Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:58, лекция
Исторические предпосылки возникновения аудита
Согласно существующим историческим фактам первые упоминания об аудите появились в период развития древней цивилизации Ближнего Востока. Именно тогда начался бурный процесс формирования высокоорганизованных государств с не менее организованной хозяйственной деятельностью.
Однако следует отметить, что любая прогнозная информация готовится как в качестве инструмента внутреннего управления, так и для предоставления заинтересованным пользователям. По этой причине возникает необходимость ее аудита.
При проведении аудиторской проверки прогнозной финансовой информации аудитору необходимо:
За подготовку прогнозной финансовой информации отвечает руководство экономического субъекта. Однако аудитор может получить задание о проверке этой информации с целью повышения степени доверия к ней.
Прогнозная финансовая информация относится к событиям, которые еще не наступили и с определенной степенью вероятности могут не произойти. Кроме того, существует возможность получить достаточные и уместные доказательства принятых руководством экономического субъекта допущений. Однако следует учитывать, что эти допущения также ориентированы на будущее, субъективны по своему характеру и отличаются от аудиторских доказательств, получаемых при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, аудитор не может выразить мнения о возможности достижения именно тех результативных показателей, которые содержатся в прогнозной финансовой информации. Иными словами, МСА 810 «Исследование ожидаемой финансовой информации» рекомендует аудитору при подготовке отчета по поводу обоснованности принятых при формировании прогнозной финансовой информации допущений исходить из собственного мнения с определенной долей профессионального скептицизма в отношении достаточной степени уверенности в этих допущениях.
Принимая задание по аудиторской проверке прогнозной (т.е. ожидаемой) финансовой информации, аудитор должен:
Все перечисленные вопросы аудитор отражает в письме о задании, направляемом руководству экономического субъекта перед началом проведения аудита прогнозной финансовой информации. В этом письме также раскрывается ответственность руководства экономического субъекта за принимаемые им допущения и предоставляемую аудитору для проверки первичную информацию.
Перед началом аудиторской проверки аудитор должен ознакомиться с деятельностью экономического субъекта для уточнения того, что все существенные допущения были выявлены. Он может отказаться от выполнения аудиторской проверки прогнозной (финансовой) информации, если принятые руководством экономического субъекта допущения не реальны или если эта информация не отвечает своим целевым установкам.
На данном этапе аудиторской проверки аудитору необходимо прежде всего ознакомиться с процессом подготовки руководством экономического субъекта прогнозной финансовой информации. С этой целью следует оценить:
Аудитор должен оценить
степень достоверности
Аудитору следует помнить, что период, охватываемый прогнозной финансовой информацией, не должен превышать временные рамки, позволяющие руководству экономического субъекта разумно оценивать ситуацию. Кроме того, существует целый ряд факторов, оказывающих непосредственное и при этом весьма существенное влияние на данный период. К ним относятся:
При определении характера, сроков и объема аудиторских процедур МСА 810 рекомендует сконцентрировать особое внимание:
• адекватности и достоверности представленных исходных данных.
При анализе названных аспектов аудитор должен оценить источники и надежность доказательств, подтверждающих наилучшие оценки руководства экономического субъекта. Для этого необходимо тщательным образом изучить информацию, полученную как из внутренних, так и из внешних источников. При применении руководством экономического субъекта гипотетических допущений надо определить, принимаются ли во внимание существенные последствия таких допущений.
Аудитору необходимо получить от руководства экономического субъекта письменное заявление относительно предполагаемого использования прогнозной финансовой информации, полноты существенных допущений и признания ответственности за предоставленную информацию.
На этапе аудиторской проверки прогнозной финансовой информации аудитор должен собрать достаточные и уместные доказательства того, что:
• указана конкретная дата подготовки прогнозной финансовой информации;
• уровни ряда отражены ясно и объективно;
• указаны любые изменения в учетной политике, произошедшие после даты ее формирования, а также раскрыты все причины этих изменений и их влияние на прогнозную финансовую информацию.
Согласно МСА 810 в отчете (заключении) о прогнозной финансовой информации обязательно должны быть раскрыты следующие основные элементы (разделы):
MCA 810 допускает выражение аудитором мнения с оговоркой или отрицательного мнения, если он считает, что представление и раскрытие прогнозной финансовой информации не отвечает общепринятым требованиям.
В случае, когда одно или несколько существенных допущений не являются, по мнению аудитора, приемлемой основой для подготовки прогнозной финансовой информации, он должен выразить отрицательное мнение или отказаться от самой проверки. При ограничении объема аудиторской проверки аудитор должен отказаться от аудита или от выражения мнения и представить соответствующее описание вышеуказанного ограничения в итоговом отчете.
Обзор бухгалтерской (финансовой) отчетности
Концептуальная основа Международных стандартов аудита четко разграничивает собственно аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и сопутствующие аудиту услуги. В связи с этим представляет особый интерес проблема, связанная с пониманием основных требований и рекомендаций, направленных на соблюдение аудитором своих профессиональных обязанностей при оказании именно сопутствующих аудиту услуг, отличающихся по своей сущности от собственно аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и консалтинговых услуг, оказываемых в настоящее время аудиторами различным экономическим субъектам в значительном объеме.
Одним из видов сопутствующих аудиту услуг является обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности. МСА910 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности» регламентирует весь перечень требований как к аудитору при выполнении им соответствующего обзора бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и к форме аудиторского заключения, выдаваемого аудитором по его завершении.
Важно помнить, что МСА 910 может быть применим не только к заданиям по обзорной проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и к обзорной проверке иной необходимой заинтересованным пользователям информации. Кроме того, МСА 910 рекомендуется использовать совместно с МСА 120 «Основные принципы международных стандартов аудита».
Обратившись к определению обзора бухгалтерской (финансовой) отчетности, можно выявить цель, для которой он осуществляется. Под целью обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности следует понимать предоставление аудитору возможности констатировать, опираясь на проведенные аудиторские процедуры, обнаружил ли он факты, позволяющие полагать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность сформирована не в соответствии с общепринятыми основами (МСФО) во всех существенных аспектах (негативная уверенность).
Выполняя задание по обзорной проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор, как и при аудите, обязан соблюдать основополагающие этические принципы.