Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:26, реферат
Цель и задача моей курсовой работы состоит в раскрытие роли и значения МСФО в гармонизации бухгалтерского учета; рассмотрение проблем подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета; трансформация финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами на примере одного из российских предприятий.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................3
1. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
1.1. Роль международных стандартов финансовой отчетности в развитии учета.......................................................………………...7
1.2. Значение перехода бухгалтерского учета в РФ на международные стандарты финансовой отчетности......................……………….13
2. ПОДГОТОВКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
2.1. Принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности..............................................18
2.2. Учетная модель и формирование показателей финансовой отчетности..........................................................................................30
2.3. Схема трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами .........................33
3. ТРАНСФОРМАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ЗАО “ОРФЕЙ”
3.1. Проведение корректировок..........................................46
3.2. Составление отчетности................................................59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............74
В бухгалтерском балансе капитал может разбиваться на подклассы. Он представляет собой долю в активах компании, остающейся после вычета всех обязательств. Сумма капитала, которая отражается в балансе, зависит от измерения активов и обязательств. Как правило, общий размер капитала только по случайности соответствует общей рыночной стоимости акций компании или сумме, вырученной от реализации либо чистых активов по частям, либо всей компании.
Нередко прибыль используется как мера эффективности деятельности или как основа для других измерений, таких как прибыль на инвестиции или прибыль на акцию. Элементами, формирующие показатели прибыли, являются доходы и расходы. Доходы и расходы могут представляться в отчете о прибылях и убытках разными способами так, чтобы обеспечить информацию, необходимую для принятия экономических решений. В соответствии с этим, следует отметить, что определение дохода включает в себя как выручку, так и прочие доходы. Выручка возникает в процессе обычной деятельности компании может происходить как от продажи, в виде вознаграждения, реализации основных средств, от переоценки рыночных ценных бумаг, а также процентов, дивидендов и арендной платы. Определение расхода включает убытки, а также расходы, возникающие в процессе обычной деятельности компании. В расходы включаются себестоимость продаж, заработная плата и амортизация. Убытки представляют собой уменьшение экономических выгод, и поэтому по своей структуре не отличаются от других расходов. Другими словами, расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящие в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала. При признании убытков в отчете о прибылях и убытках они обычно показываются отдельно и часто отражаются в отчете за вычетом соответствующего дохода.
В финансовой отчетности в разной степени и в разной комбинации используется ряд различных методов оценки (Таблица № 5). Оценка элементов финансовой отчетности - это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и вноситься в баланс и в отчет о прибылях и убытках.
Методы оценки
Фактическая стоимость Восстановительная
приобретения
Возможная цена Дисконтированная
продажи
Фактическая стоимость
При фактической стоимости приобретения активы учитываются по сумме уплаченных за них денежных средств или их эквивалентов, или по справедливой стоимости, предложенной за них на момент их приобретения. Обязательства учитывают по сумме выручки, полученной в обмен на долговое обязательство. При восстановительной стоимости активы отражают по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в том случае, если такой же или эквивалентный актив приобретался бы в настоящее время. Обязательства отражаются по не дисконтированной сумме денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для погашения обязательства в настоящей момент. При возможной цене продажи активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая в настоящее время может быть выручена от продажи актива в нормальных условиях. Однако обязательства отражаются по стоимости их погашения (не дисконтированной стоимости). Активы отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого поступления денежных средств, которые как предполагается, будут создаваться данным активом при нормальном ходе дел. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого выбытия денежных средств, которые по предположению, потребуются для погашения обязательств. Наиболее широко принятой основой измерения является фактическая стоимость. Как правило, она используется в комбинации с другими методами оценки.
Большинство компаний для составления своей финансовой отчетности приняли финансовую концепцию капитала. Согласно такой концепции, имеющей в виду инвестированные деньги или инвестированную покупательную способность, капитал рассматривается как синоним чистых активов или собственного капитала компании, т.е. это производственная мощность компании, основанная, например, на выпуске продукции в день. Выбор соответствующей концепции капитала должен основываться на потребностях пользователей ее финансовой отчетности и указывает на цель, которая должна быть достигнута при определении прибыли. Концепции капитала обуславливают следующие концепции поддержания капитала: поддержание финансового капитала, поддержание физического капитала. В первом случае прибыль считается полученной только, если финансовая (денежная) сумма чистых активов в конце периода превышает финансовую сумму чистых активов в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода. Измеряется либо в номинальных денежных единицах или единицах постоянной покупательной способности. Согласно поддержанию физического капитала прибыль считается полученной, только если физическая производительность компании в конце периода превышает физическую производительность в начале периода после вычета всех распределений или вкладов. В данном случае капитал определяется в единицах физической производительности. Принципиальная разница между двумя концепциями поддержания капитала состоит в отражении результатов изменений цен на активы и обязательства компании. Говоря в общем, компания сохранила свой капитал в том случае, если в конце периода она имеет такой же капитал, как и имела в начале периода. Следовательно, сумма, получаемая сверх требуемой для поддержания капитала в начале периода, является прибылью.
Прежде всего, применение Международных стандартов базируются на двух основных принципах: принципе начисления, принципе непрерывности деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем (по крайней мере, в течение 1 года). В соответствии с принципом непрерывности деятельности, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. Если такое намерение существует, то применяемая основа должна раскрываться, а финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:
• отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;
• производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;
• осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, финансовая отчетность может составляться по методу начисления. Согласно этому принципу результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, т.е. доходы и расходы предприятия отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги в будущем. Данный принцип предполагает:
• признание результата операции по мере ее совершения;
• отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;
• формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.
Таким образом, они обеспечивают информацию о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений.
2.2. Учетная модель и формирование показателей финансовой отчетности
Как уже отмечалось, цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении организации, результатах ее деятельности, и изменениях в финансовом положении компании. Для того, чтобы сформировать финансовые показатели для составления отчетности, необходимо обратить внимание на учетный процесс составления отчетности.
Для того, чтобы правильно отразить операцию на счетах, необходимо решить три проблемы: когда произошла операция - проблема признания; какова стоимость оценки операции - проблема оценки; на каких счетах записать операцию - проблема классификации. Следует сказать о том, что количество, форма и содержание реквизитов первичных документов многообразны и зависят от особенностей хозяйственных операций.
Следующим этапом производится запись хозяйственных операций из первичных документов в главный регистрационный журнал. Регистрационный журнал используется с целью обеспечения хронологически точного отражения последовательности совершаемых хозяйственных операций; обеспечения единого информационного звена между хозяйственными операциями, первичными документами и синтетическими счетами; облегчение поиска и устранения возможных ошибок. Как правило, в организации используется либо один Главный регистрационный журнал, либо один главный и несколько специальных регистрационных журналов. Специальные журналы применяются для регистрации групп наиболее часто и постоянно встречающихся хозяйственных операций. Это могут быть журнал учета поступлений денежных средств, журнал учета платежей, журнал учета продаж и т.д.
Для того, чтобы разнести суммы по синтетическим счетам, открывают сводные журналы. Они открываются для каждого синтетического бухгалтерского счета. Чаще всего используются четырех колонные сводные журналы, в которых записываются суммы по дебету и кредиту соответствующих бухгалтерских счетов после каждой хозяйственной операции, а также остатки по синтетическому счету .
На следующем этапе происходит закрытие счетов доходов и расходов, а также счета “Извлечение капитала собственником из оборота предприятия”; составление обратных проводок; составление предварительного пробного баланса; составление разработочной тетради-таблицы. Существование регулирующих проводок обуславливается требованием общепринятого концептуального учета принципа “Соответствия (согласования) затрат и доходов”. Типичными примерами регулирующих проводок являются например такие как списание на затраты данного отчетного периода сумм амортизации основных фондов; списание на затраты данного отчетного периода сумм предварительно оплаченных и потребленных в данном периоде арендных и т.п. услуг; списание остальных и косвенных затрат, относящихся к данному отчетному периоду; отнесение на доходы данного отчетного периода сумм, полученных от покупателей за проданные им товары, оказанные услуги, как фактически, так и в порядке предварительной оплаты; отнесение на доходы данного отчетного периода стоимости фактически выполненных в этом периоде работ, деньги за которые еще не поступили.
Основной целью процедуры закрытия счетов доходов и расходов является “определение конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия - прибыли и убытки. Для отражения последовательного переноса учетной информации из сводных журналов синтетического учета в основные формы финансовой отчетности: в бухгалтерский баланс и в отчет о прибылях и убытках составляется разработочная тетрадь-таблица. Она состоит из следующих разделов: предварительного пробного баланса, регулирующих бухгалтерских проводок, отчета о прибыли и бухгалтерского баланса. Составляется тетрадь поэтапно. Первоначально записываются названия тех бухгалтерских счетов, которые применялись на данном предприятии. Затем из сводных журналов синтетических счетов дебетовые и кредитовые остатки по счетам переносятся в соответствующих графах разработочной таблицы, составляются регулирующие бухгалтерские записи, которые одновременно отражаются в Главном регистрационном журнале и в сводных журналах синтетических счетов. После этого в соответствующих графах таблицы определяются показатели отчета о прибылях и убытках и баланса. Заключительным этапом учетного процесса является составление форм финансовой отчетности - бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Для заполнения баланса и отчета используется информация, содержащаяся в разработочной тетради-таблицы.
Однако, следует отметить. что для продолжения учетного процесса в следующем отчетном периоде бухгалтерией составляется так называемый “Конечный предварительный пробный баланс” .
2.3. Схема трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами
Все результаты финансово-хозяйственной деятельности организации отражаются в бухгалтерской отчетности. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99г. № 43н, бухгалтерская отчетность представляет собой “систему показателей, достоверно отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период”. Достоверной же считается та бухгалтерская отчетность, которая сформирована и составлена исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за период, предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках вместе с указанием ее причин.