Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:52, курсовая работа
Финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления. Финансовый контроль осуществляется за формированием и распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам, за эффективным и целевым использованием средств.
Введение
1. Организационные аспекты контрольно-ревизионной работы…………………4
1.1. Формы и порядок организации контрольно-ревизионной работы
1.2. Структура и задачи контрольно-ревизионных органов
1.3. Нормативно - законодательная база по организации и методике проведения контрольно-ревизионной работы
2. Методика проведения контрольно-ревизионной работы
2.1.Ревизия как форма осуществелния финансового контроля
2.2. Методика проведения контрольно-ревизионной работы 16
2.3. Характеристика нарушений, выявленных в процессе проведения ревизии 33
2.4 Документальное оформление итогов ревизии………………………………..36
Вывод
Список используемой литературы 42
Приложения…………………………………………………………………………43
противоречиям между реквизитами документа. Они бывают формальные, то есть между самими реквизитами (например, несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия), и логические, проявляющиеся в необычном их сочетании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия.
Успех применения формальной проверки зависит от знания:
порядка заполнения бухгалтерских документов;
слабых звеньев в учетном процессе;
уязвимых хозяйственных операций, используемых преступниками в своих корыстных целях;
применения апробированных ревизионной практикой приемов распознавания доброкачественности документов.
Логическая проверка. Такая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Успех логической проверки зависит от квалификации проверяющего, знании необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственных операций.
Арифметическая проверка. Метод применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления признаков хищений и злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий.
Арифметически может быть проверена правильность обобщения данных первичных документов в регистрах бухгалтерского учета, а также правильность переноса данных из регистров бухгалтерского учета в бухгалтерскую отчетность.
С помощью названного приема могут быть выявлены следующие подлоги в первичных и сводных документах:
завышение или занижение итоговых сумм по горизонтальным и вертикальным строчкам;
последующие дописки штрихов и цифр - как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках.
Неправильные арифметические подсчеты могут быть умышленными и неумышленными.
При комплексном применении формальной, логической и арифметической проверок подразделяются в процессе ревизии все недоброкачественные документы на дефектные по существу отраженных в них операций и на дефектные комбинированные, т.е. сочетающие недостатки по существу и по форме отражения операций.
Недоброкачественные документы подразделяются на документы, содержащие случайные ошибки, отражающие незаконные операции, подложные. К первым относятся такие документы, в которых случайно, неумышленно искажены отдельные характеристики реквизитов (номер расчетного счета организации, ее наименование, адрес получателя и пр.). Документы, содержащие данные о незаконных операциях, характеризуются несоответствием сущности операции действующему законодательству - нормативным актам, положениям, инструкциям. В подложных документах умышленно искажаются реквизиты или содержание хозяйственной операции. Они подразделяются на документы: с материальным подлогом (подделка подписи должностного лица или подписи в получении денег, подделка штампа, печати и др.); с интеллектуальным подлогом (завышение количества, цены, суммы); комбинированные, сочетающие материальные и интеллектуальные подлоги.
Встречная проверка. Встречная проверка предусматривает сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Проведение встречных проверок ревизорами регламентируется п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 14.04.2000 N 42н. Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают:
при внутренних операциях - в разные подразделения одного предприятия;
при внешних операциях - в разные организации.
При этом наибольшее распространение имеют случаи неоприходования полученных в других организациях товарных и денежных средств, уменьшение количества полученных материальных ценностей путем подделки тех экземпляров документов, которые поступают в соответствующую организацию.
Применять названный метод целесообразно только в двух ситуациях:
когда проверяемые лица уничтожили только находящийся у них экземпляр документа, а в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;
когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае сфальсифицированы не все экземпляры, т.е. оригиналы их сохранились.
Взаимный контроль. Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.
Сопоставляются различные бухгалтерские документы, документы оперативно-технического учета (весовой журнал, журналы учета въезжающего и выезжающего с предприятия транспорта, графики завоза товара и др.).
С помощью этого метода решаются две основные задачи:
выявляются подложные документы;
определяется круг лиц, причастных к совершению противоправного деяния.
О наличии в документах подлога могут свидетельствовать две группы признаков, выявляемых взаимным контролем:
отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в "цепочке" документов);
противоречия в содержании взаимосвязанных документов.
Метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время достаточно сложным в организационном и методическом плане.
Недостаток метода взаимного контроля - он более трудоемкий и часто требует сопоставления целого ряда взаимосвязанных документов. Факторы, объективно влияющие на результативность метода:
предварительное выдвижение версий (предположений) о предмете противоправного посягательства и способе его изъятия;
ознакомление со спецификой движения ценностей в сфере материального производства или при осуществлении коммерческой, а также банковской деятельности;
знание специфики документального оформления хозяйственных операций по движению материальных ценностей на каждом этапе, участке производства (заготовка, транспортировка, хранение, изготовление, сбыт);
реализация специфики документального оформления в виде графика документооборота на определенном предприятии (группе интересующих предприятий).
Анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств. Метод характерен тем, что в результате хронологического анализа хозяйственных операций представляется возможность выявить отклонения от нормального оборота материальных ценностей или денежных средств и как следствие — установить искажения данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции. Хронологический анализ проводится путем деления учетного периода на более короткие промежутки времени (месяц делится на декады, декада на дни и т.п.). Далее прослеживается движение товарно-материальных ценностей по дням, операциям и т.п. Под учетным периодом понимается отрезок времени, за который материально-ответственное лицо составляет свой отчет. Например, экспедитор составляет отчет за каждый день.
Посредством хронологического анализа могут быть установлены:
перепады объема реализации продукции в период работы конкретных материально-ответственных лиц;
"странные" закономерности в работе предприятия, которые проявляются в виде вспышек или спадов в осуществлении хозяйственных операций, и касаться они могут не только количественной, но и, что не менее важно, качественной их стороны. Например, могут быть резкие колебания каких-либо показателей в виде возрастающего объема реализации отдельных видов изделий в определенные дни работы;
единичные отклонения от нормального оборота, указывающие на возможность подлога в отдельном документе. Наиболее простым отклонением может быть превышение расхода над приходом на какой-то промежуток времени, что может указывать на реализацию излишков полученной продукции. Одним из видов отклонений от нормального оборота могут быть резкие колебания каких-либо показателей (объемов реализации каких-то видов продукции, увеличение потребления).
Восстановление количественно-суммового учета. Метод применяется при ревизии баз, предприятий общественного питания, складов некоторых организаций, где количественный учет не ведется, хотя каждая операция поступления и расходования материальных ценностей оформляется первичными документами.
Проверка правильности корреспонденции счетов. Такая проверка нужна, чтобы установить факты ошибочного или умышленного искажения данных взаимосвязи синтетических счетов бухгалтерского учета, чем создаются условия для хищения денежных средств и материальных ценностей, хотя все первичные документы могут быть составлены безукоризненно.
Проверка регистров бухгалтерского учета. Этот метод заключается в сопоставлении данных регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что позволяет установить наличие подложных записей, сделанных в целях сокрытия хищений и злоупотреблений.
Исследование неофициальных материалов. Согласно данному методу изучаются черновые записи кассиров и других материально ответственных лиц, анонимные письма, неофициальные заявления работников ревизуемой организации.
Исследование и проверка объяснительных записок, полученных в процессе ревизии. Данный метод позволяет глубже анализировать действия должностных и материально ответственных лиц, выявлять обстоятельства, способствующие возникновению бесхозяйственности и нарушению финансовой дисциплины, намечать мероприятия по их устранению. Ревизор имеет право требовать объяснений от любых работников ревизуемого предприятия по вопросам, возникающим в ходе ревизии. От лиц, не являющихся работниками ревизуемого предприятия, он может получать объяснения, обращаясь к ним с соответствующей просьбой. Если в представленном письменном объяснении какой-либо вопрос окажется нераскрытым или недостаточно освещенным, то ревизор может предложить соответствующему лицу дать дополнительные объяснения. В случае отказа того или иного лица дать объяснения по поводу допущенных нарушений, ревизор должен затребовать их служебной запиской, копию которой необходимо приложить к акту ревизии.
Метод инвентаризации.
Организационно-правовые основы инвентаризации. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц (кроме банков) и организаций, которые финансируются за счет средств бюджета, определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится согласно Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утверждена Минфином России 29 августа 2001 г. № 68н), Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности». Для этих целей также может использоваться Инструкция о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (приказ Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России от 13 апреля 1992 г. № 326).
Сроки проведения инвентаризаций определяет руководитель организации. Закон о бухгалтерском учете обязывает проводить инвентаризации основных средств не реже одного раза в три года, библиотечных фондов — не реже одного раза в пять лет, сырья, материалов, товаров в районах Крайнего Севера — при составлении годовой бухгалтерской отчетности, а во всех остальных случаях — в период наименьших остатков ценностей на счетах.
Кроме того, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации инвентаризации обязательны:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей, в случае стихийных бедствий;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
при бригадной материальной ответственности при смене бригадира, выбытии из бригады более 50% ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады;
если программой проверки контролирующего органа предусмотрена инвентаризация имущества и обязательств.
Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия. Методическими рекомендациями определена форма распорядительного документа на создание комиссии и проведение инвентаризации. Распорядительный документ должен иметь название: «приказ» - издает руководитель организации, «распоряжение» - руководитель подразделения, «постановление» - вышестоящая организация или коллективный орган, например, правление, совет директоров. Указываются председатель и члены комиссии, полное наименование их должностей по основному месту работы, фамилии, имена и отчества, какое имущество и обязательства подлежат инвентаризации, дата начала и окончания инвентаризации, причины инвентаризации и дата сдачи итоговых документов в бухгалтерию.
Помощь ревизору при инвентаризации товарно-материальных ценностей оказывают руководитель и главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ревизуемой организации.
К началу инвентаризации заканчивается обработка всех документов по поступлению и расходу ценностей, сделаны записи в аналитическом учете и выведены остатки на день инвентаризации. У материально ответственных лиц берутся подписки о том, что все документы, относящиеся к приходу и расходу ценностей сданы в бухгалтерию и что неоприходованных или не списанных в расход ценностей нет. Наличие расписки предупреждает выписку подложных документов материально ответственными лицами в случаях обнаружения излишков или недостач.
Информация о работе Метод и методология контрольно-ревизионной работы