Материальные затраты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля за движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности.

Файлы: 1 файл

!Курсач по буху испр.docx

— 91.90 Кб (Скачать)

    Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств  и т.п., оформляют однострочными  или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов (приложение 8), которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. [13. с.236]

    Если  подотчетные лица приобретают материалы  за наличные деньги. то товарный счет и  акт (справка), подтверждающие стоимость  приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием  даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается  к авансовому отчету подотчетного лица.

    Материальные  ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются  в единицах, отличных от тех, в которых  они поступили, то они учитываются  одновременно в двух единицах измерения.

    Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют  штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

    Если  количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствуют  данным счета поставщика, приемку  товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который  служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или  представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также  при приемке материалов, поступивших  на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

    Материалы, полученные от разборки и демонтажа  зданий и сооружений, приходуются  на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

    Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся  на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»  и 003 «Материалы, принятые в переработку».

    Материалы отпускают со склада организации  на производственное потребление, хозяйственные  нужды, на сторону, для переработки  и в  
порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

    Для обеспечёния контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующиё организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

    Все службы предприятия должны иметь  список должностных лиц, которым  предоставлено право подписывать  документы на получение отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

    Порядок документального оформления отпуска  материалов зависит, прежде всего от организации производства, направления  расхода периодичности их отпуска.

    Расход  материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют  лимитно-заборными картами (приложение 9). Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

    Один  экземпляр лимитно-заборной карты  вручают цеху-получателю, другой —  складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток  лимита в обоих экземплярах карты  и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается  в получении материалов в карте, находящейся на складе.

    Отпуск  материалов со складов производят в  пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования - накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

    Применение  лимитно-заборных карт значительно  сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка  лимитно-заборных карт на современных  вычислительных машинах позволяет  повысить обоснованность исчисляемых  лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт. [12. с.238]

    Если  материалы со склада отпускаются  нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.

    Для учета движения материалов внутри предприятия  применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

    Отпуск  материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют  накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и являётся основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

    При перевозке материалов автотранспортом  вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

    Вместо  первичных документов по расходу  материала можно использовать карточки учета материалов (приложение 7). С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

    В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или  отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После  утверждения руководителем организации  акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

      В установленные дни документы  по приходу и расходу материалов  сдают в бухгалтерию организации  по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах:  первый сдается в бухгалтерию  под расписку бухгалтера на  втором экземпляре, а второй остается  на складе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Синтетический и  аналитический учет  движения производственных запасов 

    Синтетический учёт движения производственных запасов

    Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    К счету 10 «Материалы», могут быть открыты  следующие субсчета: 10-1 «Сырьё и  материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара  и тарные материалы», 10-5 «Запасные  части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». [1. с.73]

    На  синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической  себестоимости или по учетным  ценам. При учете материалов по фактической  себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

    При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:

    - счет 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» — на стоимость  поступивших материалов по ценам  поставщиков со всеми наценками  сбытовых и снабженческих организаций  и транспортно-заготовительными  расходами, включенными в счета  поставщиков, включая оплату процентов  за приобретение в кредит, предоставленный  поставщиком и суммовые разницы,  возникающие до принятия на  учет материалов;

    - счета 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам» и 67 «Расчеты  по долгосрочным кредитам и  займам» — на сумму начисленных  процентов за кредиты и займы,  использованные на закупку материалов;

    - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» – на стоимость  услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

    - счет 71 «Расчеты с подотчетными  лицами» — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

    - счет 23 «Вспомогательные производства»  — на расходы по доставке  материалов собственным транспортом  и на фактическую себестоимость  материалов собственного производства;

    - счет 20 «Основное производство»  — на стоимость возвратных  отходов;

    - другие счета.

    Материалы, полученные по договору дарения и  безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих  периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета  затрат и по другим причинам выбытия  (на счета 20, 23, 25, 26 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Таблица 2.2.1 - Корреспонденция счетов по счёту 10 «Материалы» [прилож.5]

  
№п/п Содержание  операции Дебет Кредит Сумма, тыс.руб.
1 Оприходованы  материалы, изготовленные в цехах вспомогательных производств 10 23 911
2 Списана стоимость  материалов, использованных при приобретении, строительстве объектов внеоборотных активов 08 10 3832
3 Списаны материалы, израсходованные для производства продукции, работ, услуг 20 10 4152456
4 Списаны материалы, использованные во вспомогательных производствах 23 10 83309
5 Списаны материалы, использованные при осуществлении общепроизводственных расходов 25 10 97332
6 Списаны материалы, использованные при осуществлении общехозяйственных расходов 26 10 29957
7 Списаны материалы, использованные в обслуживающих производствах и хозяйствах 29 10 4137
8 Списаны материалы  при реализации продукции 44 10 51267
9 Переданы материалы  структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс 79 10 554619
10 Списана стоимость  реализованных материалов 91 10 3471
11 Списана стоимость  безвозмездно переданных материалов 92 10 24667
12 Выявлена недостача  материалов при инвентаризации 94 10 17

Информация о работе Материальные затраты