Курс лекций по "Судебная бухгалтерия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:23, курс лекций

Краткое описание

Судебная бухгалтерия занимается экономическими преступлениями, оформляемыми бухгалтерской документацией. Судебная бухгалтерия основана на знании бухгалтерского учёта, который в свою очередь опирается на экономические науки, юридические науки (ГП, Финансовое, Криминалистика), прикладные наука (математика и т.д.).

Файлы: 1 файл

Судебная бухгалтерия 2.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     2 часть – Реализация результатов.  Передача заключения органам,  назначавшим экспертизу. Возможен допрос эксперта на предварительном и судебном следствии.

     Заключение  должно отвечать юридическим требованиям:

  • соответствие процессуальным нормам;
  • объективность, полнота, конкретность;
  • научная обоснованность;
  • логичность и последовательность изложения;
  • соответствие требованиям стилистики деловых документов и действующих государственных стандартов.

 

      Тема 7. Движение товарно-материальных ценностей и денежных средств

 

     Существуют  определённые стадии движения товарно-материальных ценностей:  

 Поставщик  сырьё  Склад производственных

 запасов

    Производство  
  
 Склад

 готовой

 продукции

    Заказчик
           
                   Предприятие для Заказчика стало Поставщиком      
 

     Виды  нарушений, приёмы выявления

     1. Стадия снабжения. 

     Особенности учёта производственных запасов, виды нарушений, приёмы выявления.

     Производственные  запасы (товарно-материальные ценности) – это вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Товарно-материальные ценности поступают на предприятия от поставщиков в соответствии с договором поставки.

     При отгрузке поставщик выписывает расчётные документы:

  • счёт-платёжное требование (об оплате отгруженных ценностей), или
  • счёт-фактура.

     Сопроводительные  документы:

  • накладные (например, товарно-транспортная накладная), к которым прилагается сертификат или удостоверение качества (например, ветеринарное свидетельство) или документы, предусмотренные договором.

     При получении товарно-материальных ценностей  на основании сопроводительных документов составляются приёмные документы:

  1. приёмный акт или
  2. приходный ордер.

     Составляются  они при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическим наличием товарно-материальных ценностей. В этом случае допускается приходовать ценности без оформления данных документов, при этом на документе поставщика проставить штамп или отметку с указанием основных реквизитов приёмного документа (номер и дата).

  1. акт ввода в эксплуатацию зданий, сооружений, передаточных устройств;
  2. акт приёма-передачи основных средств.

     По  этим документам – типовая форма  ОС 1.

     Если  количество, качество полученных ценностей  не соответствует данным сопроводительных документов, приёмку производит комиссия и оформляется:

  1. акт о приёмке материалов плюс коммерческий акт (в трёх экземплярах с обязательным участием представителя транспортной организации). Это основной документ для предъявления претензии.

     При приобретении товарно-материальных ценностей  подотчётными лицами за наличный расчёт документом, подтверждающим стоимость  приобретения, является:

  1. акт закупки – составляется на основании кассового чека, копии чека, комиссионного.

     На основании приёмных документов на складах производственных запасов заполняются учётные регистры:

  • Книга (карточка) складского учёта.
  • Оборотная ведомость.

     Приёмные  документы передаются в бухгалтерию  для учёта в:

  1. оборотную ведомость – в разрезе мест хранения или материально ответственных лиц.
  2. журнал-ордер – по видам ценностей.
  3. крика покупок (на основании счетов-фактур).

     Со склада в производство ценности выдаются по расходным документам:

  • накладная на внутреннее перемещение;
  • требование;
  • лимитно-заборная или отпускная карта;
  • ведомость на выдачу инвентаря.

     Пришедшие в негодность испорченные материалы  списываются с баланса предприятия на основании:

  • акт списания материалов;
  • акт ликвидации основных средств (типовая форма ОС-4).

     Данные  этих документов отражаются в учётных  регистрах склада и в бухгалтерии как расход.

     Счета товарно-материальных ценностей (01 и 10) – инвентарные, т.е. каждому вновь  поступившему объекту присваивается  индивидуальный инвентарный номер согласно классификации.

     Аналитический учёт основных средств

     На  основании приёмного акта (типовая  форма ОС-1) открывается карточка инвентарного объекта (типовая форма ОС-7), в которой указываются полностью наименование и назначение объекта, заводской номер, дата выпуска, ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, первоначальная стоимость, номер амортизационных отчислений, данные о перемещении объекта.

     Стоимость эксплуатируемого объекта основных средств в виде амортизации переносится на вновь изготовленный продукт равными долями в течение нормативного срока службы.

     Построение аналитического учёта должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств – по видам, местам нахождения.

     Данные  аналитического учёта используются для проверки исходящей информации о подлогах в документах на поступление и в убытие конкретных основных средств (например, неоприходование основные средств, полученных по безналичному расчёту, т.е. нет приёмных документов и нет записей в учётных регистрах).

     Хищения скрываются путём составления подложных  актов на списание основных средств по ветхости и в связи с полным износом. В актах обычно искажается дата приобретения. Искажения устанавливают последовательным сличением по датам актов о ликвидации, инвентаризационных карточек, актов на приобретение описываемых объектов.  

     2. Нарушения на складах производственных  запасов (вторая стадия).

     2.1. Нарушения со стороны поставщика:

     1) При получении некачественных  ценностей от поставщика необходимо установить, в какой момент ценности оказались некачественными:

  • нарушение технологии производства у поставщика (провести товарную экспертизу);
  • в процессе транспортировки – необходимо проверить наличие оформленных в установленном порядке коммерческих актов.

     2) Поставка или отгрузка неучтённого  сырья. Выявляется встречной проверкой  сопроводительных документов и  расчётных документов у получателя и поставщика. Может выявить отсутствие расходных документов у поставщика или расхождение между двумя экземплярами по наименованию, количеству, качеству.

     2.2. Нарушения для склада запасов

     Создание  неучтённых излишков при приёме ценностей  от поставщика, в процессе хранения, при отпуске в производство:

  • неполное оприходование (полное неоприходование) ценностей, поступивших от поставщиков. Выявляется встречной проверкой и взаимным контролем сопроводительных и расчётных документов у поставщика и получателя. Можно обнаружить расхождения по количеству (меньше), цене (больше), качеству (меньше), либо полное отсутствие документов у получателя.
  • в процессе хранения – искусственное завышение потерь, т.е. необоснованное списание на бой, порчу, отходы, усушку. Проверяется взаимным контролем актов списания по основаниям для списания.
  • при выдаче материалов производства излишки ценностей создаются за счет неправильного применения коэффициента перерасчёта, либо при отсутствии на складе аналитического учёта возможно создание пересортицы, т.е. выдача более дешёвых материалов. Применяются приёмы встречной проверки и взаимного контроля документов склада и производства. для выявления пересортицы проводят инвентаризацию. На момент проверки можно применять приёмы фактического контроля (обмеры, взвешивания и т.д.).

     Излишки могут быть присвоены либо реализованы  и присвоены денежные средства, либо могут быть оприходованы, либо из них может быть произведена готовая продукция.  

     3. Нарушения при движении ценностей  на стадии производства

     В процессе производства выпускается  готовый продукт. Затраты на производство продукции регламентируются «Положением  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли«, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (много изменений, уже в 2000 году – три).

     Не  все затраты включаются в себестоимость  продукции. Себестоимость продукции складывается из затрат на производство продукции, организацию и обслуживание производства и затрат на реализацию готовой продукции. Нет смысла рассматривать по статьям, что туда включается. Основные документы по учёту себестоимости:

  • ведомость калькуляции (калькуляция – исчисление) показывает нормы на единицу продукции в натуральном и денежном выражении;
  • ведомость учёта затрат на производство.

     Резкое  возрастание себестоимости отдельных  изделий может рассматриваться как признак бесхозяйственного расходования средств или как хищение, маскируемое по видом хозяйственных операций. При анализе причин роста себестоимости можно выявить выпуск неучтённых изделий, либо хищение сырья.

     Нарушения:

     1. Выпуск неучтённой продукции  может производиться: 

  • за счёт нарушения технологического процесса:
    • недовложение сырья в готовый продукт. Выявляется взвешиванием;
    • замена компонентов (например, вместо муки 1 сорта – 2 сорт, вместо масла – маргарин). Выявляется: экспертиза качества, плюс приёмы фактического контроля (контрольный запуск сырья в производство – из контрольной партии сырья выпускают определённый объём продукции).

     Дополнительные приёмы – восстановление количественного учёта и контрольное сличение остатков. Для предприятия общественного питания совместно с двумя последними приёмами применяют приём «обратной калькуляции» - это пересчёт реализованной готовой продукции обратно в сырьё (применяется только на предприятиях общественного питания).

  • из неучтённого сырья. В этом случае нужен комплексный анализ документов с момента поступления сырья на предприятие.

     2. В издержки производства включают расходы, подлежащие возмещению за счёт прибыли. Завышение затрат приводит к уменьшению налогооблагаемой прибыли. Особо тщательно должны проверяться затраты, связанные с управлением производства:

  • содержание работников аппарата управления;
  • расходы на содержание служебного автотранспорта;
  • затраты на командировки;
  • дополнительные выплаты.

     Особенности учёта готовой продукции

     Из  производства на склад готовой продукции  поступает по сдаточным документам, например, накладная, листок выработки. На складе учёт ведётся по номенклатурным номерам, виду, сорту, месту нахождения в книгах, карточках учёта или в оборотных ведомостях. В бухгалтерии на основе сдаточных документов ведётся ведомость учёта готовой продукции – по фактической себестоимости и по продажной цене. Все плательщики налога на добавленную стоимость при реализации готовой продукции обязаны вести счета-фактуры и учитывать их в книге покупок и книге продаж. 

Информация о работе Курс лекций по "Судебная бухгалтерия"