Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:58, лекция
Исторические предпосылки возникновения аудита
Согласно существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.
Подготавливая аудиторское заключение по сопоставимой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор может выразить свое мнение в виде условно-положительного либо отрицательного заключения или отказаться от выражения мнения. Он также может модифицировать заключение посредством включения поясняющего пункта как по одному, так и по нескольким проаудированным периодам. При этом допускается выдача отдельного аудиторского заключения по остальной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Тема № 7 Специальные области аудита и сопутствующие аудиту услуги
Отчеты по специальным аудиторским заданиям
Наряду с аудиторской проверкой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной на основании требований Международных стандартов финансовой отчетности или соответствующих национальных стандартов, аудиторы сталкиваются с ситуациями, требующими от экономических субъектов иных подходов к формированию бухгалтерского (финансового) информационного обеспечения.
В данном случае речь идет об информации, к которой относят:
МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей» регламентирует действие аудитора при выполнении специальных заданий. Характер, сроки и объем работ, как правило, зависят от самого задания.
Перед началом выполнения специального задания аудитору необходимо согласовать с руководством экономического субъекта характер, форму и содержание аудиторского отчета.
Еще на этапе планирования аудиторской работы важно определить цель и пользователя, для которого будет подготовлена итоговая отчетная информация. Исходя из этого в отчете необходимо сделать оговорку как в отношении самой цели, так и круга лиц, для которых он подготовлен.
Согласно требованиям МСА 800 отчет аудитора по специальным аудиторским заданиям, за исключением отчета по обобщенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен иметь единообразные форму и содержание, обеспечивающие его понимание всеми заинтересованными пользователями.
Рассмотрим основные элементы (разделы), подлежащие обязательному раскрытию в аудиторском отчете по специальному аудиторскому заданию, за исключением отчета по обобщенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Название. В нем целесообразно выделить термин «независимый», позволяющий отличить аудиторский отчет от иных отчетных документов.
Адресат указывает на заинтересованного пользователя, которому представляется данный отчет по специальному аудиторскому заданию.
Вступительный параграф, или введение. Раскрывает положения об ответственности руководства экономического субъекта и аудитора, а также дает описание всей проверенной бухгалтерской (финансовой) информации.
Абзац, описывающий объем и характер аудиторской проверки. В нем дается ссылка на все Международные стандарты аудита или национальные стандарты, применяемые при выполнении данного специального аудиторского задания, а также все аудиторские процедуры, выполненные аудитором в ходе аудирования.
Абзац, отражающий мнение аудитора по поводу проверенной бухгалтерской (финансовой) информации. При этом МСА 800 рекомендует использовать следующие эквивалентные фразы: «дает достоверный и справедливый взгляд», «представляет справедливо во всех существенных отношениях».
Дата отчета.
Адрес аудитора.
Подпись аудитора.
В ряде случаев устанавливаются некоторые ограничения или, иными словами, предписания различных заинтересованных пользователей (например, правительственных органов), требующие особым образом раскрыть некоторые аспекты отчета. При этом аудитору необходимо либо внести в него корректировки, либо выпустить дополнительный отчет, отвечающий требованиям МСА 800.
Выполняя специальное аудиторское задание по аудиторской проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной на основе принципов бухгалтерского учета, отличающихся от требований Международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов, аудитор должен решить, действительно ли данная отчетность не соответствует этим принципам. При этом необходимо обратить особое внимание на название проверяемой отчетной формы или примечание к ней.
Примерами принципов бухгалтерского учета, разработанных с целью удовлетворения индивидуальных предпочтений отдельных групп заинтересованных пользователей и отличающихся от принципов Международных стандартов финансовой отчетности или соответствующих национальных стандартов, можно считать:
Если аудируемая отчетная форма не имеет соответствующего названия или же применяемые основы бухгалтерского учета неадекватны существующей на практике ситуации, то аудитор обязан модифицировать аудиторский отчет.
Аудитор может получить заказ на выполнение специального аудиторского задания по выражению мнения относительно какого-либо одного или нескольких компонентов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выполнение такого аудита осуществляется как самостоятельное специальное задание в рамках аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности. По окончании подобного аудирования аудиторское заключение по всей бухгалтерской (финансовой) отчетности не выдается, и аудитор выражает свое мнение лишь по поводу того, подготовлен ли проверенный компонент отчетности согласно основам бухгалтерского учета во всех существенных аспектах.
В связи с тем, что аудитор выражает свое мнение о каждом элементе, счете или разделе бухгалтерской (финансовой) отчетности, при определении объема работ ему необходимо выявить все статьи отчетности, которые взаимосвязаны между собой и могут оказывать существенное влияние на аудируемую информацию по причине этих взаимосвязей. В то же время следует помнить, что каждый отдельный компонент (например, сальдо счета) бухгалтерской (финансовой) отчетности, по сравнению со всей отчетностью в целом, дает меньшую базу для определения уровня существенности. Поэтому при аудите отдельного компонента необходимо исследовать взаимосвязанные с ним статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, при аудите статьи материальных запасов необходимо проверить и счета к оплате).
МСА 800 требует от аудитора составления отчета по аудиту отдельного компонента бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием принципов бухгалтерского учета, на основе которых этот компонент сформирован и представлен, или со ссылкой на соглашение, определяющее соответствующие принципы.
Если аудитор выражает отрицательное мнение или же отказывается от выражения такового по поводу всей бухгалтерской (финансовой) отчетности, то ему необходимо подготовить отдельный отчет по заказанному компоненту этой отчетности (при условии, что данный компонент не составляет значительную часть всей аудируемой отчетности). Иначе мнение аудитора относительно всей бухгалтерской (финансовой) отчетности теряет смысловое значение.
Любая аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагает оценку адекватности действий руководства экономического субъекта условиям и положениям договоров и соглашений.
МСА 800 требует от аудитора выполнения заданий, связанных с выражением мнения по поводу исполнения руководством экономического субъекта условий договоров и соглашений, лишь если они связаны с финансовыми и бухгалтерскими вопросами. В иных случаях аудитор должен рассматривать возможность проведения экспертизы посредством привлечения эксперта. В аудиторском отчете по данному аспекту необходимо указать, выполнены или нет экономическим субъектом конкретные условия договоров и соглашений.
В ряде случаев отдельные группы заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) информации требуют от руководства экономического субъекта подготовки и представления им не всей бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, а только обобщенной информации о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Обобщенная бухгалтерская (финансовая) отчетность менее детальна, чем отчетность по итогам отчетного периода, следовательно, ее необходимо сопроводить соответствующими пояснениями (в частности, о том, что для полной оценки финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта необходимо использовать последнюю по времени полную и проаудированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, подготовленную на основании требований Международных стандартов финансовой отчетности или соответствующих национальных стандартов).
Аудиторское заключение по обобщенной отчетности должно включать следующие основные разделы.
Название. В нем целесообразно выделить термин «независимый», позволяющий отличить аудиторский отчет от иных отчетных документов.
Адресат указывает на
заинтересованного пользователя
Абзац раскрывает сведения о проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющейся основой для формирования обобщенной отчетности.
Ссылка на дату аудиторского заключения по полной бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторское мнение о ней.
Абзац, отражающий мнение аудитора о соответствии обобщенной информации данным, содержащимся в полной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если при этом основное аудиторское заключение модифицировано, но обобщенная отчетность удовлетворяет аудитора, то он обязан сделать эту оговорку в аудиторском отчете.
Сведения, отражающие пояснения к обобщенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которых раскрыта необходимость использования такой отчетности в совокупности с полной.
Дата отчета.
Адрес аудитора.
Подпись аудитора.
Аудит прогнозной финансовой информации
Одной из важнейших функций управления является прогнозирование, которое практически всегда предшествует планированию и имеет своей целью снижение всевозможных рисков и неопределенностей при принятии тех или иных управленческих решений. Например, инвестор принимает решение о вложении финансовых ресурсов в какой-то проект лишь после тщательных расчетов, связанных с прогнозированием будущего состояния рынка, определением рентабельности вложений и оценками вышеуказанных рисков. В противном случае инициативу могут перехватить конкуренты, умеющие более надежным образом оценивать ситуации и прогнозировать перспективы развития экономического субъекта.
В условиях развития рыночной экономики прогнозирование различных ситуаций и результатов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов составляет основу планирования производственных мощностей, формирования запасов, расчета потребностей в трудовых ресурсах, объема продаж и бюджетирования, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также выработки стратегических установок высшим руководящим звеном любого экономического субъекта.
Под прогнозом следует понимать научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей достижения этого состояния, основанное на допущениях, связанных с будущими событиями, которые, по различным предположениям, возможно будут иметь место, а также с действиями, которые необходимо предпринять на текущий момент времени (на дату подготовки прогнозной информации).
Процесс подготовки прогнозной информации называется прогнозированием (от греческого prognosis - предвидение, предсказание). Оно отвечает главным образом на два альтернативных вопроса:
Первый тип прогнозов называется поисковым, а второй тип - нормативным.
Для реализации задач, связанных с анализом и оценкой различных информационных потоков, предназначен мощный аппарат различных методов прогнозирования, которые можно подразделить на две основные группы:
• качественные (мнения специалистов, метод экспертных оценок, упорядоченный опрос, изучение покупателей и пр.);
• количественные (прогнозирование на основе ретроспективной информации, причинно-следственное прогнозирование). В общем виде процесс прогнозирования состоит из следующих основных этапов:
Несмотря на отличия
различных методов