетности. При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ;

    единая  отчетная дата и единый отчетный период. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату. В случае невозможности составления промежуточной бухгалтерской отчетности дочернего общества в сводную бухгалтерскую отчетность включаются данные бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной на иную отчетную дату, при условии, что расхождение между отчетной датой сводной бухгалтерской отчетности и отчетной датой бухгалтерской отчетности дочернего общества не превышает трех месяцев;

Информация о работе Назначение и методы составления сводной бухгалтерской отчетности