Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций
Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.
Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов
Расчеты с подотчетными лицами, получившими под отчет валюту, ведутся в иностранной валюте в рублевом эквиваленте. Учет расчетов с подотчетными лицами по командировкам внутри страны и за рубежом ведется с применением счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами". К счету 71 следует открыть субсчета 71-1 "Расчеты с подотчетными лицами по командировкам внутри страны" и 71-2 " Расчеты с подотчетными лицами по загранкомандировкам". По дебету счета 71 записываются суммы возмещенного перерасхода и вновь выданные суммы на основании расходных кассовых ордеров, а по кредиту - суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным кассовым ордерам.
Выдача наличных денег в под
отчет оформляется
Д 71, К 50-1 - выдана работнику сумма аванса на командировочные расходы в рублях из кассы,
Д 50-2 К 52 - получена в банке наличная валюта для выдачи работнику на командировочные расходы,
Д 71-2, К 50-2 - выдана работнику сумма аванса на командировочные расходы в инвалюте из кассы,
Д 71-2, К 52 - перечислена сумма аванса на командировочные расходы в банк на лицевой счет работника в иностранной валюте.
При возмещении командировочных расходов на территории иностранных государств не предусмотрено возмещение расходов по найму жилого помещения, не подтвержденных документально.
Согласно Правилам возмещение работникам
суточных по загранкомандировкам
Суточные за день пересечения границы
РФ при выезде в командировку выплачиваются
в иностранной валюте по нормам,
установленным для
При направлении работника в командировку в две или более страны суточные выплачиваются в размере 100%, как правило, в валюте по нормам страны, в которую направляется работник. В тех случаях, когда работники, направленные в краткосрочную командировку за границу, в период командировки обеспечиваются иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона выплату суточных этим лицам не производит. Если принимающая сторона не выплачивает указанным лицам иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет им за свой счет питание, то направляющая сторона выплачивает им суточные в размере 30% нормы, включая надбавки.
При направлении за границу делегаций учащихся направляющая сторона выплачивает суточные в размере 15% нормы при условии, что они обеспечиваются питанием за счет направляющей или принимающей стороны и не получают иностранную валюту на личные расходы от принимающей стороны.
В случае пребывания работника в краткосрочной командировке за границей более 60 дней выплата суточных начиная с 61-го дня производится в размерах, установленных для работников загранучреждений РФ при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение. В этих же размерах производится выплата суточных работникам загранучреждений РФ и другим категориям работников, направленных на работу за границу, за время проезда по иностранной территории к месту работы за границей и обратно и при следовании в краткосрочную командировку в Россию из-за границы и обратно.
По возвращении из командировки командированное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет о произведенных командировочных расходах. Положением N 62 определен также и срок представления авансового отчета - 10 календарных дней с даты окончания служебной командировки за пределы РФ.
Авансовый отчет является основным документом, на основании которого производится списание задолженности с подотчетного лица. После того как руководителем организации признана целесообразность расходов, включенных работником в авансовый отчет в рублях и в валюте, бухгалтер должен проверить правильность составления этого отчета, а также соответствие и комплектность предъявленных документов, подтверждающих данные расходы. Затем производится расчет суточных и расходов по найму жилья в установленных пределах. Эти расходы, возмещаемые работнику в пределах норм, а также оплата проезда к месту командировки, оформления выезда за границу и др. относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) организации.
В бухгалтерском учете
Дебет 20(26,44), Кредит 71.
По окончании командировки организация обязана в течение 10 календарных дней представить в банк авансовый отчет с приложением всех документов, подтверждающих расходы. При непредставлении авансового отчета банк имеет право отказать в выдаче суммы задолженности по отчету.
При наличии у командированного лица перерасхода по командировке сумма задолженности перед ним может погашаться путем:
§ выдачи суммы задолженности в наличной иностранной валюте (Дебет 71, Кредит 50-2);
§ выдачи эквивалента суммы задолженности в рублях, исчисленной по курсу рубля к иностранным валютам, установленному Банком России на дату погашения задолженности (Дебет 71, Кредит 50-1);
§ перевода средств в иностранной валюте с текущего валютного счета клиента на валютный счет командируемого лица - резидента в уполномоченном банке (Дебет 71, Кредит 52).
Валюта и форма расчетов с
командированным лицом
При определении налогооблагаемой прибыли в расчет включаются командировочные расходы в пределах утвержденных норм. При этом если расходы оплачены работником в иностранной валюте, то их стоимость пересчитывается в российские рубли по курсу Банка России на день утверждения авансового отчета. Согласно положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденному приказом Минфина России от 10.01.2000 г. N 2н, курсовая разница, образовавшаяся за период со дня выдачи работнику наличной валюты по день утверждения авансового отчета, относится на счет 91.
Согласно п.3 ст.217 НК РФ расходы на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, не включаются в доход, подлежащий налогообложению. К ним относятся суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, получения и регистрации служебного заграничного паспорта, получения виз, а также расходы, связанные с обменом валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Если налогоплательщик не представил документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, то суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных действующим законодательством.
Суммы сверхнормативных командировочных расходов, возмещаемых работнику, подлежат включению в совокупный доход данного работника и обложению налогом на доходы в установленном порядке.
Кроме авансового отчета в банк представляется отчет клиента. Копия отчета с отметкой банка возвращается клиенту. Если отчет не представлен в течение 3 месяцев, а сумма предполагаемого отчета превышает 5000 долл. США, то банк обязан не позднее 5 дней с момента истечения 3 месяцев направить извещение в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю. При несостоявшейся командировке в банк возвращаются справки по форме N 0406007; если командировка не состоялась, а справка утеряна, то в банк подается объяснительная записка.
В соответствии с положением N 62 клиент несет ответственность в виде штрафа в пределах той суммы, которая не была учтена или учтена ненадлежащим образом при представлении авансового отчета. Если организация нарушает сроки представления отчетов, то банк вправе приостановить операции по выдаче клиенту иностранной наличной валюты с валютного счета до момента сдачи отчетности.
Таким образом, для оформления
зарубежных командировок сотрудников
и подтверждения валютных расходов
в бухгалтерии организации
Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами является журнал-ордер № 7. В данном регистре сочетается аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. Это означает, что каждой выданной под отчет сумме в журнале-ордере соответствует одна строка, и по мере представления авансового отчета, сдачи в кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода записи по этим операциям будут произведены на этой же строке. Основанием для заполнения журнала-ордера N 7 являются приходные и расходные кассовые ордера. К учету принимаются авансовые отчеты, проверенные арифметически, целесообразность указанных в них расходов должна быть утверждена руководителем организации. При обработке авансового отчета бухгалтер проставляет корреспондирующие счета как на самих документах, так и на отчете.
Пример расчета
Сотрудником организации представлены авансовый отчет о служебной командировке в Нью-Йорк и документы, подтверждающие фактические расходы. Срок командировки - шесть дней. 4 января получен аванс в размере 1900 долл. США и 100 руб. (курс Банка России на дату выдачи аванса составлял 30 руб. за 1 долл.).
Выдача аванса отражена в учете следующим образом:
Дебет 71.2, Кредит 50-2 - 57 000 руб. (1900 х 30),
Дебет 71.1, Кредит 50-1 - 100 руб.
Утвержденные нормы суточных в США 67 долл. Норма, утвержденная советом директоров, - 75 долл. (курс доллара на день представления отчета 29 руб.за 1 долл.). Согласно авансовому отчету произведены следующие расходы:
Оплата авиабилетов Москва - Нью-Йорк - Москва |
800 долл. (23200 руб.) |
Оплата услуг гостиницы в том числе:
по нормам (100 долл в сутки) сверх норм |
600 долл. (17400 руб.) 100 х 5 = 500 долл. (14500 руб.) 20 х 5 = 100 долл.(2900 руб.) |
Суточные в том числе: по норме сверх норм |
375 (10875 руб.) 67 х 5 = 335 долл. (9715 руб.) 8 х 5 = 40 долл. (1160 руб.) |
Суточные в рублях на день пересечения границы |
100 руб. |
Оплата такси из аэропорта при возвращении из командировки (возмещению не подлежит) |
250 руб. |
Отчет утвержден в сумме |
51575 |
Всего расходы по нормам составили: 23200 руб. + 14500 руб. + 9715 руб. = 47415 руб.
Расходы сверх норм составили: 2900 руб. + 1160 руб. = 4060 руб.
При списании расходов в бухгалтерском учете производятся записи:
Дебет 26, Кредит 71.2 - 1635 долл.(47415 руб.),
Дебет 26, Кредит 71.1 - 100 руб.,
Дебет 26, Кредит 71.2 - 140 долл.(4060 руб.).
Отрицательная курсовая разница, возникшая с момента выдачи валюты до момента подписания отчета, составила 1900 руб. (30 руб. – 29 руб.) х 1900 долл.
Эта разница отражена в учете бухгалтерской записью:
Дебет 91, Кредит 71.2 - 1900 руб.
Остаток неиспользованных сумм был сдан в кассу, в бухгалтерском учете произведена запись:
Дебет 50.2, Кредит 71.2 - 125 долл. (3625 руб.).
Формирование отчетности предприятия является завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям.
Нормативные документы: Федеральный закон 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
До формирования отчетных показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, составления отчетности, ее утверждения и представления по принадлежности, в каждой организации должны быть мероприятия по завершению финансового отчетного года (процедура закрытия отчетного года), которые включают в себя:
1. Обязательную годовую инвентаризацию имущества и обязательств
2. Пересмотр положений учетной политики
3. Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций
4. Исправление ошибок
5. Завершающие записи по счетам бухгалтерского
учета и реформация баланса
Для проведения завершающих мероприятий определяется их перечень, конкретные сроки проведения, ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их выполнением.
Обязательная годовая инвентаризация имущества и обязательств
Проведение итоговой инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Порядок и сроки проведения такой инвентаризации определяются руководителем организации и закрепляются в его распорядительном документе (приказе) по организации или в учетной политике.