Метод и методология контрольно-ревизионной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления. Финансовый контроль осуществляется за формированием и распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам, за эффективным и целевым использованием средств.

Оглавление

Введение
1. Организационные аспекты контрольно-ревизионной работы…………………4
1.1. Формы и порядок организации контрольно-ревизионной работы
1.2. Структура и задачи контрольно-ревизионных органов
1.3. Нормативно - законодательная база по организации и методике проведения контрольно-ревизионной работы
2. Методика проведения контрольно-ревизионной работы
2.1.Ревизия как форма осуществелния финансового контроля
2.2. Методика проведения контрольно-ревизионной работы 16
2.3. Характеристика нарушений, выявленных в процессе проведения ревизии 33
2.4 Документальное оформление итогов ревизии………………………………..36
Вывод
Список используемой литературы 42
Приложения…………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

НИРС Билялетдинова.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Методы изучения документов и хозяйственных операций способствуют повышению эффективности и качества ревизии, но большую часть вопросов ревизорам приходится решать с учетом взаимосвязи различных хозяйственных и финансовых ситуаций.

 

2.3. Характеристика нарушений, выявленных в процессе проведения ревизии

Выявленные в процессе проведения ревизии недостатки и нарушения описываются обязательно со ссылкой на конкретные положения (статьи, пункты) нормативных актов. Нарушения должны получать  в заключении исчерпывающее отражение с указанием его характера, последствий, причин появления, конкретных должностных лиц, в результате  действия или бездействия которых они были допущены, а также рекомендации о мерах по их устранению. Нарушения бывают следующего характера:

          Расчеты с бюджетом. Типичными нарушениями могут быть: неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам, неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии или неправильном его указании в расчетно-платежных документах, ненадлежащее ведение учета, неправильное определение налоговых льгот, несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности, нарушение сроков платежей по налогам.

Расчеты с подотчетными лицами. В результате могут быть выявлены факты оплаты командировочных расходов (суточных, оплата проезда и проживание) сверх установленных норм. Оформление расчетов с водителями за приобретенные ими горюче-смазочные материалы, запасные части и т. д. Проверяется качество оправдательных документов, сроки отчетности. Обоснованность представительских расходов должна подтверждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначении лиц, ответственных за проведение мероприятий; программы встречи с представителями другой организации; сметы расходов, утвержденной руководителем; акта с приложенными документами, подтверждающими расходы и др.

Расчеты по кредитам и займам. Отсутствие договора займа или составление его с нарушением Гражданского кодекса РФ, отсутствие договора с банком о пролонгации кредита, ненадлежащее ведение учета, неправильный учет расходов по уплате процентов по кредитам и займам, нецелевое использование средств кредитов банков.

Учет затрат на производство. Несоответствие применяемого метода учета затрат методу, зафиксированному в учетной политике; неправильная оценка остатков незавершенного производства; неправильное разграничение расходов по отчетным периодам; необоснованное включение в себестоимость отдельных видов затрат.

Учет выпуска и реализации готовой продукции. Ведение бухгалтерского учета реализации продукции кассовым методом, хотя учетной политикой выбран метод начислений; неправильное исчисление фактической себестоимости проданной продукции; неполное отражение в учете выпущенной продукции; отсутствие налаженного аналитического учета готовой продукции по местам хранения и отдельным видам готовой продукции; отсутствие проведения инвентаризации готовой продукции; некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете продажи продукции по бартеру, при зачете взаимных требований и др.

Учет финансовых результатов. Типичными ошибками являются: включение в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими органами; неправомерное использование прибыли отчетного года; неверная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов; неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84.

Учет капитала. Типичные ошибки: кредитовый остаток по счету 80 не соответствует заявленному в учредительных документах; невнесение или неполное внесение учредителями долей в уставный капитал в установленные сроки; несвоевременное внесение изменений в реестр акционеров; несвоевременное оформление выбытия и приема новых учредителей; невыплата дивидендов по привилегированным акциям, отсутствие документов, подтверждающих погашение задолженности учредителей.

Учет ценных бумаг. Типичными ошибками при этом могут быть: отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения, или оформление их с нарушением установленных требований; неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг; некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете финансовых вложений; несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами.

Учет материально – производственных запасов. Отсутствие первичных приходно-расходных документов или оформление их с нарушением установленных требований; неправильное исчисление фактической стоимости заготовления материалов; списание в расход неоприходованных материальных ценностей (не оформленных приходными документами); списание материалов на производство по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода; отсутствие норм расхода материалов или их несоблюдение; арифметические ошибки при подсчете реализованной торговой наценки.

Учет основных средств. Несвоевременное оприходование объектов основных средств; неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств; начисление амортизации по полностью амортизированным объектам; некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств; неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств; неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств.

Учет расчетов с персоналом. Отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений, договоров); ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.); ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета); неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли в себестоимость продукции или за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения на виновных лиц.

 

2.4 Документальное оформление итогов ревизии

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителями ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получение с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру-ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель контрольно-ревизионного органа или его заместитель направляет запрос для разъяснения в соответствующие подразделения Министерства финансов Российской Федерации или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.

Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) в установленном настоящей Инструкцией порядке для вручения акта ревизии.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию: наименование темы ревизии; дату и место составления акта ревизии; кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером); кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: "Материалы ревизии приняты", указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

Руководитель контрольно-ревизионного органа по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.

По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Кроме того, руководителем контрольно-ревизионного органа материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.

Информация о работе Метод и методология контрольно-ревизионной работы