Международные стандарты аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:58, лекция

Краткое описание

Исторические предпосылки возникновения аудита
Согласно существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ МСА.doc

— 690.50 Кб (Скачать)

работ согласно первоначальным условиям, то он должен отказаться от задания  и оповестить об этом высшее звено  системы управления экономического субъекта — клиента.

Контроль качества аудиторских услуг

В настоящее время в мировой  практике аудита не существует универсальных рецептов контроля качества аудиторских работ. Действительно, невозможно полностью гарантировать отсутствие ошибок при выполнении аудиторами проверок и оказании сопутствующих аудиту услуг. Однако необходимость создания процедур и механизмов, позволяющих в значительной степени сократить вероятность ошибочных выводов и существенно повысить качество аудиторских услуг, потребовала их целенаправленной упорядоченности или, иными словами, — стандартизации.

По этой причине был разработан МСА 220 «Контроль качества работы в аудите», целью которого являются регламентирование и представление рекомендаций по контролю качества в отношении:

  • политики и процедур аудиторской организации, применяемых 
    к аудиторской работе в целом;
  • процедур, направленных на контроль за работой ассистентов 
    аудитора, выполняющих отдельные аудиторские проверки.

Таким образом, требования стандарта направлены не только на применение единой политики контроля качества аудиторских проверок, но и на деятельность всех участников этих проверок.

Характер, сроки и сфера применения политики и процедур контроля качества аудита зависят от следующих основных факторов:

  • размера аудиторской организации и характера предоставляемых ею услуг;
  • географического расположения;
  • организационной структуры;

"  соотношения затрат  и результатов.

Политика внутрифирменного контроля качества должна быть направлена:

  • на соблюдение всем персоналом аудиторской организации 
    этических принципов аудиторской профессии;
  • владение сотрудников техническими стандартами и профессиональной компетентностью;
  • поручение аудиторских заданий сотрудникам, имеющим профессиональные знания в данной области аудита; осуществление постоянного надзора и проверку выполнения работ на всех этапах и уровнях;
  • проведение консультаций со специалистами, обладающими 
    соответствующими знаниями;
  • принятие новых и сохранение старых экономических субъектов — клиентов. При этом следует исходить из принципа независимости, способности предоставлять именно необходимые экономическому субъекту услуги и честности руководящего звена системы управления экономического субъекта;
  • мониторинг адекватности и эффективности самой внутри 
    фирменной политики и процедур контроля качества аудита.

Общая направленность политики и процедуры контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения всех ее сотрудников. Каждый аудитор организации обязан выполнять именно те процедуры контроля качества, которые относятся к его части аудиторской проверки.

Любое поручение ассистентам  аудитора должно сопровождаться разумной уверенностью поручающего в том, что данная работа будет выполнена добросовестно и ассистенты обладают надлежащими профессиональными знаниями и навыками.

Сотрудники аудиторской  организации, осуществляющие руководство ассистентами и надзор за их работой, в ходе аудиторской проверки должны выполнять следующие функции:

  • контролировать процесс аудита с тем, чтобы выявлять, владеют ли ассистенты необходимыми навыками и достаточно ли они компетентны для выполнения порученных им заданий; ясно ли представляют себе ассистенты указания по проведению аудита; выполняется ли работа согласно общему плану и программе аудита;
  • обнаруживать и анализировать информацию, связанную с существенными аспектами бухгалтерского учета и аудита, корректируя по 
    необходимости общий план и программу выполнения работ;

• устранять возникающие  неоднозначные трактовки в профессиональных суждениях сотрудников, определяя при этом уровень 
необходимых консультаций.

Проверку работы ассистентов  должны выполнять сотрудники, имеющие, как минимум, равный уровень компетентности. При этом важно выяснить:

  • была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;
  • были ли надлежащим образом задокументированы как результаты работ, так и весь процесс их достижения;

. были ли охвачены  и урегулированы все существенные аспекты аудита;

.  были ли достигнуты цели  аудиторских процедур;

• являются ли выводы следствием результатов работы и служат 
ли они основой для выражения мнения аудитора.

При проверках необходимо акцентировать особое внимание:

  на общем плане  и программе аудита;

. оценке неотъемлемого  риска и риска системы контроля ;

. документации, отражающей  аудиторские доказательства;

• бухгалтерской (финансовой) отчетности с предлагаемыми 
аудиторскими поправками и самом аудиторском заключении.

Рабочая документация аудитора

Согласно МСА 230 «Документирование» аудитор обязан вести документирование доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что сам процесс аудирования проводился в соответствии с Международными стандартами аудита.

Термин документация для целей настоящего стандарта предполагает составление аудитором и для него рабочих документов по проводимому аудиту экономического субъекта, которые в дальнейшем хранятся у аудитора.

Допускается формировать  рабочие документы:

  • на бумажных носителях;
  • на фотопленке;
  • на электронных носителях;

• в иной удобной для  работы и хранения форме.

Необходимость оформления рабочих документов определяется тем, что они позволяют:

• повысить эффективность  проведения как процесса планирования, так и самого аудита;

• осуществлять контроль и надзор самой аудиторской работы; 
иметь документально оформленные аудиторские доказательства, которые собираются аудитором с целью подтверждения его мнения.

Рабочие документы надо составлять в достаточно полной и подробной форме, что позволяет обеспечить общее понимание аудита. Роме того, в них следует отразить информацию:

* о планировании работы;

  • характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур;
  • результатах аудиторских процедур;
  • сделанных аудитором выводах, подтвержденных аудиторскими 
    доказательствами.

Особо отметим, что объем  информации, заключенной в рабочих документах аудитора, зависит главным образом от профессионализма самого аудитора. При этом необходимо иметь в виду возможность использования этих документов в работе другого аудитора, не знакомого с данным экономическим субъектом.

На форму и содержание рабочих документов влияют:

  • характер аудиторского задания;
  • форма аудиторского заключения;
  • характер и сложность бизнеса;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • необходимость в привлечении к работе ассистентов аудитора, проведения надзора и проверки их работы;
  • конкретизация методов и приемов, применяемых при аудировании.

В минимальный перечень сведений, отражаемых в рабочих документах, входят:

• информация об организационно-правовой структуре экономического субъекта;

  • выдержки из основных юридических документов, протоколов и соглашений экономического субъекта или их копии;
  • сведения об отрасли, а также внешней среде, в рамках которой осуществляет свою деятельность экономический субъект;
  • документы, подтверждающие процесс планирования аудита;
  • сведения о понимании аудитором систем бухгалтерского учета 
    и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • сведения об оценке неотъемлемого риска, риска системы контроля, а также о любых корректировках данной оценки;
  • аудиторские доказательства и выводы по вопросам анализа 
    работы внутреннего аудита;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и сальдо счетов;
  • анализ существенных для данного экономического субъекта 
    коэффициентов и тенденций;
  • данные о характере, сроках и объеме аудиторских процедур, 
    а также их результатах;
  • доказательства и проверки работы ассистентов аудитора;

. сведения о работниках, выполняющих аудиторские процедуры, и сроки их выполнения;

. подробные сведения  о тех компонентах бухгалтерской  (финансовой) отчетности, которые аудировались другим аудитором;

  • копии сообщений, направленных другим аудиторам и полученных от других аудиторов, экспертов и третьих лиц;
  • копии писем или протоколов встреч, связанных с аудитом (как 
    доведенных до сведения экономического субъекта, так и обсуждавшихся с ним), включая все условия договоренности об аудите и существенные недостатки внутреннего контроля;
  • письма-заявления экономического субъекта;
  • выводы, сделанные аудитором по всем важным направлениям 
    аудирования (в том числе об исключительных случаях и необычных обстоятельствах);
  • копии бухгалтерской (финансовой) отчетности и самого аудиторского заключения.

Вся информация должна быть обеспечена соответствующими процедурами конфиденциальности и сохранности согласно сложившейся практике и правилам хранения такой документации. При этом все рабочие документы хранятся у аудитора и являются его собственностью.

 

Тема № 3 Планирование аудита

Мошенничество и ошибки

При планировании и осуществлении  аудиторских процедур, а также  оценке их результатов аудитору необходимо учитывать риск возможности существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие мошенничества или ошибок.

Под мошенничеством для  целей МСА240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности» и MCA 240A «Мошенничество и ошибки» понимаются преднамеренные действия, совершенные одним лицом или группой лиц руководящего состава, сотрудниками экономического субъекта, а также третьими лицами, повлекшие за собой искаженное представление результативных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К таким действиям МСА 240 относит:

  • манипуляцию, фальсификацию и изменение учетной информации или документов, связанных с этой информацией;
  • незаконное присвоение активов;
  • сокрытие или пропуск той или иной информации как в учетных регистрах, так и первичных документах;
  • отражение в учетных регистрах несуществующих операций;
  • неправильное применение учетной политики.

Под ошибкой в МСА 240 понимаются непреднамеренные искажения, допущенные при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • математические ошибки или описки в учетных записях или 
    данных бухгалтерского учета;
  • пропуск фактов или их неверная интерпретация;
  • неправильное применение учетной политики.

Аудитор в процессе планирования и проведения аудиторских процедур, а также при оценке их результатов должен учитывать риск существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, который может возникнуть как в результате мошенничества, так и в результате ошибок.

Несмотря на то что  аудитор не несет ответственности  за предотвращение фактов мошенничества и ошибок, так как эти функции возлагаются на руководящий орган экономического субъекта, проведение ежегодного аудита позволяет с некоторой степенью вероятности предотвратить вышеуказанные факты и способствовать повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С этой целью еще на стадии планирования аудитор обязан оценить возможный риск существенных искажений вследствие мошенничества и ошибок. При этом он должен сделать запрос руководству экономического субъекта по вопросам наличия у него сведений о любых фактах мошенничества или ошибок, обнаруженных ранее.

Информация о работе Международные стандарты аудита