Международные стандарты аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:58, лекция

Краткое описание

Исторические предпосылки возникновения аудита
Согласно существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ МСА.doc

— 690.50 Кб (Скачать)

В настоящее время  в связи с усилением интеграции стран мирового сообщества возрастает роль процесса гармонизации национальных систем бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) - International Accounting Standards (IAS).

Несмотря на то, что  национальные требования точнее и полнее охватывают специфику экономических отношений и традиции отдельного государства, развитие внешнеэкономических связей, а также широкая инвестиционная политика постоянно требуют разработки единых подходов к формированию результативных показателей финансово-хозяйственной деятельности и финансового положения как внутренних, так и международных экономических субъектов.

Только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление понятной и при этом одинаково трактуемой квалифицированными пользователями различных стран мирового сообщества бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Впервые Международные стандарты  финансовой отчетности стали разрабатывать  исходя из потребностей транснациональных компаний. Имея дочерние предприятия, филиалы и представительства на территории государств с неодинаковым уровнем экономического развития, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, налоговом законодательстве, оценке средств и формирования отчетности.

В большинстве случаев на практике приходилось (а порой приходится и сейчас) вести две бухгалтерии, что в значительной мере затрудняло (затрудняет) определение финансовых результатов деятельности и составление сводных годовых отчетов по корпорации в целом.

Несопоставимость результативных показателей бухгалтерских (финансовых) отчетов и их недостаточная прозрачность не позволяли выявлять истинное финансовое положение партнеров различных стран, что, в свою очередь, приводило к значительным потерям и даже краху дочерних предприятий, филиалов и представительств и наносило существенный урон самой корпорации.

Исходя из вышеизложенного назрела  необходимость наведения порядка в формировании финансовых показателей экономических субъектов на основе обобщенных проектов национальных положений и правил, регламентирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В то же время, являясь высокоинтеллектуальной отраслью сферы услуг, аудит развивается по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Известно, что аудиторские услуги по традиции носят международный характер. Однако и в настоящее время у национальных профессиональных аудиторских организаций существует стремление не допустить на внутренний рынок международные аудиторские организации. Следствием этого является установление различных барьеров на пути проникновения международных правил и требований к организации и проведению аудита.

Все вышеизложенное требует выработки  единых «правил игры», регулирующих все существенные аспекты аудита мирового сообщества.

Роль Международной федерации  бухгалтеров в разработке

современной нормативной  базы международного аудита

Согласно Конституции  Международной федерации бухгалтеров (МФБ) ее миссия заключается во «всемирном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководствующейся гармонизированными стандартами с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества». По этой причине при Совете МФБ был сформирован постоянно действующий Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который в 2002 г. был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности. Он осуществляет разработку и публикацию стандартов и положений аудита, а также сопутствующих услуг.

Национальные нормативные акты в области аудита могут иметь силу закона и при этом значительно отличаться друг от друга, поэтому для учета широты мнений и подходов мирового сообщества при разработке международных нормативных актов в этой сфере в состав временных подкомитетов Совета вводят представителей как стран - членов МФБ, так и не являющихся таковыми. В результате Совет уделяет особое внимание особенностям национальных нормативных актов, что, в свою очередь, позволяет учитывать полученную информацию при разработке Международных стандартов аудита.

Процесс разработки Международных  стандартов и положений аудита и  сопутствующих услуг заключается  в следующем:

  • Совет отбирает определенные темы для подробного изучения 
    временными подкомитетами, созданными именно для этой цели;
  • Совет делегирует подкомитетам обязательства по предварительной подготовке проектов стандартов и положений аудита;
  • подкомитет изучает предварительные информационные потоки, состоящие из положений, рекомендаций, а также нормативных актов и иных материалов или проектов стандартов, изданных странами, являющимися членами МФБ, а также региональными и иными профессиональными организациями;
  • подкомитет готовит проект стандарта или положения и пере 
    дает его на рассмотрение Совета;
  • после утверждения Советом проект передается на рассмотрение всех членов МФБ, а также международных организаций, не являющихся членами МФБ, но заинтересованных в принятии стандартов. При этом дается определенное время, о чем информируется вся заинтересованная общественность;
  • полученные комментарии и предложения рассматриваются в 
    Совете, который вносит в проект необходимые коррективы и изменения;
  • новая редакция утверждается и издается в виде международного стандарта аудита либо положения о международной аудиторской практике, которые вступают в силу с указанной в них даты.

Нормативные документы (стандарты, проекты и положения) должны быть утверждены тремя четвертями голосов присутствующих на заседании членов Совета при условии, что в поддержку подано не менее десяти голосов. Утвержденный документ выпускается в качестве итогового на английском языке.

Концептуальная  основа Международных стандартов аудита и

сопутствующих аудиту услуг

Концептуальная основа Международных стандартов аудита - это согласованная система взаимосвязанных целей и принципов, на основе которой возможна разработка непротиворечивых стандартов и которая определяет природу, функции и границы аудиторских услуг, предоставляемых аудиторами заинтересованным в них пользователям.

Разработку и совершенствование  различных основополагающих положений аудита можно осуществлять и без выработки концептуальной основы. Однако это, как правило, приводит к некомплексности и противоречивости таких положений. Поэтому Международная федерация бухгалтеров, прежде чем приступить к разработке стандартов и положений о международной аудиторской практике (ПМАП), выработала концептуальную основу, которая позволила четко разграничить собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги.

В соответствии с предложенной концептуальной основой сопутствующие аудиту услуги включают обзорную проверку, согласованные процедуры, компиляции.

В результате обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, основанной на материалах проведенных опросов и аналитических процедур (которые, однако, не представляют доказательства, необходимые для проведения аудиторской проверки в полном объеме), аудитор, пытаясь охватить все существенные аспекты, может установить, что существует ряд признаков, позволяющих считать сформированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность не соответствующей требованиям либо международных стандартов финансовой отчетности, либо национальных стандартов, либо иных, установленных для этих целей нормативных положений.

Проводя обзорную проверку, аудитор не осуществляет оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также проверку бухгалтерских записей, сбор подтверждающих доказательств и иных процедур, которые обычно применяются при аудиторской проверке.

Под согласованными процедурами понимается проведение аудитором процедур, заранее оговоренных с экономическим субъектом и любыми заинтересованными в них третьими лицами. При этом аудитор представляет отчет о сделанных им фактических выводах, получатели отчета обязаны самостоятельно сформулировать окончательные выводы по отраженным в нем данным.

И наконец, под компиляцией подразумеваются сбор, классификация и обобщение бухгалтерской (финансовой) информации в удобной и понятной форме, осуществляемые профессиональным практикующим бухгалтером, без подтверждения ее достоверности.

Предложенная концептуальная основа не относит к сопутствующим аудиту услуги, связанные:

  • с налогообложением;
  • консультированием;
  • рекомендациями по бухгалтерскому учету;
  • рекомендациями по финансовым вопросам;
  • прочими аналогичными экономико-правовыми аспектами.

При этом следует отметить, что оказание сопутствующих услуг  в виде согласованных процедур и подготовки финансовой информации не предполагает выражения аудитором уверенности. Под уверенностью в данном случае подразумевается выражение аудитором мнения о надежности утверждений, представленных одним экономическим субъектом и предназначенных для использования другим экономическим субъектом. Для реализации такой уверенности аудитор проводит тщательную оценку собранных им доказательств и составляет аудиторское заключение. При этом степень уверенности, т.е. ее уровень, определяется на основе всей совокупности проведенных аудиторских процедур.

Если осуществляется аудиторская проверка, то аудитор  обязан обеспечить высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что проаудированные информационные потоки будут свободны от существенных искажений, способных оказать значительное влияние на различные экономические решения.

 

Тема №2 Организация, порядок подготовки и принципы проведения аудита и сопутствующих аудиту услуг

Цель и общие  принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методология аудита, как и любой  науки, опирается на ряд основополагающих понятий, к которым, как правило, относят цель, задачи, принципы и методы. Исходя из вышеизложенного КМАП разработал стандарт МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», который регламентирует общую цель, объем аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ответственность аудируемого экономического субъекта за формирование и представление этой отчетности заинтересованным в ней пользователям.

МСА 200 под целью аудита предполагает предоставление аудитору возможности выразить свое мнение о том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена экономическим субъектом по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными требованиями. Однако пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности не может считать это мнение гарантией жизнеспособности экономического субъекта в будущем и эффективности ведения дел его руководством.

Профессиональная деятельность играет важную роль в жизни человечества. Вместе с тем проводимые в обществе стремительные структурные преобразования повлияли на сложившийся за десятилетия образ любого профессионала.

Несмотря на повышение общего образовательного уровня, а значит, и профессионализма в той или иной области деятельности, Ношение общества к профессионалам, в том числе и аудиторам, стало более скептическим. В значительной мере это связано со снижением современного уровня профессиональной этики, которая всегда служила основным критерием общественного доверия к той или иной профессии. Практически все крупные банкротства западных компаний сопровождаются многомиллионными исками к аудиторам.

Скептицизм общества и слабость этического механизма регулирования аудита подкрепляются в настоящее время серией скандалов, произошедших в 2001—2002 гг. с крупнейшими транснациональными аудиторскими компаниями, и в частности с компанией Arthur Andersen, которая много лет производила некачественный аудит, нарушая при этом все основополагающие этические принципы и нормы, что привело к краху этой компании и поглощению ее представительств конкурентами.

В настоящее время любая профессия  требует этических норм поведения, так как каждый человек, занимающийся той или иной профессиональной деятельностью, в значительной степени заинтересован в доверии общества к результатам этой деятельности и высоком качестве своих услуг. Например, для аудиторов важно, чтобы заинтересованные в их услугах пользователи могли доверять качеству аудита и сопутствующих услуг.

Если оценивать аудит и аудиторские  услуги по степени сложности, то такая оценка будет необъективной, поскольку любому неквалифицированному пользователю этих услуг достаточно сложно разобраться в их качестве. Этому препятствует не только отсутствие времени для оценки, но и недостаточная профессиональная подготовка большинства заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общество доверяет высокому качеству результатов той или иной профессии  лишь тогда, когда существуют не только стандарты ее реализации, но и узаконенные правила профессионального поведения субъектов.

Признавая растущую ответственность  бухгалтерского профессионального сообщества перед обществом, Международная федерация бухгалтеров разработала Кодекс этики, определяющий нормы поведения своих членов и регулирующий взаимоотношения между следующими субъектами: пользователь — профессионал, профессионал — профессионал, профессионал — общество. Именно кодекс определяет и диктует особую направленность поведения всех членов профессионального объединения.

Информация о работе Международные стандарты аудита