Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций
Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.
Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов
Согласно подпунктам 6.6 Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденных приказами Минфина России от 06.05.99 №№32н и 33н, под суммовой разницей у продавца (поставщика) понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.
Таким образом, возникновение суммовых разниц обусловлено изменением курса валюты в период между датой оплаты товара (работы, услуги) и датой отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Под суммовой разницей понимается разница, возникающая у налогоплательщика, когда сумма возникших обязательств в рублях, исчисленная по установленному законом или соглашением сторон курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.
Суммовые разницы возникают тогда, когда цена товаров (работ, услуг) определяется сторонами в условных единицах, а расчеты осуществляются в рублях по какому-то согласованному сторонами курсу.
В качестве условных единиц чаще всего используются доллары США или евро, и, как правило, расчеты осуществляются исходя из официального курса соответствующей иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ. Но в принципе никто не запрещает сторонам устанавливать свой собственный курс, по которому будет производиться пересчет валюты в рубли.
Важно понимать - суммовые разницы возникают только в том случае, когда расчеты по договору осуществляются в рублях. Если же цена договора определена в иностранной валюте и при этом расчеты также осуществляются в иностранной валюте, то речь может идти о возникновении курсовых разниц. Суммовые разницы в этом случае не образуются.
Даже если цена товара (работы, услуги) определена в условных единицах (иностранной валюте) и расчеты при этом осуществляются в рублях, суммовые разницы образуются далеко не всегда.
Возникновение суммовых разниц напрямую зависит от таких условий договора, как:
- дата, на которую осуществляется пересчет рублевой стоимости товаров (работ, услуг);
- порядок оплаты (предварительная, последующая);
- момент перехода права
Наиболее распространена на практике следующая схема заключения договоров. Стоимость товаров (работ, услуг) определяется в иностранной валюте. При этом в договоре указывается, что оплата осуществляется покупателем (заказчиком) в рублях по курсу ЦБ РФ (или иному согласованному курсу) на дату оплаты.
В такой ситуации рублевая стоимость товаров (работ, услуг) формируется на дату их оплаты покупателем. Поэтому суммовые разницы образуются только в том случае, если отгрузка имеет место до момента оплаты. При предварительной (авансовой) оплате суммовые разницы не образуются, поскольку к моменту отгрузки уже известна рублевая стоимость реализуемых товаров (работ, услуг). Эта стоимость и указывается продавцом во всех первичных документах, включая счета-фактуры.
Следовательно, на возникающие суммовые разницы корректируются доходы и расходы организации. Увеличивают себестоимость товара (Д 41 К 60) или уменьшают выручку от реализации (Д 90 К 62)
Однако в связи с тем, что большинство налогоплательщиков в соответствии со ст.271 и 272 НК РФ определяет выручку от реализации продукции (работ, услуг) по методу начисления (а значит сделка в бухгалтерском учете полностью проведена), суммовые разницы для целей налогообложения учитываются как внереализационные доходы и расходы.
Пример 4.
Пример 1. ООО "Поставщик" отгрузило ЗАО "Покупатель" товар на сумму 11 000 у. е. (в том числе НДС по ставке 10% - 1000 у. е.). ООО "Поставщик" определяет выручку от реализации "по отгрузке". Условиями договора предусмотрено, что одна условная единица равна доллару США. А оплата производится в рублях по курсу Центрального банка РФ, действующему на день перечисления денег.
Курс доллара США составил на дату:
- отгрузки - 29 руб.;
- поступления денежных средств - 30 руб.
На день отгрузки ООО "Поставщик" был выписан счет-фактура на сумму 11 000 у. е. В бухгалтерском учете эти записи будут отражены следующим образом:
Д 62 К 90.1 319 000 руб. (11000 $ х 29 руб) - отражена выручка от реализации товара;
Д 90.3 К 68.2 29 000 руб. (1000 $ х 29 руб.) - отражена сумма НДС.
На момент отгрузки организация произведет регистрацию счета-фактуры в книге продаж на дату отгрузки. Когда покупатель расплатится с продавцом и на расчетный счет поступят деньги, бухгалтер ООО "Поставщик" сделает такую запись:
Д 62 К 51 330 000 руб. (11000 $ х 30 руб) - отражена выручка от реализации товара.
Таким образом, положительная суммовая разница составит 11000 руб. (330 000 - 319 000). Так как товар облагается НДС по ставке 10 процентов, то налог с суммовой разницы нужно также исчислять исходя из этой ставки:
Д 62 К 90.1 11000 руб. - отражена положительная суммовая разница;
Д 90.3 К 68.2 1000 руб. (11000 руб. х 10/110) - отражен НДС с положительной суммовой разницы.
Если же курс иностранной валюты на дату оплаты окажется меньше, чем на дату отгрузки, то образуется отрицательная суммовая разница. На ее сумму необходимо уменьшить выручку, а значит, будет уменьшена и сумма НДС. Так как книга продаж служит регистром, по которому рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, то есть в ней формируется кредитовый оборот по счету 68 (субсчет "Расчеты по НДС"), в ней необходимо произвести корректировку суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Для этого также необходимо составить справку бухгалтера, а в книге продаж произвести сторнировочную запись, указав реквизиты ранее выставленного счета-фактуры с пометкой "отрицательная суммовая разница".
Пример 5.
ООО "Поставщик" отгрузило ЗАО "Покупатель" товар на сумму 59 000 евро (в том числе НДС - 9000 евро). ООО "Поставщик" определяет выручку от реализации "по отгрузке". Оплата производится в рублях по курсу Центрального банка РФ, действующему на день перечисления денег.
Курс евро, установленный Центральным банком РФ, составил на дату:
- отгрузки - 36 руб.;
- поступления денежных средств - 34 руб.
Счет-фактура выставлен в евро.
В бухгалтерском учете записи были отражены следующим образом:
Д 62 К 90.1 - 2 124 000 руб. (59 000 EUR х 36 руб) - отражена выручка на дату отгрузки;
Д 90.3 К 68.2 324 000 руб. (9000 EUR х 36 руб) - отражена сумма НДС.
Полученные денежные средства бухгалтер отразил следующим образом:
Д 62 К 51 - 2 006 000 руб. (59 000 EUR х 34 руб) - поступила выручка на расчетный счет.
Из условий примера следует, что ООО "Поставщик" получило отрицательную суммовую разницу 118 000 руб. (2124000 - 2006000). На ее сумму необходимо скорректировать (уменьшить) выручку от реализации, а значит, и сумму налога на добавленную стоимость:
Д 62 К 90.1 - 118000 руб. - сторнирована выручка на сумму отрицательной суммовой разницы;
Д 90.3 Кредит 68.2 18000 руб.(118 000 руб. х 18/118) - сторнирована сумма НДС на сумму налога по отрицательной суммовой разнице.
В том случае, если налогооблагаемая база определяется "по оплате", продавец регистрирует выставленный в условных единицах счет-фактуру каждый раз, как только поступают денежные средства в оплату за поставляемые товарно-материальные ценности. В связи с чем в книге продаж никаких дополнительных записей на суммы положительных или отрицательных суммовых разниц не производится. А вот произвести корректировку выручки и начисленной суммы налога в бухгалтерском учете придется.
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению руководителя организации для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Помимо командировок на территории РФ сотрудники организации могут быть командированы и за рубеж.
Командировка в страну, входящую
в состав СНГ, как и на территорию
РФ, оформляется приказом руководителя
и командировочным
Не требуется оформлять
Размеры суточных при зарубежных командировках регламентируются Приказом Минфина России от 02.08.2004 № 64н "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств".
Желательно, чтобы был представлен краткий отчет о проделанной в месте командировки работе. Руководитель организации на отчете работника ставит резолюцию о соответствии проделанной работы цели командировки, а на авансовом отчете о командировочных расходах - свою подпись, подтверждая целесообразность произведенных работником расходов.
Согласно п.71 Правил работнику выплачиваются суточные за время пребывания в командировке, а также возмещаются расходы, связанные с проездом, провозом багажа, наймом жилого помещения, получением заграничного паспорта и виз, пропиской паспорта и уплатой комиссионных при обмене чека в банке на иностранную валюту.
Порядок выдачи иностранной валюты для командировочных расходов при командировании работника за границу определен положением Банка России от 25.06.97 г. N 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для командировочных расходов" (с учетом указания Банка России от 20.10.98 г. N 383-У). Оплата загранкомандировок производится на основе норм, утвержденных приложением N 1 к приказу N 92н. В настоящее время нормы возмещения расходов по загранкомандировкам (включая командировки в государства - участники СНГ) установлены в свободно конвертируемой валюте, которую каждая организация может приобрести через банк на валютной бирже и получить наличными для выдачи аванса командированному. Обычно аванс на командировочные расходы выдается работнику в той валюте, в которой установлены нормы возмещения этих расходов. Если же нормы установлены в редко используемых неконвертируемых иностранных валютах, то организация может выдать работнику аванс на командировочные расходы в любой свободно конвертируемой валюте. При этом смета командировочных расходов составляется также в свободно конвертируемой валюте, а пересчет редко используемой неконвертируемой иностранной валюты в свободно конвертируемую производится через рубли по курсу Банка России. Если национальная валюта другой страны не конвертируется Банком России, то пересчет расходов, выраженных в этой неконвертируемой валюте, производится по справочному курсу иностранных валют, не котируемых Банком России, или с помощью кросс-курса. Информацию об этих курсах организация может запросить в валютном отделе уполномоченного банка.
Командированный за границу сотрудник получает в кассе аванс в иностранной валюте. Расходовать выданные под отчет суммы следует по назначению; передача подотчетных сумм одним лицом другому запрещается. Новые авансы подотчетному лицу выдаются лишь при условии полного расчета по ранее выданному ему авансу. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то в составе счета 50 "Касса" открываются субсчета по обособленному учету иностранных валют, например 50-2 "Касса в долларах США", 50-3 "Касса в немецких марках" и т.д. В зависимости от предполагаемого объема операций с наличной иностранной валютой в рублевой кассовой книге выделяется несколько страниц или заводится отдельная валютная кассовая книга. Учет движения наличной иностранной валюты ведется непосредственно в валюте и в рублях, полученных путем пересчета валюты в рубли по курсу Банка России на день совершения операции. Синтетический учет ведется только в рублях. Остатки кассовой наличности в иностранной валюте подлежат переоценке при изменении курса рубля по отношению к имеющейся в кассе предприятия валюте. Переоценка производится на день совершения операции и на последнее число каждого месяца с отнесением курсовых разниц на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Согласно положению N 62 юридические лица могут приобретать иностранную валюту только в безналичном порядке. Для этого юридическое лицо подает в банк поручение на покупку валюты с обязательной пометкой о назначении платежа "Командировочные расходы". Приобретенные таким образом валютные средства (наличная валюта, дорожные чеки) могут быть использованы лишь на командировочные нужды. Выдача приобретенной валюты со счета в банке осуществляется на основании заявки. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 г. N 120-ФЗ (с изменениями от 16.07.98 г. N 98-ФЗ) "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" при снятии приобретенных средств со счета взимается налог 0,5% рублевой суммы. К заявке необходимо приложить приказ о норме суточных командированного лица и приказ о командировке с указанием фамилии, имени и отчества командированного лица, даты отправления и возврата, страны командировки. Заявка подается в двух экземплярах, копия с отметкой банка о дате приема заявки возвращается клиенту. Получение организацией наличной иностранной валюты, покупка дорожных чеков в уполномоченном банке осуществляются за счет средств на валютном счете и только для оплаты командировочных расходов. После представления заявки, но не ранее чем за 10 дней до даты убытия в командировку командируемого лица банк выдает требуемую сумму наличной валютой или дорожными чеками с одновременной выдачей справки по форме N 0406007 на имя каждого командируемого лица либо на имя старшего группы командируемых лиц. Справка является основанием для вывоза из РФ наличной иностранной валюты и дорожных чеков командируемыми лицами. В организации обязательно ведется "Журнал учета справок по форме N 0406007". Если сумма наличной иностранной валюты или дорожных чеков, выдаваемая клиенту на один день, превышает эквивалент 10 000 долл. США, то банк обязан не позднее 5 дней с даты выдачи наличной иностранной валюты или дорожных чеков подать извещение в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.