Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:58, лекция
Исторические предпосылки возникновения аудита
Согласно существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.
Наряду с несовершенством систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта на вышеуказанный риск оказывают влияние:
Опираясь на результаты оценки данного риска, аудитор разрабатывает на стадии планирования аудиторские процедуры, позволяющие сократить степень риска.
Следует особо отметить, что риск необнаружения существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие фактов мошенничества значительно выше аналогичного риска вследствие ошибок.
Если аудитор предполагает, что существует вероятность наличия фактов мошенничества или ошибок, которые оказывают существенное влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта, то он обязан провести соответствующие специальные (модифицированные) или дополнительные аудиторские процедуры. При этом МСА 240 и MCA 240A допускают, что объем вышеуказанных процедур зависит от того или иного профессионального суждения аудитора.
В обязанность аудитора входит обязательное уведомление высшего руководства экономического субъекта о выявленных им фактах мошенничества или ошибок в кратчайшие сроки, если:
Учет законов и иных нормативных актов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
При планировании и осуществлении аудиторских процедур, а также оценке их результатов наряду с учетом существования риска мошенничества и ошибок аудитор должен реально сознавать, что несоблюдение экономическим субъектом законодательных и иных нормативных актов может существенным образом повлиять на результативные показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности этого субъекта.
Исходя из вышеизложенного КМАП разработал и принял МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности», регламентирующий действия аудитора при обнаружении несоблюдения аудируемым экономическим субъектом нормативных актов.
В то же время нельзя быть
уверенным, что аудитор может гарантировать выявление всех фактов
несоблюдения законодательных и
иных нормативных актов. Если на каком-либо
из этапов аудита та
кие факты будут выявлены, то независимо
от их существенности
возникнет сомнение в честности сотрудников
и руководства экономического субъекта.
Это, в свою очередь, потребует проведения
анализа возможных последствий для дальнейшего
аудита, принимая во внимание то, что проблемы
несоблюдения нормативных актов скорее
являются прерогативой юристов, а не аудиторов.
Аудитору необходимо постоянно консультироваться
с опытным и квалифицированным юристом
по всем аспектам обнаруженных несоблюдений. Аудитор
или аудиторская организация не несет
ответственности за несоблюдение руководством
экономического субъекта требований законодательных
и иных нормативных актов. За это отвечает
руководящий орган экономического субъекта.
Однако ежегодное проведение аудита позволяет
предотвратить случаи такого несоблюдения.
На этапе планирования аудита аудитор должен изучить нормативные акты, применимые именно к аудируемому экономическому субъекту и к отрасли, к которой он относится. Кроме того, важно иметь представление о соблюдении субъектом всех требований названных актов.
Знакомясь с законодательством,
связанным с финансово-
На этапе планирования аудитору необходимо:
После предварительного ознакомления аудитору следует запросить и получить письменное подтверждение руководства экономического субъекта о том, что оно сообщило аудитору обо всех случаях несоблюдения нормативных актов, которые должны учитываться при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При выявлении фактов несоблюдения руководством экономического субъекта законодательных и иных нормативных актов аудитор должен оценить степень их возможного влияния на результативные показатели, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности. С этой целью он:
Если аудитору не сообщены все сведения о несоблюдении нормативных актов, он обязан пересмотреть оценку аудиторского риска и достоверность полученной от руководства информации, а также в кратчайший срок проинформировать ревизионную комиссию, совет директоров и высшее звено управления экономического субъекта о выявленных им фактах несоблюдения законодательных и иных нормативных актов.
При бездействии информированных лиц аудитор вправе выразить условно-положительное или даже отрицательное мнение. МСА 250 рекомендует аудитору отказаться от проведения аудита, если экономический субъект не принимает никаких мер по сложившейся ситуации, т.е. выявленным фактам несоблюдения. Это возможно, даже если выявленные факты не оказывают существенного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
С целью повышения эффективности проведения аудита аудитор должен осуществлять планирование своей деятельности. Под планированием для целей МСА 300 «Планирование» понимаются разработка общей стратегии, а также детализация характера, сроков и масштаба аудиторской проверки.
Надлежащее планирование аудиторской работы позволяет достичь понимания того, что всем важным аспектам аудита уделено должное внимание. Кроме того, планирование позволяет выявить возможные проблемы, чтобы работа была выполнена в наиболее короткие сроки.
Процесс планирования дает возможность распределить поручения между ассистентами аудитора и проводить координацию работы других аудиторов и экспертов.
На объем планирования аудита влияют:
Следует отметить, что важным моментом на начальной стадии планирования является приобретение аудитором знаний о бизнесе экономического субъекта. Тщательное изучение всех аспектов бизнеса аудируемого экономического субъекта позволяет аудитору выявить события, факты, операции и существующую практику, оказывающие значительное влияние на его бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
При разработке общего плана аудита аудитор обязан учесть в нем предполагаемый объем и процесс ведения аудиторской проверки. Детализация общего плана должна способствовать разработке программы аудита. При этом его форма и содержание зависят:
Разрабатывая общий план аудита, необходимо иметь в виду следующие основные аспекты:
Программа аудита представляет собой прежде всего набор инструкций для ассистентов аудитора, а также является средством контроля выполнения работ.
Следует особо отметить, что процесс планирования аудита осуществляется непрерывно на протяжении всего аудита в связи с возможными изменениями различных обстоятельств. При этом изменения должны быть задокументированы.
Для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта аудитор должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые, по его мнению, могут оказывать существенное влияние на вышеуказанную отчетность, проверку и само аудиторское заключение.
В то же время уровень знаний бизнеса экономического субъекта у аудитора, как правило, значительно ниже, чем у руководства этого субъекта, поэтому МСА 310 «Знание бизнеса» регламентирует перечень вопросов, которые должен рассмотреть аудитор при проведении конкретной проверки:
Опираясь на этот перечень, аудитор еще до заключения договора должен получить предварительные сведения о бизнесе экономического субъекта и определить адекватность уровня знаний для проведения аудита.
После заключения договора необходимо расширить знания о бизнесе экономического субъекта. При этом следует помнить, что приобретение аудитором знаний о бизнесе экономического субъекта является непрерывным процессом и продолжается на протяжении всей проверки. При повторных проверках аудитор пополняет и обновляет эти знания.
Источниками получения сведений о бизнесе экономического субъекта, как правило, являются:
• предыдущий опыт работы как с данным экономическим субъектом, так и с его отраслью;
• документы экономического
субъекта по различным аспектам,
в частности протоколы заседаний, должностные
инструкции, планы маркетинга и пр.
Полученные аудитором знания бизнеса служат основой, в пределах которой выражается его профессиональное суждение относительно значительного ряда аспектов как финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, так и непосредственно аудита его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Следует отметить, что знание бизнеса экономического субъекта распространяется не только на аудитора, но и на всех ассистентов, задействованных в аудиторской проверке, которые должны понимать необходимость запросов дополнительной информации и делиться ею.