Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций

Краткое описание

Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.

Оглавление

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Записями, оформляемыми за декабрь отчетного года до даты проведения реформации, могут быть записи, связанные с:

- отражением результатов инвентаризации  и выявленных расхождений;

- начислением или списанием  сумм резервов;

- исправлением ошибок;

- отражением отдельных доходов  и расходов, не подтвержденных расчетными документами;

- отражением последствий событий  после отчетной даты (регулируется  ПБУ 7/98) и условных фактов хозяйственной  деятельности (регулируется ПБУ  8/98).

13.2. Виды и содержание бухгалтерской  отчетности

Бухгалтерская отчетность  - система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна удовлетворять  следующим принципам:

·      Соблюдение единой учетной политики в течение отчетного периода

·      Полнота отражения всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации

·      Правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду

·      Четкое разграничение издержек производства и капитальных вложений

·      Тождество данных аналитического и синтетического учета

Бухгалтерскую отчетность составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями. 

Бухгалтерская отчетность в зависимости от периода, за который она составляется, бывает периодической и годовой.

К периодической (квартальной) относится  бухгалтерская отчетность квартальная, полугодовая, за 9 месяцев. Годовая бухгалтерская  отчетность составляется по итогам истекшего года.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей без десятичного  знака.

Предприятие представляет в обязательном порядке периодическую (квартальную) и годовую отчетность:

·      Собственникам, в соответствии с учредительными документами

·      Инспекции Министерства по налогам и сборам

·      Территориальным органам государственной статистики.

Сроки, установленные для представления  отчетности

·      Годовую – не позднее 90 дней по окончании отчетного года

·      Квартальную – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

Годовая бухгалтерская отчетность является публичной. (?)

Состав бухгалтерской  отчетности и порядок ее составления.

В состав бухгалтерской отчетности включаются:

1. Бухгалтерский баланс - форма  №1

2. Отчет о прибылях и убытках – форма №2

3. Пояснения к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях  и убытках

4. Отчет о движении капитала  – форма №3

5. Отчет о движении денежных  средств – форма №4

6. Приложение к бухгалтерскому  балансу - форма №5

7. Итоговая часть аудиторского заключения

8. Пояснительная записка.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с  законодательством упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, имеют право не предоставлять  в составе годового отчета формы №3,4,5.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

· Бухгалтерский баланс - форма  №1

· Отчет о прибылях и убытках  – форма №2

Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:

·          Основные средства – по остаточной стоимости (01 – 02)

·          Нематериальные активы - по остаточной стоимости (04 – 05)

·          Капитальные вложения – по фактическим затратам для застройщика (заказчика)

·          Оборудование  - по фактической себестоимости приобретения

·          Финансовые вложения – по фактическим затратам для инвестора

·          Материальные ценности - по фактической себестоимости

·          Незавершенное производство - по фактической производственной себестоимости

·          Издержки обращения – в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров

·          Расходы будущих периодов – в сумме фактически произведенных расходов в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам

·          Готовая продукция - по фактической или нормативной производственной себестоимости

·          Товары – по покупной стоимости

·          Дебиторская задолженность – в сумме, признанной дебиторами

·          Остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности в иностранных валютах – в рублях, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода.

Источники средств предприятия отражаются в балансе:

·          Уставный капитал – в размере, определенном учредительными документами

·          Резервный капитал  - в сумме неиспользованных средств этого капитала

·          Прибыль – в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли (чистая прибыль)

·          Кредиторская задолженность – в суммах фактических долгов кредиторам

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. Перед составлением годового отчета предприятия обязательно  проводят инвентаризацию имущества  и обязательств, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.

В новой форме Отчета о прибылях и убытках доходы и расходы  предприятия отражаются по разделам:

·          Доходы по обычным видам деятельности

·          Операционные доходы и расходы

·          Внереализационные доходы и расходы

·          Чрезвычайные доходы и расходы.

Порядок формирования отчета о прибылях и убытках предприятия

1.                       Доходы и расходы по обычным видам деятельности  

(+) Выручка от продажи товаров,  продукции, услуг (нетто) 

(-)  Себестоимость товаров,продукции, работ, услуг, покупная цена 

(=) Валовая прибыль 

(-)  Коммерческие расходы 

(-)  Управленческие расходы 

(=) Прибыль (убыток) от продаж

2. Операционные доходы и расходы

(+) Проценты к получению (по  облигациям и другим видам ценных бумаг)

(-)  Проценты к уплате

(+) Доходы от участия в других  предприятиях

(+) Прочие операционные доходы 

(-)  Прочие операционные расходы

3. Внереализационные доходы и расходы 

(+) Прочие внереализационные доходы 

(-)  Прочие внереализационные расходы  

(=) Прибыль (убыток) до налогообложения

(-) Налог на прибыль и иные  аналогичные обязательные платежи

(=) Прибыль (убыток) от обычной  деятельности

4. Чрезвычайные доходы и расходы

(+) Чрезвычайные доходы

(-)  Чрезвычайные расходы

(=) Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода


Данные вступительного баланса  должны соответствовать данным утвержденного  заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке должны быть объяснены причины.

Изменения бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так  и к прошлому году, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятие объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и главным бухгалтером  предприятия.

Порядок составления и представления  бухгалтерской отчетности предприятий регламентируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия», ФЗ «О бухгалтерском учете»

Значение и  функции бухгалтерского баланса.

Виды и формы бухгалтерских  балансов, их классификация.

Формы бухгалтерских  балансов по функциональной роли:

вступительные,

операционные с подразделением на годовые и промежуточные,

соединительные,

разделительные,

санируемые, 

ликвидационные, 

сводные, 

консолидированные,

отдельные

Формы бухгалтерских  балансов по полноте оценки:

баланс брутто,

баланс нетто

Формы бухгалтерских  балансов по форме регистров в  системе бухгалтерского учета:

проверочные,

оборотные,

шахматные.

Особенности составления и оценки статей в зависимости от видовых  отличий баланса.

Схемы построения бухгалтерского баланса  в России и международной практике. Определение актива баланса. Определение пассива баланса. Состав и классификация статей актива, характеристика его статей. Состав и классификация статей пассива, характеристика его статей.

Бюджетно - распределительные и  регулирующие статьи. Порядок определения по балансу суммы капитала организации и его наращения (финансового результата - прибыли).

Взаимосвязь бухгалтерского баланса  с отчетом о прибылях и убытках (результатным балансом).

Методы оценки отдельных статей баланса. Влияние методов оценки на достоверность бухгалтерского баланса.

Реальность баланса: абсолютная и  относительная; пути достижения реальности баланса; установление реальности годового бухгалтерского баланса (полная инвентаризация всех статей баланса: уточнение количественного состава, состояния и оценки частей имущества, выверка расчетов с дебиторами и кредиторами. Правильность отражения данных активно - пассивных счетов).

Преемственность баланса. Условия, обеспечивающие преемственность балансов: однородность статей, финансовая продолжительность отчетных периодов, неизменность валюты и методов оценки имущественных статей, постоянство учетной политики предприятия.

Техника составления бухгалтерского баланса: промежуточного (месячного, квартального) и этапы составления годового бухгалтерского баланса. Порядок формирования данных по отдельным статьям баланса из Главной книги и других регистров бухгалтерского учета.

Тема 14: Понятие аудита и его  роль в деятельности организации 

В настоящее время документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в России, являются:

1. Федеральный закон от 07.08.2001 №  119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Постановление Правительства  РФ от 06.02.2002 г. № 80 "О вопросах  государственного регулирования  аудиторской деятельности в РФ".

3. Постановление Правительства  РФ от 29.03.2002 г. N 190 "О лицензировании  аудиторской деятельности".

4. Постановление Правительства  РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности».

Правила (стандарты):

№1 Цель и основные принципы аудита, №2  Документирование аудита, №3 Планирование аудита, №4 Существенность в аудите, №5 Аудиторские доказательства, №6 Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой)  отчетности, №7 Внутренний контроль качества аудита, №8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом, №9 Аффилированные лица, №10 События после отчетной даты, № 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица, №12 Согласование условий проведения аудита, №13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита, №14 Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита, №15 Понимание деятельности аудируемого лица, №16 Аудиторская выборка, №17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях, №18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников, №19 Особенности первой проверки аудируемого лица, №20 аналитические процедуры, №21 Особенности аудита оценочных значений, № 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника, №23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

14.1.  Термины и их определения

АТТЕСТАЦИЯ в аудите - проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью, с выдачей кандидатам, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены (прошедшим квалификационные испытания), документа - квалификационного аттестата аудитора установленного образца.

АУДИТ - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно - расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1) понятие, тождественное аудиту; 2) с точки  зрения правил (стандартов) аудиторской деятельности и опыта работы аудиторов в последующие годы - более широкое понятие, определяющее деятельность аудиторов, включающее как собственно аудит (аудиторскую проверку с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие аудиту услуги.

АУДИТОР - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным  законодательством, и аттестованное  в установленном порядке на право  осуществления аудиторской деятельности. Аудиторы могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, т.е. как физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), либо в качестве штатного работника аудиторской организации, а также в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско - правового договора.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"