Международные стандарты аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:58, лекция

Краткое описание

Исторические предпосылки возникновения аудита
Согласно существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ МСА.doc

— 690.50 Кб (Скачать)

С этой целью ему необходимо предварительно рассмотреть:

  • характер задания;
  • тот факт, что оказываемая бухгалтером услуга по компиляции бухгалтерской (финансовой) информации не гарантирует выявления ошибок и искажений, а также иных действий (например, фактов мошенничества), которые могут существовать у данного экономического субъекта;
  • характер исходной информации;
  • тот факт, что за точность и полноту предоставляемой бухгалтеру исходной информации несет ответственность руководство экономического субъекта;
  • принципы бухгалтерского учета и возможные отклонения от них, которые будут иметь место при подготовке бухгалтерской (финансовой) информации;
  • адресата полученной бухгалтерской (финансовой) информации;
  • форму и содержание отчета.

МСА 930 рекомендует направить  заинтересованному субъекту письмо о задании, как и при проведении аудиторской проверки, обзора и согласованных процедур, которое, подтверждая согласие бухгалтера на выполнение полученного задания, позволит избежать неоднозначной трактовки объема и цели данного задания, а также обязанностей профессионального бухгалтера и руководства экономического субъекта.

Для обеспечения эффективности  выполнения задания бухгалтер разрабатывает план всей работы. В процессе выполнения задания он должен в общем понять характер финансово-хозяйственных операций экономического субъекта, а также форму его бухгалтерских записей и принципы бухгалтерского учета, на которых будет основываться подготовленная бухгалтерская (финансовая) информация. Как правило, эти знания бухгалтер получает исходя из опыта работы с экономическим субъектом или путем проведения опросов его сотрудников.

В том случае, если бухгалтеру становится известно, что исходная информация, предоставленная ему руководством экономического субъекта, искажена или передана не в полном объеме, он должен обсудить с последним возможность выполнения дополнительных процедур, к которым МСА 930 относит:

  • проведение опроса руководства экономического субъекта;
  • оценку системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • получение дополнительных подтверждений тех или иных фактов и ситуаций;
  • проверку полученных разъяснений.

Если руководство экономического субъекта отказывает бухгалтеру в проведении дополнительных процедур или предоставлении дополнительной информации, то бухгалтер обязан отказаться от выполнения задания по подготовке бухгалтерской (финансовой) информации, сообщив о причинах отказа клиенту.

Завершая выполнение задания по компиляции бухгалтерской (финансовой) информации, бухгалтер должен оценить ее соответствие установленной форме и возможное наличие в ней очевидных существенных искажений. К таким искажениям МСА 930 рекомендует отнести:

  • ошибки в применении основ бухгалтерской (финансовой) отчетности (МСФО) или соответствующих национальных стандартов;
  • отсутствие сведений о применении вышеуказанных основ и существующих отклонений от них;
  • отсутствие сведений о любых иных существенных аспектах, выявленных бухгалтером в процессе выполнения задания.

Все перечисленные искажения  необходимо раскрыть в подготовленной бухгалтерской (финансовой) информации, не приводя их количественных характеристик.

В случае выявления существенных искажений бухгалтер обязан обсудить с руководством экономического субъекта проблему внесения соответствующих корректирующих записей. Если предлагаемые корректировки не вносятся, то бухгалтер должен отказаться от окончательного выполнения задания, т.е. от подготовки окончательного варианта бухгалтерской (финансовой) информации (отчетности).

Завершая выполнение задания по подготовке бухгалтерской (финансовой) информации, бухгалтер представляет отчет, в котором в соответствии с требованиями МСА 930 обязательно содержатся следующие основные разделы:

  • название;
  • адресат;
  • заявление о том, что задание выполнялось в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита;
  • степень независимости бухгалтера;
  • характеристика подготовленной бухгалтерской (финансовой) информации со ссылкой на то, что она сформирована на основе исходной информации, предоставленной руководством экономического субъекта;
  • ответственность руководства экономического субъекта;
  • заявление о том, что в результате работы не проводились ни 
    аудиторская проверка, ни обзор, что не дает бухгалтеру возможности выразить уверенность в достоверности подготовленной им бухгалтерской (финансовой) информации;
  • абзац, отражающий существенные отступления, если таковые 
    выявлены, от применяемых основ бухгалтерской (финансовой) отчетности (МСФО или соответствующих национальных стандартов);
  • дата отчета;
  • адрес профессионального бухгалтера;
  • подпись бухгалтера.

Наряду с отчетом  на каждой странице подготовленной бухгалтерской (финансовой) информации должна быть сделана запись «Без проведения аудита», или «Компилировано без проведения аудиторской проверки и обзорной проверки», или «См. отчет (заключение) о компиляции»

 

Тема 8 Перспективы  развития Международных стандартов аудита

 

Международные стандарты аудита 2005 года

После выхода в свет и  представления российской общественности второго официального издания Международных стандартов аудита, основанного на действующих МСА 2001 года, Международная федерация бухгалтеров продолжила работу над совершенствованием уже разработанных и выработкой абсолютно новых нормативных положений международного аудита. В результате в 2005 г. мировому сообществу был представлен «Сборник международных положений по аудиту, уверенности и этике», который вобрал в себя все положения, выпущенные Международным советом по стандартам в области аудиторской деятельности, а также Комитетом по этике по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Предложенный Сборник  отличается от предыдущего не только своей структурой, но и целым рядом изменений и дополнений, связанных с выходом совершенно новых Международных стандартов аудита.

В общем виде в новом  Сборнике произведена существенная перегруппировка практически всех регламентирующих документов. В нем выделены следующие основные разделы:

  • Международные стандарты контроля качества;
  • Основные принципы для заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Международные стандарты аудита;
  • Положения по международной аудиторской практике;
  • Международные стандарты по заданиям по обзорной проверке;
  • Международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность;

•  Международные стандарты по сопутствующим услугам.

Так же как и в предыдущем издании, отдельным разделом дан Кодекс этики профессиональных бухгалтеров.

Кроме указанных структурных  изменений в Сборнике отражены изменения и содержательного характера. Во введенных в действие новых МСА 315 «Понимание субъекта и его окружения и оценка рисков существенного искажения» и МСА 330 «Процедуры аудитора, выполненные в ответ на оцененные риски» излагается новый взгляд на аудиторские риски, а также иначе чем в 2001 г. описываются и классифицируются система внутреннего контроля и понятие контрольной среды. Одновременно с этим в указанных стандартах содержатся новые требования к получению аудиторских доказательств и проведению аудиторских процедур.

Все вышеизложенное привело  к необходимости внесения значительных корректировок в уже разработанные ранее стандарты: МСА 200, 210, 230, 250, 260, 300, 320, 402, 501, 505, 510, 520, 530, 540, 545, 550, 560, 570, 580, 610, 620, 710 и 720. Одновременно утратили силу прежние МСА 310, 400, 401 и 500. При этом МСА 500 был заменен совершенно новым под тем же номером и с одноименным названием.

Вступление в силу Международного стандарта 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам» привело к полной переработке МСА 220 «Контроль качества работы в аудите» (утратил силу 15 июня 2005 г.), который был заменен на МСА 220R «Контроль качества для аудитов исторической финансовой информации» (введен в действие с 15 июня 2005 г.). Это в свою очередь привело к необходимости внесения дополнительных корректировок в МСА 620 «Использование работы эксперта».

Подготовка нового варианта МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности», заменившего одноименный МСА 240 и МСА 240А «Мошенничество и ошибки» (см. Приложение 1), потребовала внесения некоторых поправок и в МСА 260, 320 и 580.

Новый вариант МСА 700R «Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения» и МСА 701 «Модификации отчета (заключения) независимого аудитора» приведет к дальнейшим поправкам в МСА 200, 210, 560 и 800. Предложены новые варианты МСА 230 «Документирование аудита», МСА 320 «Существенность при выявлении и оценке ошибок», МСА 540 «Аудит оценочных значений и связанных раскрытий (помимо раскрытий, связанных с оценкой справедливой стоимости и ее раскрытием)», МСА 600 «Использование работы другого аудитора».

Согласно новому Сборнику упразднены Положения по международной аудиторской практике 1001, 1002, 1003 и 1009, т.е. все, что касается применения компьютерных технологий в бухгалтерском учете и аудите. В то же время добавлены ПМАП 1013 «Электронная коммерция — влияние на аудит финансовой отчетности» и ПМАП 1014 «Отчеты аудиторов о соответствии международным стандартам финансовой отчетности». В будущем предлагается ввести ПМАП «Аудит финансовой отчетности группы».

Аудиторские риски - новые требования

Согласно новой редакции МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» руководство экономического субъекта обязано нести ответственность за выявление бизнес-рисков и принятие адекватных мер для их нейтрализации. Аудитор должен учитывать только те бизнес-риски, которые могут повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В то же время бизнес-риски хотя и связаны с рисками существенных искажений результативных показателей финансово-хозяйственной деятельности, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности, все же не тождественны им.

Понятия аудиторского риска  и соответствующих его компонентов (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения), являясь важнейшими концептуальными принципами аудита экономических субъектов, в новой редакции не претерпели изменений. Однако в новом Сборнике стандартов появился абсолютно новый компонент аудиторского риска - риск существенных искажений отчетности, под которым понимается вероятность существования в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенных искажений еще до начала аудита. Иными словами, данный компонент можно трактовать как совокупный показатель неотъемлемого риска и риска средств контроля.

Несмотря на то, что  в обычной практике аудирования рекомендуется оценивать факторы, влияющие на указанные компоненты аудиторского риска в отдельности, новые МСА 200, 315 и 330 рекомендуют рассматривать их совокупное влияние.

Кроме того, если в предыдущих МСА для определения уровня риска необнаружения рекомендовалось использовать профессиональное суждение, то в новой редакции МСА 200 допускается применение модели, которая выражает общую связь всех компонентов аудиторского риска в математическом виде и терминологии.

При аудировании экономического субъекта аудитор должен оценивать риск существенных искажений результативных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности на уровне сальдо счетов, классов операций и информации, раскрываемой в этой отчетности. В то же время аудитор не несет ответственности за необнаружение не существенных для бухгалтерской (финансовой) отчетности искажений. Аудитор должен определить, является ли влияние выявленных им искажений как по отдельности, так и в совокупности существенным для указанной отчетности в целом.

При оценке риска аудитор  должен в обязательном порядке выполнять следующие процедуры:

  • направлять запросы руководству и иным должностным лицам аудируемого экономического субъекта;
  • осуществлять наблюдение и обследование;
  • проводить аналитические процедуры;
  • учитывать иную информацию, полученную при проведении

других аудиторских  процедур.

МСА 315 «Понимание субъекта и его окружения и оценка рисков существенного искажения» рекомендует аудитору при оценке риска существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого субъекта акцентировать внимание на его финансовой информации. При этом аудитор должен учитывать события и условия, которые прямо или косвенно указывают на риски существенных искажений указанной отчетности. Аудитору необходимо учитывать, что внутренние и внешние показатели финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта оказывают различные воздействия на аудируемый субъект и при этом могут создавать для его руководства определенный стимул не только совершенствовать его финансово-хозяйственную деятельность, но и искажать результативные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому аудитор должен оценивать эти показатели с точки зрения возможности увеличения риска существенных искажений отчетности посредством их воздействия на руководство аудируемого субъекта.

Информация о работе Международные стандарты аудита