Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:23, реферат
Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет на предприятии - важнейшее звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности. На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.
Бухгалтерский учет позволяет
представить полную картину имущественного
и финансового состояния
Значение бухгалтерского учета, как одного из средств управления современным предприятием, определяется прежде всего тем, что он является одним из источников экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений. За правильное и полное представление этой информации и отвечает главный бухгалтер.
Важнейшими функциями бухгалтерского учета на предприятии являются следующие:
1. Функция контроля за
процессом производства и за
реализацией продукции:
2. Функция обеспечения
сохранности ценностей:
3. Информационная функция:
достигается непрерывностью и
документированностью
4. Функция обратной связи:
реализуется путем налаженного
сбора и анализа информации
о хозяйственных средствах и
хозяйственных процессах.
5. Аналитическая функция:
позволяет оценить
Все перечисленные выше функции
достаточно легко программируются
на персональном компьютере, поскольку
бухгалтерский учет имеет свой специфический
язык кодировки хозяйственной
Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством. Главные из них состоят в следующем:
-предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, а также о нарастающем дефиците денежных средств;
-осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;
- контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;
-отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
- нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;
-выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы полный и точный баланс, а также другую финансовую отчетность предприятия.
Ответственность перед руководством предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер. Он является ключевой финансовой персоной на предприятии и ему приходится решать всевозможные задачи.
Первая из них по важности и профессиональной принадлежности — это организация, управление и контроль за повседневной учетной работой.
Для успешного решения
финансово-экономических
1 РОЛЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия.
Условия, необходимые для достижения прогнозируемого финансового результата:
- ведущая роль главного бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя;
-четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами;
- деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;
- выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.
Первый (ключевой) фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых платежей — это ведущая роль главного бухгалтера на предприятии и его партнерские взаимоотношения с руководителем. Правовой основой этих взаимоотношений является Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ, где в статье 7 регламентируются права и обязанности главного бухгалтера на предприятии.
Второй важнейший элемент
общей экономической политики предприятия
— это взаимоотношения
Участие главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки и прогнозируемую величину финансового результата. Сложность формирования отношений с поставщиками, покупателями, кредитными и страховыми организациями часто возникает из-за отсутствия достоверной информации об их финансовой устойчивости. К сожалению, получить ее весьма сложно. Данная проблема не нова, она непросто решается и за рубежом. Там установились следующие традиции:
1) работать только с известными и проверенными клиентами;
2) страховать предпринимательские риски;
3) использовать информацию банков о финансовом состоянии предполагаемых дебиторов и кредиторов. По договорам со своими клиентами банки предоставляют им такие сведения по своим информационным сетям.
В России это пока не принято: такую информацию относят к категории коммерческой тайны.
Проблема установления объектов коммерческой тайны предприятия и их сохранения не очень проста. Чтобы ориентироваться в данном вопросе, следует знать, какую информацию российское законодательство относит (не относит) к коммерческой тайне.
Согласно постановлению
Правительства РСФСР "О перечне
сведений, которые не могут составлять
коммерческую тайну” от 5 декабря 1991г.
№ 35, не могут составлять коммерческую
тайну предприятий и
1. Учредительные документы и Устав;
2. Сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и другую информацию необходимую для проверки правильности исчисления уплате налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
3. Документы о платежеспособности;
4. Информацию о численности, составе работающих, их заработной плате, а также о наличии свободных рабочих мест;
5. Данные об уплате налогов и обязательных платежей;
6.Сведения о загрязнении окружающей среды, о нарушении антимонопольного законодательства, о несоблюдении безопасных условий труда, о реализации продукции вредной для здоровья и размерах причиненного при этом ущерба;
7. Данные об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах и других коммерческих предприятиях.
Третий существенный компонент
экономической политики предприятия
— это взаимодействие с налоговой
инспекцией и другими контролирующими
государственными органами. Здесь роль
главного бухгалтера чрезвычайно велика.
Нормативных документов, регламентирующих
это взаимодействие, достаточно много.
Любые инструкции и предписания
могут трактоваться по-разному, поэтому
очень важно с самого начала найти
взвешенный, уважительный и профессиональный
стиль общения с
В тех случаях, когда стороны не могут прийти к согласию следует проявлять определенную гибкость. В непринципиальных вопросах и в случаях незначительных сумм платежей целесообразно отдавать приоритет контролирующим органам, т. е. придерживаться правила: «налоговый инспектор всегда прав». Это вовсе не исключает использования в решающих ситуациях третьей стороны, например, арбитражного суда.
По имеющейся информации, около 50% дел по налоговым спорам в арбитражных судах выигрывают предприятия. Одной из удачных форм договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная политика предприятия. Если Государственная налоговая служба приняла ее у предприятия без замечаний, то она (учетная политика) становится своего рода разрешительным документом. Поэтому рекомендуется спорные, сомнительные и не очень ясные вопросы включать в учетную политику в трактовке предприятия. Отсутствие возражений будет означать согласие с данной трактовкой.
Самый главный момент, подводящий
определенную черту во взаимоотношениях
с налоговой инспекцией, фондами
социального страхования и
Четвертый важный элемент
эффективной экономической
2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
2. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия.
3. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
4. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности.
5. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
6. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего – к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.
3 ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
1. Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:
-использование современных средств автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;
- полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
- достоверный учет исполнения смет расходов, реализации продукции и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
- точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности фирмы в соответствии с установленными правилами;